О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иллюзия полета

Это только на первый взгляд кажется, что обычная игрушка. В московском Центре подготовки виртуальных пилотов утверждают: здесь все как в большой, точнее, в реальной авиации

"Сто шестьдесят! Сто семьдесят! Скорость принятия решения! Сто восемьдесят! - тихо шепчет себе под нос Данила Тусеев. - Отрыв!" И грозный истребитель-перехватчик Су-27 устремляется в небо на очередное боевое задание.

Даниле двадцать три - отличный возраст для летчика-истребителя. Иван Кожедуб в его годы одержал 45 воздушных побед, Исаму Касииде прославился как "величайший охотник за B-29", а "белокурая бестия" Эрих Хартманн имел на боевом счету фантастическое число сбитых самолетов - 352.

Но Данила не оканчивал летное училище - он учился на программиста. Поэтому и машина у него виртуальная - от настоящего самолета разве что приборная доска и обзор на мониторе. В летном деле, как шутит Данила, он с двенадцати лет. Начинал с детской телеприставки, постепенно дорос до авиасимулятора.

Улетная школа

Для одних симулятор - воплощение детской мечты. Для других - попытка победить в себе страх высоты. Для третьих - просто "круто, как в настоящем!". Это только на первый взгляд кажется, что обычная игрушка. В московском Центре подготовки виртуальных пилотов утверждают: здесь все как в большой, точнее, в реальной авиации. Сначала начальная летная подготовка на домашнем компьютере. Потом в центре подготовки вам доверят летать по кругу. И только затем отрабатываются взлет и посадка - наиболее сложные элементы в реальной и виртуальной авиации. Предел мечтаний - так называемая третья категория летной квалификации. Это примерно соответствует категории Е у автомобилистов. Чтобы стать признанным виртуальным асом, нужно сдать экзамен. Как в серьезном вузе, существует утвержденная руководством центра программа. Три задачи, шесть упражнений. В основном тренировочные полеты. Но чтобы справиться с таким тестом, нужно иметь за плечами хотя бы полтора-два года полетов за компьютером. "Обучение, - не без гордости говорит пилот-истребитель Тусеев, набрав виртуальный потолок, - как в реальных ВВС! Мы даже называем друг друга курсантами!"

Правда, среди домашних пилотов настоящих экстремалов немного. В Центре виртуальной авиации подсчитали, что только пять процентов пользователей выбирают болтанку, грозу и посадку с невыпущенными шасси. Видимо, опасаются накаркать.

Угроза национальной безопасности

"Те, кто в середине девяностых начинал выпускать в России авиасимуляторы, могли заранее сушить сухари и собираться на урановые рудники", - шутит Дмитрий Тишин, директор одной из компаний - лидеров на рынке виртуальной авиации России. Дело в том, что на компьютере воспроизводятся не абстрактные поля, леса и реки, а конкретные географические ландшафты. Когда информация дошла до компетентных органов, разразился скандал. Местонахождение аэродромов и промышленных предприятий - секрет. "Мало того, что стратегические объекты рисуют, так ведь у них еще и системы управления самолетом один в один!" - возмущались бдительные люди в погонах.

"До сушки сухарей из-за виртуальных "сушек" дело все-таки не дошло, нашли компромисс", - говорит Дмитрий Тишин. Решили внести некоторые искажения: если изображается военный аэродром, то взлетная полоса не на своем реальном месте, а в стороне. "А что касается внутренностей кабины, так они же все давным-давно опубликованы! На авиасалоне "МАКС" любой желающий может потрогать эти приборы", - утверждает программист.

С высоты птичьего полета

"Мне сверху видно все, ты так и знай!" - эта известная строка из песни больше подходит виртуальной, а не настоящей авиации. Что особенного разглядишь из иллюминатора лайнера, летящего на высоте 10 тысяч метров со скоростью 850 километров в час? Практически ничего, и то если облачность позволяет. На симуляторе же земная поверхность воспроизведена настолько точно, что можно найти и рассмотреть любой населенный пункт, любую крышу и даже калитку.

"Где у вас родственники? - спрашивает меня Дмитрий Тишин. - Гостагаевка в Краснодарском крае? Сейчас посмотрим".

Глазам своим не верю: из пилотской кабины компьютерного самолета отчетливо видны дом и ярко-синяя дверь родного гаража. Такая точность стоит долгих кропотливых усилий. Это сейчас порылся на сайтах, нашел отсканированные снимки местности со спутника, и все дела. А еще несколько лет назад сотрудники компании Тишина скупали карты регионов и фотографии, сделанные туристами, терпеливо сличали их и составляли правильные планы местности.

Образ врага

Все катастрофы прописаны до того реалистично и красочно, что мороз по коже. "В симуляторах могут все системы отказать, гидравлика, - рассказывает Андрей Саломылин, командир Центра подготовки виртуальных пилотов. - Для этого создатели программ сотни раз просматривают кассеты с документальными записями авиакатастроф. Можно только посочувствовать этим людям, когда они отправляются в отпуск на самолете. Исковерканная авиационными ужасами фантазия дает о себе знать".

Разработчики симуляторов не всегда придерживаются политкорректности или простого здравого смысла. Тишин и Саломылин таких безответственных коллег осуждают: "Вот, например, по сценарию некоторых компьютерных игр Россия ведет войну с Грузией или вообще с Украиной. Кому нужна такая пропаганда? Есть на рынке и явные провокации - сражения с авиацией НАТО, базирующейся в бывших союзных республиках. Так на подсознательном уровне пользователям вдалбливается образ врага".

Патриотизм

По данным московского Центра подготовки виртуальных пилотов, в симулированном небе сегодня летают более десяти тысяч соотечественников. Среди них есть и те, кому далеко за шестьдесят. Это ветераны авиации. Коллеги из "поколения пепси" поглядывают на них с уважением: ведь старики, которые в бой уже давно не идут, способны дать фору молодежи - здоровье, может, и не то, но летные навыки сохранились превосходно.

Большинство виртуальных пилотов предпочитают бороздить пятый океан в Интернете. Там можно устроить воздушный бой или найти самолет по душе. Кто-то выбирает Су-27, кто-то - пассажирский "Боинг", кто-то - машины попроще вроде спортивного Як-52. Выбор не просто велик - он огромен. От названий предлагаемых типов самолетов пестрит в глазах: от "этажерки" братьев Райт до суперсовременных невидимок. Но самыми популярными остаются отечественные Су-27 и МиГ-29 - летчики очень патриотичны, да и наши крылатые машины славятся превосходными техническими характеристиками. Мощные, скоростные, маневренные, отлично вооруженные, на таких сражаться одно удовольствие. Но как настоящие профессионалы пилоты из Центра виртуальной авиации отдают должное и зарубежным моделям - ведь среди них есть немало настоящих шедевров своего времени вроде японского "Зеро" или американского Боинга-707.

Охота летать

Многие домашние пилоты воспринимают свое увлечение как эконом-вариант реальной легкой авиации. К слову, подняться в небо на небольшом спортивном Як-52 стоит минимум двести долларов за час. Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, необходимо налетать не менее сорока часов. Виртуальная авиация куда более демократичная и массовая, хотя в России она еще только набирает обороты.

"Помимо нашей фирмы, - говорит Дмитрий Тишин, - симуляторы делают всего две компании. Самая простая модель стоит две-три тысячи долларов. Джойстик обычно обходится долларов в четыреста. Педали можно найти за пятьсот, компьютер - около тысячи. А сам диск с программой недорогой - рублей двести. Но есть и более навороченные модели. Скажем, цена имитированной приборной доски знаменитого истребителя НАТО F-16 - от 5 до 30 тысяч долларов".

Компьютерные программы разрабатывают не только специалисты по IT, но и профессионалы авиационного дела. Андрей Саломылин - в прошлом инженер в КБ имени Сухого. В бюро разрабатывал магнитные гироскопические компасы и курсовые системы реальных "сушек", теперь учит летать на виртуальных. Большинство сотрудников центра программисты, дизайнеры; есть и врач - в детстве заболел небом, да так и не вылечился.

Профессионалы

Первые авиасимуляторы появились в 1988 году: китайцы сделали компьютерную версию F-16. Затем в микросхемах появилась европейская техника.

Развитие тренажеров достигло такого уровня, что в авиационном мире начались споры, засчитывать или нет виртуальные полеты в качестве необходимого для пилотов количества налетанных часов. В США такая практика уже существует. Выполнять фигуры высшего пилотажа там учат сначала на симуляторах. В России идея уравнять в правах "реал" и "виртуал" витает в коридорах Госдумы.

Как говорит Андрей Саломылин, настоящий штурвал нельзя заменить компьютерным джойстиком: не развивается мелкая моторика. Пилот понимает, но не чувствует технику. Головой знает, как действовать в чрезвычайной ситуации, но руками не успевает, а из двигательных рефлексов и состоит настоящий воздушный ас. Есть, конечно, профессиональные симуляторы. Они стоят полтора миллиона долларов, их заказывают в основном гражданские авиакомпании. Профессиональный симулятор не просто имитирует самолет - это часть лайнера, его нос, то есть полноценный тренажер. Вместо стекол - специально закрепленное оборудование, с помощью которого полностью воспроизводятся погодные условия. "Вместо шасси у тренажера ножки, - говорит Сергей Рубеко, заместитель начальника четвертого летного отряда авиакомпании "Сибирь", - они подгибаются, выпрямляются, так что в кабине можно устроить настоящую тряску. Аппарат полностью повторяет все физические нагрузки, поэтому пилоты во время тренировок обязаны пристегиваться".

Фрейдизм

У медиков отношение к авиасимуляторам довольно скептическое. Например, известный психолог Андрей Бабин считает, что желание полетать - это гиперкомпенсация неудовлетворенных психологических потребностей. Иными словами, фрейдистские мотивы: человек покупает огромную машину или огромный дом, автомат Калашникова, меч самурая, а теперь еще и самолет, пусть ненастоящий. Все это делается для того, чтобы скрыть душевные изъяны и комплексы, и в первую очередь сексуальную неудовлетворенность, считает психолог. Существует даже термин "самолетомания", означающий тягу к крылатым и очень большим машинам.

Программисты говорят, что такая точка зрения спорна - и у симуляторов есть масса полезных качеств. Например, они помогают избавиться от аэрофобии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка