О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Литва: НАТО модернизирует аэродром

На авиабазе НАТО Зокняй под литовским Шяуляем состоялась церемония открытия реконструированной запасной взлетно-посадочной полосы

На авиабазе НАТО Зокняй под литовским Шяуляем с участием высшего военно-политического руководства страны состоялась церемония открытия реконструированной запасной взлетно-посадочной полосы (ВПП). Пресс-служба литовского военного ведомства сообщила Интерфаксу, что "после разреза символической ленты с обновленной ВПП стартовали истребитель F-16 ВВС США и учебно-тренировочный самолет L-39 Albatros ВВС Литвы".

На реконструкцию взлетно-посадочной полосы НАТО потратила почти 14 миллионов евро: было обновлено покрытие ВПП, стоянок самолетов, сооружена система дренажа. Уже объявлен конкурс на осуществление модернизации и основной взлетно-посадочной полосы аэродрома. В этот проект НАТО планирует вложить еще порядка 29 миллионов евро. Работы по ее реконструкции должны начаться уже будущей весной. В это время вступившая в строй запасная ВПП будет временно использоваться как основная.

Аэродром Зокняй был самой крупной в Прибалтике авиабазой ВВС СССР и после неудачных попыток его превращения в международный аэропорт достался литовскому военному ведомству. Это не просто военно-воздушная база, а чуть ли не космодром. Известно, что его 3,5-километровые взлетно-посадочные полосы были запасной площадкой для "Буранов".

С марта 2004 года, когда Литва, Латвия и Эстония вступили в НАТО, именно в Зокняе были размещены истребители ВВС государств-членов альянса, осуществляющие миссию "воздушной полиции" в небе стран Балтии (НАТО охраняет воздушное пространство стран Балтии как натовское, но Латвия, Литва и Эстония выплачивают за это в общий бюджет альянса определенные ежегодные взносы). Эти задачи уже решали контингенты ВВС Бельгии, Дании, Великобритании, Норвегии, Нидерландов. В январе будущего года "на дежурство" заступит Польша с истребителями МиГ-29. С 1 апреля 2006 года контроль за воздушной безопасностью в регионе будут осуществлять летчики ВВС Турции. Это будет первая не трехмесячная, а четырехмесячная миссия. Планируется, что турецких военнослужащих сменят испанцы, а потом снова бельгийцы.

С 30 сентября миссию НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии осуществляют ВВС США: военнослужащие 52-го истребительного крыла Wing Sabres, дислоцированного в Германии на авиабазе Спангдахлем, с пятью истребителями F-16 Fighting Falcon. Это соединение принимало участие в антииракских кампаниях, в 1999 году - в агрессии НАТО против Югославии, в операции в Афганистане.

Американцы приступили к осуществлению охраны воздушного пространства стран Балтии, когда в Литве продолжалось расследование инцидента с самолетом Су-27 российских ВВС, разбившимся 15 сентября в сопредельном с Калининградской областью РФ Шакяйском районе Литвы.

Литовские СМИ поднимали вопрос о том, достаточно ли эффективной оказалась натовская "защита" и реакция германских летчиков на это нарушение воздушного пространства страны. Известно, что германские истребители поднялись в воздух, когда российский самолет пробыл в воздушном пространстве Литвы около 20 минут и уже потерпел катастрофу. Однако представители НАТО не согласились с оценками наблюдателей и свой прямой "провал" списали, например, на необходимость "Литвы, Латвии и Эстонии кооперироваться для создания совместного центра контроля и управления воздушного пространства". Впрочем, прозвучало и предложение, что патрулирующие воздушное пространство стран Балтии истребители НАТО должны подниматься в воздух не только при явном нарушении воздушного пространства Литвы, Латвии или Эстонии, но и в случаях входа вооруженных военных самолетов в воздушное пространство над нейтральными водами, а также приближения их в сторону границ стран Балтии.

Вместе с тем одним из основных итогов разбора действий НАТО в ситуации с катастрофой российского Су-27 стали и требования альянса к Литве выполнять свои обязательства о направлении не менее 2 процентов от внутреннего валового продукта (ВВП) на нужды обороны (в прошлом году расходы на непосредственные нужды военного ведомства составили лишь 1,43 процента от ВВП). "Один вывод уже ясен - необходимо укрепить и усовершенствовать систему радаров", - сказал по этому поводу посетивший недавно Литву с визитом глава Пентагона Дональд Рамсфелд. Как сообщается, Литве уже предложено приобрести еще два дополнительных мобильных радара FPS-117, которые производит американский военно-промышленный концерн "Локхид Мартин". Американские военные утверждают, что эта техника способна "полностью закрыть воздушное пространство вблизи Литвы". Сейчас министерство обороны Литвы пытается "выбить" необходимые для этого почти 40 миллионов долларов.

Эти радары предназначены для ПВО дальнего действия и в основном видят самолеты. Но специалисты считают, что американские РЛС в Литве, Латвии и Эстонии, которые уже действуют и которые еще могут появиться дополнительно, могут быть использованы и для, к примеру, определения старта межконтинентальных баллистических ракет. По крайней мере известно, что в США проводились работы по модернизации этих станций. А это делает пока еще тактическое присутствие НАТО на балтийском плацдарме стратегическим....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка