О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром готовится к взлету

Указ Президента по ОАК, после длительных доработок, находится в правительстве. Проблема собственности была главным препятствием для создания корпорации

Минпромэнерго, обещавшее еще весной согласовать все необходимые документы для создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), только сейчас отчиталось по этой работе. Указ Президента по ОАК, после длительных доработок, находится в правительстве. А в пояснительной записке к нему, наконец-то, более менее внятно прописан механизм объединения авиапредприятий, акциями которых на ряду с государством сейчас владеют и частные собственники.

Проблема собственности была, пожалуй, главным препятствием для создания корпорации.

Часть предприятий, которые должны войти в ОАК, являются ФГУПами, а часть - ОАО с различной долей государства. При этом планируется, что государство будет иметь в ОАК по меньшей мере, контрольный пакет акций.

Как следует из пояснительной записки к указу Президента, создание ОАК должно происходить в два этапа, и по плану завершится к концу 2006 года. На первом этапе планируется объединить предприятия, пакеты акций которых принадлежат государству и частным структурам. В этом списке уже есть АХК "Сухой", МАК "Ильюшин", ОАО "Туполев", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина (КнААПО), Новосибирское авиационное производственное объединение имени В.П. Чкалова, внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", а также две лизинговые компании - Финансовая лизинговая компания и "Ильюшин Финанс Ко.". Во всех этих предприятиях государство имеет свою долю. Например, в АХК "Сухой" она составляет 100%, а в "Авиаэкспорте" она минимальна - 15%.

Впрочем, перед тем как объединить все перечисленные предприятия в ОАК, оценку их активов проведет недавно созданное некоммерческое партнерство "Объединенный авиастроительный консорциум". Как уверяют в Минпромэнерго, реализация первого этапа может быть завершена в течение 3-4 месяцев после соответствующего президентского указа и выхода распоряжения правительства.

Еще более сложным и трудоемким выглядит второй этап интеграции. К ОАК необходимо будет присоединить еще два крупных федеральных унитарных предприятия - РСК "МиГ" и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова (КАПО). Сделать это, естественно, можно будет только после их акционирования и приватизации. Понятно, что при этом общий капитал ОАК существенно увеличится.

Для сохранения долей частных акционеров, уже вошедших в ОАК, им будет предложено инвестировать в капитал корпорации денежные средства. Получить долю в ОАК смогут и зарубежные инвесторы.

Одними из основных задач, создаваемой ОАК, станет поиск и создание принципиально нового "прорывного" проекта в авиастроении, с которым не стыдно будет выйти на рынок в 2012-2013 годах. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко обещает, что если все пойдет по плану, то к 2015 году производство гражданской авиатехники вырастит в 10 раз, а выручка корпорации увеличится до 8,2-8,5 млрд. долларов.

Однако в успешности реализации планов Минпромэнерго верят далеко не все. "Предложенный механизм наоборот снизил интерес к вступлению в ОАК некоторых частных акционеров, - говорит один из источников "Газеты" в авиапромышленной отрасли. - Ведь государство хочет сохранить контроль над авиапромом и его доля, которая на начальном этапе будет не меньше 51%, в последствии, возможно, вырастит и до 75%. А это означает, что такого передела, в пользу частников, как это получилось в свое время с нефтяной отраслью, не будет. Не выгодно делится частниками и с зарубежными инвесторами". Вряд ли уложатся чиновники и в заявленные сроки.

По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, вопрос собственности решить, в принципе, можно. Однако опыт предыдущих лет показывает, что любая инициатива, связанная с объединением авиационных активов, выполняется с большой задержкой. "Поэтому не важно, за три месяца появится ОАК или за год, - говорит Макиенко, - Главное, чтобы это произошло до смены нынешнего правительства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка