О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

По аэродрому, по аэродрому…

"АК "Днеправиа" обратилось к В. Ющенко с просьбой поручить Фонду госимущества Украины "возобновить и в кратчайшие сроки завершить" приватизацию авиакомпании

8 ноября открытое акционерное общество "АК "Днеправиа" обратилось к Виктору Ющенко с просьбой поручить Фонду госимущества Украины "возобновить и в кратчайшие сроки завершить" приватизацию авиакомпании. В официальном письме, адресованном Президенту, утверждается, что "продажа государственного пакета акций ОАО АК Днеправиа на открытом конкурсе - это единственный путь, который выведет предприятие из кризисного состояния и …позволит нам на равных конкурировать с любым иностранным авиаперевозчиком, без финансовых вливаний со стороны государства".

В настоящий момент участие компании в конкурентной борьбе "на равных", видимо, затруднено, поскольку письмо содержит жалобу на немецкую "Люфтганзу", вознамерившуюся учредить регулярные рейсы из Днепропетровска во Франкфурт и обратившуюся Госавиаслужбу и Днепропетровскую облгосадминистрацию за соответствующими разрешениями. По мнению представителей "Днеправиа", эта инициатива "Люфтганзы" "игнорирует принципы согласования условий совместной эксплуатации воздушной линии с другим назначенным перевозчиком" и если это произойдет, то "предприятие потеряет 18 млн. грн. доходов в год и будет вынуждено отказаться от обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровск".

Последнее предложение вполне позволяет считать пресловутую "просьбу" ультиматумом - либо немцам не дают лицензии, либо аэропорт закрывается. И это не пустая угроза - днепропетровцы уже демонстрировали свой норов, когда попросту запретили пользоваться "своей" площадкой столичным авиаперевозчикам, уже продавшим билеты на летние рейсы в Анталию. Тогда, 23 мая, первый заместитель председателя Госавиаслужбы Александр Давыдов даже направлял председателю правления ОАО "Днеправиа" Анатолию Кукуте телеграмму, в которой предупреждал его о "персональной ответственности за противоправные действия". Но никакой внятной реакции на нее не последовало, а вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия "Днеправиа" прав у Госавиаслужбы не было - аэропортом распоряжается не она, а Фонд госимущества. Обращения к Фонду также оказались безрезультатны. Зато, разъясняя проблему журналистам, Давыдов обмолвился, что она сводится к тому, что все имущество "Днеправиа" давно находится в залоге у ПриватБанка и потому ФГИ не пользуется в днепропетровском аэропорту достаточным влиянием. Имея же "Приват" в качестве "крыши", ОАО "Днеправиа" могло игнорировать приказы не только Госавиаслужбы и Фонда госимущества, но даже правительства, с которым, впрочем, у "Привата" тогда особых проблем не было.

Более того, именно в это время - 27 мая, на заседании совета кредиторов ОАО (основной кредитор - КБ "Приватбанк"), было принято решение об обращении в суд с требованием начала процедуры санации (само дело о банкротстве "Днеправиа" было возбуждено еще 4 ноября прошлого года постановлением Хозяйственного суда Днепропетровской области), а уже 10 июня 2005 года в Фонде госимущества состоялось заседание представителей ФГИУ, Антимонопольного комитета и Минтранса, на котором рассматривался вопрос хозяйственной деятельности ОАО "АК "Днеправиа" и возможная подготовка компании к приватизации.

Административная помощь понадобилась "Привату" не случайно. Дело в том, что взыскание долгов обычным способом в данном случае было затруднено. При преобразовании госкомпании "Днеправиа" в открытое акционерное общество в его уставный фонд был включен целостный имущественный комплекс аэропорта - несмотря на то, что, в соответствии с 5 статьей Закона "О приватизации государственного имущества", этот комплекс вообще не мог подлежать приватизации, а разгосударствление, собственно, "Днеправиа" было "приостановлено на неопределенный срок" специальным приказом ФГИ еще в 1996 году. Сегодня задолженность составляет около сорока миллионов гривень - авиакомпания одалживала у Приватбанка деньги на реконструкцию здания аэровокзала, а также арендовала Boeing-737 у одной из "приватовских" структур. Но, поскольку в качестве кредитного залога использовалось неотчуждаемое имущество, взыскание этой суммы изначально были проблематичными (почему Приватбанк решился на этот риск - вопрос отдельный) и без содействия правительства обойтись было мудрено.

Впрочем, понятно, что возвращение долга не было самоцелью. Намерение "Привата" прибрать к рукам днепропетровский аэропорт не является особым секретом. Еще в январе тамошний профсоюз угрожал забастовкой как раз в знак протеста против продажи предприятия за долги. Как сообщала в своем репортаже Deutsche Welle, в банкротстве компании, профсоюзы обвиняли исключительно руководство "Днеправиа". Авиаторы заявили, что самолеты сдавались в аренду по демпинговым ценам, что неграмотная эксплуатация машин привела к выходу большинства их из строя, (годными для полетов тогда оставались только пять из нескольких десятков), а кредиты на реконструкцию аэровокзала были израсходованы не по назначению. "В результате все долги предприятия оказались в руках одной финансовой группы, которая теперь может за бесценок приватизировать авиакомпанию" - заключала немецкая телерадиокомпания.

Справедливости ради, следует заметить, что "Днеправиа" - далеко не первое днепропетровское предприятие, неразумно распорядившееся кредитами Приватбанка. Достаточно вспомнить историю с Днепропетровским металлургическим заводом им. Петровского, управление которым приватовской "креатурой" закончилось трехкратным превышением суммы долгов над стоимостью основных фондов и последующей санацией, осуществляемой комитетом кредиторов, составленным исключительно из структур, подконтрольных "Привату". В итоге, предприятие досталось группе буквально за копейки.

Правда, руководство "Днеправиа" в своем обращении к Президенту предлагает продать компанию на открытом конкурсе, якобы во избежание занижения цены. Однако, стоит помнить, что днепропетровский аэропорт - не "Криворожсталь" и интерес к нему могут проявить очень немногие. Интересно также, что иск о банкротстве был подан в Днепропетровский областной хозсуд, который "прославился" нынешним летом решением о списании долгов ЕЭСУ. И не исключено, что если бы не сентябрьская отставка правительства, никаких писем Президенту и не понадобилось бы - ведь уже 25 августа глава ФГИУ Валентина Семенюк распорядилась готовить письмо Кабмину о возобновления приватизации "Днеправиа". А если учесть, что приобретение этого предприятия означает, в первую очередь, необходимость расплачиваться по долгам с тем же Приватбанком, то к упоминанию о конкурсе едва ли стоит относиться всерьез. Тогда как к просьбе о "возобновлении и завершении" - вполне....
Авторские права на данный материал принадлежат «ForUm». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка