О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российский воздух оценят по-европейски

Россия намерена за несколько ближайших лет удвоить ставку сборов за аэронавигационное обслуживание иностранных самолетов в своем воздушном пространстве

Россия намерена за несколько ближайших лет удвоить ставку сборов за аэронавигационное обслуживание иностранных самолетов в своем воздушном пространстве. Об этом министр транспорта России Игорь Левитин заявил вчера в Цюрихе, на встрече с генеральным директором Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бисиньяни. В ответ представители IATA обратили внимание российских собеседников, что навигационные сборы должны рассчитываться исходя из реальных затрат на развитие национальной системы управления воздушным движением (УВД). Сохранить верность этому принципу российскому Минтрансу будет непросто. Для этого необходимо сначала где-то найти сотни миллионов долларов на модернизацию системы УВД и лишь потом ставить вопрос о повышении сборов.

Проблема аэронавигационных сборов имеет некоторые общие черты с вопросом о так называемых "пролетных" деньгах - выплатах, которые иностранные авиакомпании, летающие без посадки по транссибирскому маршруту из Европы в Азию, делают в пользу "Аэрофлота". "Аэрофлот" заявил вчера, что он не принимал участия в цюрихской встрече и выступает категорически против возможной увязки двух тем.

На вчерашней встрече с руководством IATA Игорь Левитин обратил внимание собеседников на то, что ставки аэронавигационных сборов в России в 2-2,5 раза ниже, чем в Европе. Он заявил, что в рамках консультаций с Евросоюзом по транссибирским пролетам Россия намерена поднять вопрос об увеличении этих ставок. "Речь идет о последовательном, в течение нескольких лет, повышении ставок в разумных пределах", - сообщила по итогам переговоров пресс-служба Минтранса. Тем не менее конечная цель - привести российские ставки к европейскому уровню, уточнили корреспонденту "Времени новостей" в пресс-службе.

В абсолютных цифрах это выглядит так. Великобритания, например, взимает с пассажирских самолетов первого класса (то есть крупных дальнемагистральных) за сопровождение в своем воздушном пространстве по 220 долл. за каждые 100 км пролета. А российская Федеральная аэронавигационная служба с иностранных лайнеров того же класса - около 90 долл. (для отечественных компаний ставки в несколько раз ниже).

Между тем автоматическое приведение российских тарифов к европейским стандартам наверняка не встретит понимания в IATA. Организация следит за тем, чтобы сборы (в том числе и аэронавигационные) с авиакомпаний соответствовали бы инвестициям в инфраструктуру, обеспечивающую их деятельность. О чем г-ну Левитину и напомнили вчера.

Строго говоря, IATA - международная отраслевая организация, объединяющая коммерческие авиакомпании, - не имеет полномочий диктовать России цену на ее воздушное пространство. Однако Минтрансу было бы крайне нежелательно повышать расценки, не заручившись предварительно одобрением этой авторитетной организации. В тех случаях, когда IATA находит, что интересы ее членов ущемлены какой-нибудь национальной авиационной администрацией, она протестует шумно и публично. Так было, например, в январе этого года, когда канадские власти повысили так называемую "коронную ренту" - особый налог, взимаемый с местных аэропортов.

В то же время удовлетворить IATA в российском случае могли бы только массированные инвестиции в систему УВД.

Упомянув, что проблему аэронавигационных сборов Россия собирается решать "в рамках консультаций с Евросоюзом по транссибирским пролетам", г-н Левитин косвенно дал понять, что допускает некую увязку двух тем. Как известно, руководство Евросоюза активно выступает за отмену сохранившейся с советских времен практики "компенсационных выплат" иностранных компаний "Аэрофлоту" за полеты над Сибирью. По этой статье в нашу страну попадает около 250 млн долл. ежегодно. Последний раз эта тема поднималась на саммите Россия-ЕС 4 октября в Лондоне.

На первый взгляд, для России было бы очень разумно компенсировать потери от снижения одних сборов повышением других. По слухам, главный борец с "пролетными" деньгами - комиссар ЕС по торговле Петер Манделсон даже обещал на саммите российским представителям поддержать увеличение аэропортовых сборов.

Правда, против такой схемы категорически выступает "Аэрофлот". "Не существует никакой связи между аэронавигационными сборами и выплатами по коммерческим соглашениям "Аэрофлота" с иностранными авиакомпаниями, - заявил вчера "Времени новостей" заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - У нас есть план действий, предусматривающий сохранение компенсационных выплат до 2013 года, и мы считает необходимым его выполнять. После этого судьбу выплат будет решать правительство". По мнению г-на Кошлякова, досрочный отказ от этих денег будет означать уступку западным партнерам без ощутимого выигрыша для России. "Европейцы пока ничего не обещают, кроме аморфного тезиса об улучшении взаимопонимания, - сказал он вчера "Времени новостей". - Надо понять, что это означает. Вот что такое "пролетные" деньги, мы понимаем, а что нам вместо них предлагают, еще нет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка