О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крутое пике авиатора

В Верховном суде Белоруссии начались слушания уголовного дела в отношении бывшего председателя Госкомитета по авиации Ф. Иванова

В Верховном суде республики начались слушания скандального уголовного дела в отношении бывшего председателя Госкомитета по авиации Федора Иванова. Во вторник ему была оглашена окончательная позиция гособвинения. Она построена на одной статье Уголовного кодекса, однако грозит обернуться для отставного высокопоставленного чиновника крупными неприятностями. В списке "подвигов" главного авиатора республики значатся подрыв имиджа государственных органов управления, злоупотребление служебным положением и самое страшное по чиновничьим меркам преступление - пускание золотой пыли в глаза Александра Лукашенко.

Этот грех президент не прощает никому и подвергает провинившегося справедливому и, что самое главное, открытому суду. В случае с Федором Ивановым это правило сработало на все сто. Еще весной глава государства пообещал, что народ узнает правду о проступках Федора Иванова, стараниями которого якобы брошена тень на работу всей белорусской гражданской авиации. На самом же деле тень брошена на отдельных государственных деятелей, которым Иванов, по мнению прокуратуры, старался угодить всеми силами. В их числе и глава государства.

Имя президента в материалах уголовного дела фигурирует. В частности, в эпизоде с переоборудованием под правительственные нужды самолета Як-42. Распоряжение приспособить самолет для перевозки высокопоставленных особ Ф. Иванов получил лично от премьер-министра Сергея Сидорского, который в свою очередь исполнял волю президента. Как отметил государственный обвинитель, необходимость навести лоск в салоне находящегося на балансе у "Белавиа" самолета была навеяна желанием правительства сократить расходы на делегирование за рубеж членов депутатского корпуса. Покупать для народных избранников новый "Боинг" накладно. Достаточно привести в порядок то, что есть в наличии: установить современные системы навигации и безопасности и повысить до правительственного уровня комфортность посадочных мест. Подходящий для модернизации лайнер выбирал Ф. Иванов. На утверждение предложил два варианта: Як-42 и Ту-134. Президент утвердил первый.

Заменить "народный" дизайн салона на VIP-интерьер планировалось силами специалистов Минского авиаремонтного завода, который находится в прямом подчинении Госкомавиации. Тем более что предприятие переживало далеко не лучшие времена и остро нуждалось в заказах. На эти цели был выделен один миллион долларов со специального депозитного счета. Однако при составлении калькуляции завод вышел на иную сумму, превышающую бюджетную на 200 тысяч долларов. При этом рентабельность заказа для завода составляла немногим более 6%. Сверху поступила команда свести рентабельность к нулю и предоставить новые экономические выкладки.

В окончательном варианте смета "ушла" вперед от правительственного миллиона только на 60 тысяч долларов. Проект был одобрен на самом высоком правительственном уровне и принят ремонтниками к исполнению. На реализацию переоборудования правительственные мужи отвели два месяца. Заказ был выполнен в срок. Но, как выяснилось, далеко не силами белорусских авиаремонтников. По словам государственного обвинителя, Ф. Иванов без согласования с вышестоящим руководством подключил к делу московскую фирму "Квант", которая арендует часть площадей авиаремонтного завода. А когда пришла пора сдачи лайнера заказчику, практически идеальная VIP-отделка была выдана за продукт напряженного труда заводчан. Обман обнаружился случайно. На суде же Ф. Иванов заявил, что после подписания акта приемки претензий к нему не было предъявлено.

Участие в проекте россиян влетело белорусскому бюджету в копеечку. Стоимость закупки и монтажа VIP-интерьера увеличилась с прогнозируемых 42,2 до 400 тысяч долларов. Директору авиаремонтного завода даже пришлось писать на имя Иванова письмо с просьбой выделить дополнительное финансирование. Председатель Госкомавиации прошение рассмотрел и обещал выделить средства из фонда гражданской авиации, несмотря на то, что подобная статья расходов не была предусмотрена. Впрочем, никаких денег из фонда заводчанам так и не поступило. Что, собственно, и стало первой искрой разгорающегося скандала.

Свои кровные смогли выбить только работники московской фирмы. Для перевода выделенных на ремонт самолета денег фирме "Квант" Иванову кроме мягких кресел пришлось заказать еще и VIP-сантехнику. Долг перед минскими авиаремонтниками Иванов списал на "Белавиа". Для этого пришлось, как отметил прокурорский работник, "надавить" на директора авиакомпании. Сегодня с подачи экс-главы Госкомавиации национальная авиакомпания терпит убытки в размере 1 млн 65 тыс. российских рублей. Общий же ущерб, нанесенный Ф. Ивановым Минскому авиаремонтному заводу, прокуратура оценивает в 1 млрд 84 млн рублей.

Если инцидент с правительственным самолетом еще можно было спустить на тормозах, то попытку ввести в заблуждение президента во время его визита на Оршанский авиаремонтный завод - никак. По версии обвинения, к приезду в Оршу Александра Лукашенко председатель Госкомавиации подготовился основательно. Чтобы создать видимость бурной деятельности на идущем ко дну предприятии, Иванов распорядился загнать в ремонтный ангар самолет ТУ-135а. Восстанавливать "тушку" не имело никакого смысла. О чем Иванову открыто заявляли опытные сотрудники завода и Госкомавиации. Во-первых, не было экипажа, который смог бы поднять стальную птицу на крыло. Во-вторых, дальнейшая эксплуатация самолета обошлась бы в кругленькую сумму, значительно превышающую стоимость ремонта. Ну и, наконец, что немаловажно, силами специалистов одного оршанского завода восстановить самолет было просто нереально. В ходе капитального ремонта обнаружилось, что фюзеляж машины треснул и восстановлению не подлежит. Но перечисленные обстоятельства чиновника со статусом министра не остановили. Он с гордостью продемонстрировал первому лицу достижения предприятия и уверил, что гражданская авиация будет и впредь наращивать перья.

Следствие считает, что "мудрый" стиль руководства главного авиатора страны обошелся в 1 млрд 859 млн рублей ущерба. В уголовном деле, возбужденном в отношении председателя Госкомавиации по статье 424 УК РБ (злоупотребление служебным положением), есть еще два эпизода, связанных с незаконным разгосударствлением принадлежащей Госкомитету по авиации недвижимости. В первом случае речь идет о здании минской поликлиники по ул. Короткевича, во втором - о складе горюче-смазочных материалов в Бресте, который был продан коммерческой фирме фактически за бесценок. Оба эти эпизода помимо Иванова привели на скамью подсудимых директора аэропорта Минск-1 Василия Лазаря и экс-руководителя РУП "Белаэронавигация" Ивана Шиманца.

В первый день судебных разбирательств было заявлено сразу два ходатайства. Первое касалось освобождения от уголовной ответственности за истечением срока давности экс-директора РУП "Белаэронавигация". Суд его удовлетворил. Правда, зал суда И. Шиманец покинул, скорее недоумевая, нежели радуясь неожиданному повороту событий. Судья особо акцентировал внимание на том, что он освобождается только от уголовной ответственности, и посоветовал воспользоваться помощью грамотных юристов. Что касается двух других ходатайств, поданных адвокатом Ф.Иванова, то ни одно из них поддержки суда не нашло. В начале второго дня слушаний суд отказался заменить Иванову меру пресечения в виде домашнего ареста с подпиской о невыезде, а также провести повторную техническую экспертизу доказательств по эпизоду переоборудования правительственного самолета. Защита Иванова настаивала на том, что в качестве экспертов по данному эпизоду следствие привлекло работников завода, которые, будучи в свое время подчиненными Иванова, являлись людьми заинтересованными и могли сознательно завести следователей в тупик. Свой отказ судья мотивировал туманной формулировкой по поводу достаточности и обоснованности доказательств. Так что теперь отстаивать свою позицию Иванову придется по проверенным временем и следствием документам и фактам.

Но сдаваться без боя авиатор, по всей видимости, не собирается. Как и Василий Лазарь, виновным в совершении правонарушений он себя не признал, заметив, что сумма якобы нанесенного им ущерба взята прокуратурой с потолка. На допросе Иванов держался стоически. Читал лестные отзывы официальной прессы, в которых приводились прошлогодние слова Лукашенко о достойном вкладе Иванова в развитие гражданской авиации республики. Создавалось впечатление, что подсудимый искренне верит в то, что показательный суд над ним - банальная ошибка и все скоро станет на свои места. Любопытно, но, будучи дважды назначенным (первый раз в ноябре 2000 года и второй - сразу после президентских выборов) на высокую должность, авиатор сбивчиво рассказывал о деятельности собственного ведомства, затруднившись перечислить названия частных предприятий, с которыми сотрудничал Госкомитет по авиации. Свалить вину на своих подчиненных Иванов не пытался. Тем более что его позиция изначально вины не предусматривает. О коллегах отзывался достаточно лестно, вспоминая времена, когда в помощниках у него ходило три человека, а ответственные заместители курировали сложные участки авиационной сферы.

Ожидается, что судебный процесс над Федором Ивановым растянется на несколько недель. Суду предстоит допросить множество свидетелей и изучить внушительный объем документов, собранных следствием. Чтобы упростить процедуру исследования доказательств, суд принял решение рассматривать дело отдельными эпизодами, предварительно допросив обвиняемых Иванова и Лазаря.

Таким образом, окончательный вердикт по делу может быть вынесен где-то в середине ноября. Рассчитывать, что приговор будет мягким, не приходится. Обман правительства, а значит, и народа президент не прощает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Белорусская деловая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка