О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушное такси летать не сможет

Воронежский авиастроительный завод второй раз не смог заключить соглашение о сборке авиатакси

Вчера планировалось подписание трехстороннего соглашения между авиакомпанией Eclipse Aviation Eastern Europe (Люксембург), Воронежской обладминистрацией и Внешэкономбанком об организации на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО) сборки шестиместных самолетов Eclipse-500, предназначенных для корпоративных перевозок. Однако, по данным RBC daily, подписание договора было отложено по инициативе люксембургской стороны, которая решила еще раз ознакомиться с текстами документов и вернуться к этому вопросу в середине ноября. Участники рынка сходятся во мнении, что стороны поняли всю бесперспективность данного проекта в Российских условиях вообще и в воронежских в частности, поэтому они в очередной раз решили уйти от потенциального контрагента или вообще поменять страну, сборщика своего самолета.

ВАСО начало работать в марте 1932 г. С 1986 г. на нем приступили к выпуску широкофюзеляжного самолета Ил-96-300 и его модификаций. На сегодняшний день мощности предприятия позволяют производить одновременно несколько модификаций самолетов, в том числе с применением американских и европейских норм и стандартов. Сегодня на предприятии достраивается шесть самолетов Ил-96-300, производятся комплектующие для Ан-148, также здесь готовятся к серийному производству самолетов Ан-148 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Основными акционерами являются ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин" - 30% акций, ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" - 26,25%, 43,75% акций принадлежит менеджменту и трудовому коллективу. Выручка предприятия за два квартала 2005 г. составила 639 млн руб., чистый убыток по итогам двух кварталов - 35 млн руб., рентабельность собственного капитала - 43,7%.

Отечественный авиапром переживает не лучшие времена. Из-за отсутствия заказов на более крупную технику предприятия отрасли, для того чтобы выжить, начинают искать новые производственные ниши. Нижегородский "Сокол" (имея мощности для серийного производства военных истребителей) уже давно специализируется на выпуске самолетов "Гжель", ульяновский "Авиастар" увидел свое будущее в конвертации старых самолетов Boeing 747 в грузовую их версию. Не найдя другого пути развития, бывший флагман производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300 решил попробовать свои силы в создании небольших самолетов Eclipse-500.

В марте нынешнего года между Внешэкономбанком и Eclipse Aviation Eastern Europe был подписан меморандум о сотрудничестве, по которому банк брал на себя обязательства инвестировать проект по разработке и реализации на территории Восточной Европы и стран СНГ Eclipse-500. Европейцы не отрицали своей заинтересованности в том, чтобы данный проект работал в России. Вначале он должен был реализовываться на ульяновском "Авиастаре", однако осенью планы иностранцев поменялись. Неожиданно они решили перебазироваться из Ульяновска в Воронеж, где организовать площадку по сборке Eclipse-500. Как неоднократно сообщал губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, соответствующее соглашение "должно быть подписано 31 октября".

Но в очередной раз по непонятным причинам это событие было перенесено. Факт переноса подписания соглашения подтвердил и вице-губернатор воронежской области Вячеслав Клейменов. По его словам, планируемое на понедельник подписание соглашения о развертывании производства самолетов Eclipse-500 на ВАСО "по инициативе люксембургской стороны перенесено на середину ноября". Как пояснили в администрации нижегородской области, "представители иностранной компании взяли несколько дней для дополнительного изучения документа". Как говорят эксперты, скорее всего, люксембургская сторона решила вовсе отказаться от подписания данного договора или путем переговоров пытается добиться от областных властей дополнительных налоговых преференций для своего нового сборочного предприятия.

В пресс-службе Внешэкономбанка RBC daily сообщили, что о сроках подписания данного контракта вообще ничего не слышали, "об этом сообщал губернатор, поэтому все вопросы должны быть адресованы ему". День, на который перенесено подписание данного соглашения, им также не известен. Финансовые показатели проекта в банке также раскрывать отказались. На ВАСО подтвердили факт ведения переговоров, но так как заключение трехстороннего соглашения напрямую пока их не касается, то и говорить о его параметрах также не стали, "тем более что не совсем понятно, кто будет инвестировать в производство деньги". Получить официальный комментарий в российском представительстве Eclipse Aviation Eastern Europe также не удалось.

Как говорит источник, близкий к заключению соглашения, представители авиакомпании решили в очередной раз просчитать все "за" и "против" размещения в России данного производства. Если проект удастся реализовать, люксембургская компания станет вторым серийным производителем малолитражных авиатакси в России. Первым и уже получившим заказы на большинство проектов был нижегородский "Сокол" (производящий М-101 "Гжель"). И, судя по небольшому спросу на "Гжель", иностранцам вряд ли удастся сильно расширить отечественный рынок авиационной техники подобного размера. "Тем более что никто из людей, ценящих свое время, не будет пользоваться самолетом примерно за 1,295 млн долл., чтобы летать на расстояния до 1000 км, когда можно за 300 тыс. долл. купить небольшой вертолет и передвигаться по центральной части России на нем. И дешевле, и со взлетом-посадкой проблем мало", - отметил собеседник RBC daily. Тем более что серийное производство данного самолета еще не налажено, но его продают по предоплате в 182 тыс. долл. Он до сих пор не прошел сертификацию, как сообщается на сайте компании, это произойдет "не ранее марта 2006 г.".

Наблюдатели рынка объясняют затягивание сроков по подписанию соглашения тем, что компания в очередной раз решила поискать новое место для производства своего самолета. Дело в том, что, как декларировалось ранее, самолет Eclipse-500 должен был производиться на ульяновском заводе "Авиастар". Как тогда сообщал гендиректор компании Eclipse Aviation Europe Даниил Каждан, в проект будет вложено не меньше 80 млн долл. Летом стороны уже подписали протокол о сотрудничестве. В соответствии с ним переоборудование площадей на "Авиастаре" должно было начаться в сентябре 2005 г. Однако никакого переоборудования не началось, а иностранцы стали параллельно вести переговоры с другими производителями....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка