О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России стало летать в 10 раз безопасней

Летать на самолетах в России безопаснее, чем в Африке и странах Латинской Америки, но опаснее, чем в США и Европе

Летать на самолетах в России безопаснее, чем в Африке и странах Латинской Америки, но опаснее, чем в США и Европе. Безопаснее - из-за надежности техники, используемой отечественными авиакомпаниями, опаснее же - из-за недочетов в работе диспетчерских служб. Так оценил работу отечественных авиакомпаний в области безопасности президент и генеральный директор Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) Стюарт Мэтьюз на 58-м Международном семинаре по безопасности полетов, впервые проводившемся в России. Российские чиновники разделяют такие оценки, однако авиакомпании с критикой не согласны.

Международная организация FSF (Flight Safety Foundation - Всемирный фонд безопасности полетов) основана в 1940-х гг. Ее появление было связано с бурным развитием пассажирской авиации. Сейчас ее членами являются более 300 авиакомпаний мира. По ее данным, сегодня в мире коэффициент безопасности составляет 0,2 на миллион полетов. Другими словами, чтобы попасть в авиакатастрофу, человеку надо летать каждый день в течение 13 тыс. лет. Вероятность погибнуть в ней и того меньше - 10% от всего количества аварийных полетов.

В мире в прошлом году воспользовались воздушным транспортом 1,8 млрд пассажиров. Из них в небе погибло 442 человека, такие данные привел вице-президент Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Гюнтер Матшнигг. Россия относится к категории стран, где полеты можно считать безопасными, хотя, по мнению г-на Матшнигга, еще есть, над чем работать. "Сейчас в России в области безопасности полетов наблюдается значительное улучшение. Но есть пути для дальнейшего развития, в частности в направлении управления воздушным движением, стандартов, интеграции и параллельного использования парка западного и российского производства", - сказал он RBC daily. От ответа на вопрос по поводу безопасности перелетов и проблемы их решения из-за участившихся случаев катастроф самолетов Boeing-737 за рубежом он уклонился.

Устранить все бреши в безопасности полетов и привести их к международным стандартам путем создания единой службы по перевозке призвана недавно созданная федеральная аэронавигационная служба. Ее руководитель Александр Нерадько говорит, что над небом России каждую минуту находится около 700 воздушных судов, в них летят 100 тыс. человек - это население небольшого города. По его данным, по сравнению с 1993 гг., когда уровень авиаперевозок был такой же, как и сейчас, в России стало летать в 10 раз безопаснее. "Сегодняшний уровень обеспечения безопасности полетов был достигнут путем гармонизации российских стандартов с международными требованиями, была проделана огромная работа, которая еще не завершена", - сказал Александр Нерадько.

По словам г-на Нерадько, российская сторона совместно с Международным фондом проводит работу по популяризации безопасности, "о которой [авиакомпании] зачастую забывают по ряду коммерческих предлогов". В первую очередь некоторые авиакомпании в ультимативной форме запрещают своим пилотам в случае неполадок идти перед посадкой на второй круг, поясняет RBC daily вице-президент партнерства "Безопасность полетов" (представителя FSF в России) Рафаил Аптуков. "У нас были случаи, когда наша организация отстаивала права пилотов, которым авиакомпании грозили санкциями, после нашего вмешательства эти претензии снимались", - говорит Рафаил Аптуков. То, что с этим надо бороться, признает и Александр Нерадько. Руководитель ФАНС назвал еще одну проблему: подготовку пилотов. Например, до сих пор не самая высокая безопасность полетов на вертолетах в России связана с нехваткой тренажеров для пилотов-новичков.

Специалисты сходятся во мнении, что причиной 80% всех катастроф является человеческий фактор. Вместе с тем не стоит абсолютизировать его итоги, часто вину пилотов не удается доказать полностью, считает директор департамента госполитики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ Карл Руппель. По его мнению, необходимо как можно более объективно подходить к оценке вины экипажа при расследовании причин авиапроисшествий. С этим утверждением согласен и директор по безопасности полетов МАК Рудольф Таймуразов. Он отметил, что "уже как 10 лет не видел настоящих исследований в области психологии пилотов. Об этой проблеме забыли не только в России, но и во всем мире", - сказал RBC daily Рудольф Таймуразов. Чтобы выяснить причины многих катастроф, сейчас рассматривается вопрос установки в кабине пилотов видеокамер. "Однако против этого восстала вся профессиональная общественность. Мало того, что пилотов "слушают", так еще и будут видеть, что происходит в кабине", - сказал Рудольф Таймуразов.

Российские авиакомпании пока не горят желанием "писать на видео" пилотов, поскольку ни одна из них не попала в международные "черные" списки. Действующие меры контроля за безопасностью подготовки и проведением полетов там считают достаточными. Так, в "Сибири" RBC daily пояснили, что у авиакомпании достаточно денег для реализации всех программ безопасности. "Никогда пилот компании не станет выбирать между экономией топлива (отказ от повторного захода на посадку) и безопасностью пассажиров, - пояснили в компании. - Ему виднее". В "Аэрофлоте" слова руководителя оценки Александра Нерадько не стали. Однако отметили, что для них безопасность пассажира превыше всего. Так, в марте этого года коэффициент безопасности в авиакомпании достиг 99,99%, это самый высокий в мире показатель. Среднее же его значение в "Аэрофлоте" - 99,95%....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка