О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Страсти по двигателю

Скандал вокруг АЛ-31ФН, тянущийся уже несколько лет, не идет на пользу отечественному двигателестроению. НПО "Сатурн" обвиняет ММПП "Салют" в невыплате роялти с продаж двигателя в Китай

Скандал вокруг двигателя АЛ-31ФН, тянущийся уже несколько лет, не идет на пользу отечественному двигателестроению. Разработчик двигателя НПО "Сатурн" (ОАО "Люлька-Сатурн" до объединения с ОАО "Рыбинские моторы") обвиняет ММПП "Салют" в невыплате роялти с продаж двигателя в Китай. "Салют" утверждает, что двигатель создавался на бюджетные средства во времена СССР и ничего общего не имеет с НПО "Сатурн".

Конфликт вокруг двигателя АЛ-31ФН возник три года назад, когда ММПП "Салют" начало его поставки в Китай. По условиям китайского контракта, "Салют" должен был поставить в Китай 54 двигателя для легкого истребителя F-Х. В том же 2002 году два предприятия подписали дополнительное соглашение, определившее роялти в пользу НПО "Сатурн" в размере 8%. "Контракт спас "Салют" от банкротства,- говорит гендиректор НПО "Сатурн" Юрий Васильевич Ласточкин.- Сегодня они фактически производят контрафактный двигатель и вводят всех в заблуждение". По его словам, "в целом "Салют" нам должен почти $30 млн по контракту, только на сегодняшний день их задолженность - более $10 млн".

Однако гендиректор ММПП "Салют" Юрий Сергеевич Елисеев придерживается иной точки зрения. "Ласточкин пытается продать и получить деньги за то, что было создано в СССР за бюджетные деньги,- считает он.- Вся интеллектуальная собственность принадлежит государству в лице ФАПРИС (Федеральное агентство по правам на интеллектуальную собственность.-"Бизнес")". По его словам, ФАПРИС передало всю документацию на двигатель "Салюту" вплоть до 2010 года.

"Такую лицензию в то время получить ничего не стоило,- парирует первый замгендиректора НПО "Сатурн" по НИОКР, создатель двигателя АЛ-31ФН Виктор Чепкин.- Елисеев получил ее, ничего не согласовывая с нами". "В техническом задании китайской стороны зафиксировано, что разработчик двигателя - "Люлька-Сатурн",- продолжает Чепкин.- Мы разработали двигатель, провели его испытания с китайской стороной и с представителями наших ВВС, после чего передали документацию на "Салют". В лицензионном соглашении, подписанном мною и Елисеевым, зафиксировано, что мы передаем ему лицензию, а он обязуется платить 8% роялти".

Помимо споров по поводу происхождения средств на разработку двигателя, в основе скандала лежит неполная передача документов на двигатель со стороны бывшего ОАО "Люлька-Сатурн". "КБ "Люльки" передало нам только часть документов на двигатель, а потом ее опять забрало,- говорит Юрий Елисеев.- Поэтому нам пришлось самим доделывать двигатель". "Они придрались к тому, что мы им передали не всю документацию, и в связи с этим они понесли затраты в размере $2 млн,- парирует Юрий Ласточкин.- Но мы предложили им вычесть эту сумму из причитающихся нам роялти". "А за что ему платить деньги,- недоумевает Елисеев.- Он не выполнил условия, не передал и половины чертежей. Кроме того, "Салют" перевел КБ "Люльки" $1 млн за документацию".

В судах пока более удачливым оказался Елисеев. "Он выиграл суды, потому что лучше подготовился",- считает Чепкин. "Ласточкин с Елисеевым должны сесть за стол и обо всем договориться",- говорит компетентный источник из ВПК, пожелавший остаться неизвестным. Ссора двух ведущих двигателестроительных предприятий страны никому на пользу.

"У НПО "Сатурн" лучший в нашей стране менеджмент, у него лучшее конструкторское бюро, наконец, у него выгодное местоположение,- замечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Со своей стороны, ММПП "Салют" - лучшее в стране предприятие по техническому оснащению. Елисеев тратит в год около $30-50 млн на закупки современного оборудования. Единственный их минус - расположение в Москве. Рано или поздно предприятие однозначно будет выведено из города".

Двигатель АЛ-31ФН

является модификацией двигателя АЛ-31Ф, установленного на всех самолетах Су-27 и его модификациях. АЛ-31ФН - первый случай в истории советского и российского двигателестроения, когда фирма получила задание иностранного государства на разработку авиадвигателя. Всего было выпущено 14 опытных двигателей на НПО "Сатурн" и 54 двигателя - на ММПП "Салют". В настоящее время ведутся переговоры о производстве для китайской стороны еще 50 двигателей с перспективой ежегодных заказов на это же количество. Стоимость двигателя - $3,6 млн.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка