О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Решено поддержать оборону, а не оборонку

Выступая на КНААПО, премьер-министр М. Фрадков сказал, что свои долги оборонной промышленности государство будет возвращать в виде дополнительных заказов

Выступая 7 ноября на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КНААПО), премьер-министр Михаил Фрадков объявил вполне революционную новость. Он сказал, что свои долги оборонке государство будет возвращать в виде дополнительных заказов.

Работников КНААПО Михаил Фрадков порадовал, сообщив, что на их объединении уже размещены такие дополнительные заказы на производство комплектующих к истребителю 5-го поколения и региональному самолету RRJ. Что симптоматично, оба самолета существуют пока лишь в виде незаконченных бумажных проектов, но серийный завод уже осваивает их производство. Может, изготовленные таким образом детали и агрегаты окажутся впоследствии не нужны, но производственные линии и квалифицированные рабочие без работы и денег не остались.

"Минобороны нужно поработать с точки зрения оптимизации заказов и концентрации ресурсов на наиболее перспективных проектах", - отметил в своем выступлении Михаил Фрадков. Он не уточнил, кто определяет перспективность этих проектов и из каких критериев при этом исходит. Напрашивается только один вывод: чиновники в погонах по-прежнему кулуарно делят пирог госзаказа.

Сам пирог не мал. Гособоронзаказ на 2006 год достиг беспрецедентных размеров - 237 миллиардов рублей, что на 54 миллиарда больше, чем в нынешнем году. Об этом министр обороны РФ Сергей Иванов доложил президенту РФ - Верховному главнокомандующему. При этом министр заявил, что вся прибавка в 54 млрд. пойдет на закупки современного вооружения для ВВС и ПВО. Это наглядный пример "оптимизации и концентрации ресурсов".

Почему именно так, объясняет начальник Генерального штаба РФ генерал армии Юрий Балуевский. Деньги пойдут на модернизацию зенитно-ракетного комплекса С-300 и приобретение одного полкового комплекта С-400 для Командования специального назначения (ПВО Москвы). "Правда, цена кусается, - заметил Балуевуский. - Когда же "четырехсотку" запустят в серию, цена, надеюсь, должна понизиться". По мнению экспертов в сфере оружейной торговли, стоимость С-400 может быть сравнима с экспортной ценой на полковой комплект С-300. Это, в зависимости от комплектации, приблизительно 0,8-1,2 миллиарда долларов.

Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин считает, что столь повышенное внимание к закупкам в сфере ВВС и ПВО имеет объективные причины. В разговоре с корреспондентом "НГ" он сказал: "Об истребителе 5-го поколения говорят уже лет семь, но создание его продвигается слабо, поскольку - недофинансирование. Если такими темпами продолжать, то к моменту создания он морально устареет. Значит, надо увеличивать ассигнования на его разработку. А пока будет закупаться фронтовая и истребительная авиация. Если России придется вести войны, то это будут локальные конфликты. А в них без ВВС и ПВО не обойтись. Так что эти закупки - насущная потребность. Слишком долго откладывалось приобретение новых самолетов и, например, систем ПВО "Фаворит".

Если кто-то получает больше средств, это означает, что изыщут за счет урезания бюджетного финансирования других.

Особенность ситуации с оборонным бюджетом-2006 в замораживании объемов расходов на НИОКР и ремонт техники. Они остаются в пределах 2005 года. Если учесть, что инфляция за год составит более 10%, а в следующем году продолжится, произойдет фактическое снижение расходов в этом бюджетном секторе. При этом происходит постоянное удорожание продукции военного назначения. По этому поводу Виктор Есин сказал следующее: "Уровень инфляции правительство определяет около 11%. Но реально рост стоимости военной техники зависит от роста цен на комплектующие. А в этом секторе они выросли на 20-30%".

По мнению эксперта, особенно заметен рост цен на продукцию предприятий 4-го уровня технологической цепочки. Они практически все акционированы и являются монополистами каждое в своей сфере. Например, по отдельным комплектующим межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь" есть предприятия, существующие в единственном числе. Объем их продукции в "Тополе" всего 1-2%. Но "Тополей" закупается лишь 7-8 штук в год, и эти предприятия оказываются незагруженными 10 месяцев в году. А у них огромные косвенные расходы - надо содержать оборудование, платить зарплату работникам. Это и приводит к повышению отпускных цен.

Если раньше прирост гособоронзаказа размазывался тонким слоем по всем предприятиям ОПК, то нынче ВВС и ПВО оказались застрахованы от принципа "всем сестрам по серьгам". Можно не сомневаться, что по запросам стратегических ракетчиков тоже все закупки будут обеспечены независимо от роста цен. Те же "Тополя", если запланировано вооружить очередной полк РВСН, приобретут в полном объеме. Это означает, что придется сократить расходы на другие вооружения и военную технику, их ремонт и модернизацию. Придется закрывать и некоторые направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Такая нарезка бюджетного пирога приведет к новому витку борьбы промышленных группировок.

Пока сложно предполагать, что в гособоронзаказе начинает действовать какой-то новый, более рациональный порядок. По-прежнему бюджет окутан тайной и никто не знает, сколько конкретно стоит тот или иной образец боевой техники. Российский налогоплательщик в отличие от американского не информируется, из каких расчетов наши генералы заказывают именно эту модель вертолетов и категорически отказываются закупать, допустим, экранопланы. Может, доктрина у них сейчас такая, а может, лоббисты некоторых предприятий ОПК вхожи в высокие кабинеты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка