О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неладно с титаном

Из-за отсутствия стратегии развитие российского титанового рынка застопорилось. Эти проблемы останутся в прошлом после того, как определится собственник ключевой титановой корпорации

Бывший СССР был безоговорочным лидером в производстве металлического титана, которого у нас выплавлялось больше, чем во всех остальных странах вместе взятых. Однако в первой половине 90-х внутренний рынок практически исчез - потребление металлического титана и его проката сократилось в 30 раз. Двум российским титановым предприятиям пришлось существенно сократить объемы производства и мощности (после остановки многие агрегаты уже невозможно запустить вновь), однако они смогли удержаться на плаву, переориентировав производство на экспорт. Но даже и в таком, сильно ужатом, виде два отечественных титановых гиганта остались ведущими мировыми производителями. С конца 90-х годов они наращивают производство, сумев закрепиться на ключевых зарубежных рынках. Поступательное развитие объединенных в холдинг ВСМПО и "Ависма" продолжалось до октября нынешнего года, когда разгорелся корпоративный конфликт.

Трудный металл

Титановое сырье не редкость, по распространенности этот цветной металл уступает лишь алюминию и магнию, да и содержание его оксида в основных промышленных минералах весьма высоко - от 44 до 96%. Несмотря на свою распространенность, чистый титан в лабораторных условиях был получен только в начале прошлого века, а его промышленное производство началось лишь 60 лет назад. До сих пор он остается самым дорогим из "крупнотоннажных" металлов, а его использование остается весьма ограниченным. Причина тому - сложная и затратная технология производства металлического титана. Даже незначительные примеси делают его хрупким, сводя на нет важнейшие потребительские качества. Хуже того, при высоких температурах титан легко абсорбирует атмосферные газы и примеси, из-за чего многочисленные технологические процессы, сопровождающие плавку, приходится вести в вакууме или в атмосфере инертных газов. Металлургическое производство предъявляет жесткие требования к качеству сырья и включает в себя множество переделов: ГОКи поставляют концентрат на предприятия, изготавливающие губчатый титан, а он, в свою очередь, поступает на металлургические заводы, выплавляющие металлический титан и изготавливающие из него прокат и штамповки. Исключительная сложность и затратность выплавки металла определяет специфику экономики титанового производства: по финансовым показателям добывающие активы играют в титановой промышленности мизерную роль, почти вся добавленная стоимость формируется на металлургических предприятиях. Ряд исследовательских групп на Западе пытается радикально упростить технологию, и тогда конфигурация мирового титанового рынка изменится кардинально, но пока это представляется уделом отдаленного будущего.

Высокотехнологично и индивидуально

Человечество мучается с выплавкой титана только из-за исключительного сочетания в нем прочности и легкости. По этим показателям титан превосходит все прочие промышленные цветные металлы, в том числе алюминий. Именно поэтому титан особенно любят авиакосмическая промышленность и судостроение. Особенно широко его используют предприятия ВПК, применяющие титановые сплавы для изготовления защитной амуниции, корпусов подводных лодок и самолетов, при этом почти весь объем металла потребляется в развитых странах.

Нынешнее мировое производство металлического титана невелико, порядка 80-100 тыс. тонн в год. Титановый бизнес - дело инновационное, наукоемкое и технологически сложное, требующее жесткого контроля за производством и надежности в глазах покупателя. Крупных производителей титана можно пересчитать по пальцам одной руки, потребителей тоже не много, основную часть металла закупают несколько ведущих мировых корпораций, среди которых лидируют авиастроительные компании Boeing и Airbus. Биржевой рынок титана отсутствует, а покупатели предпочитают долгосрочные отношения и контракты.

Цикличность авиакосмической отрасли, являющейся главным потребителем прочнейшего металла, определяет ярко выраженную цикличность и самой титановой промышленности. В 2001-2002 годах объемы потребления титана и цены на него сильно упали - сказались спад в авиастроении после терактов в США и ввод новых мощностей в Америке, Австралии и ЮАР. В этот период, по данным компании Toho Titanium, загрузка мощностей в среднем по миру упала до 70%, а цены на губчатый титан к концу 2003 года опустились до уровня двадцатилетнего минимума. Однако в 2004 году спрос и цены резко выросли. Обозначилась новая быстрорастущая сфера применения металла - производство сталей с титановым микролегированием. Как отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Василий Николаев, спрос на титан в ближайшей перспективе будет только расти.

Впереди планеты всей

Россия на титановом рынке занимает уникальное положение. По запасам содержащих титан ильменитовых и рутиловых руд мы находимся на втором месте в мире, однако эти минералы добываются у нас лишь в мизерных количествах. Как отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев, дело тут в качестве запасов. Большинство наших месторождений характеризуется сложными горнотехническими условиями разработки и требует колоссальных финансовых вложений, минералы зачастую имеют слишком низкое содержание полезных элементов.

По большому счету, титановая индустрия нашей страны представлена только двумя металлургическими переделами, точнее говоря, производящей губку "Ависмой" (г. Березники Пермской области), а также изготавливающим из этой губки металл и прокат ВСМПО (г. Верхняя Салда Свердловской области). Это уникальная пара. Благодаря ей СССР был в свое время абсолютным лидером мировой титановой промышленности; к концу 80-х годов мощности ВСМПО и "Ависмы" превышали мощности предприятий всех зарубежных стран вместе взятых, а титан в огромных количествах использовался у нас для изготовления вооружения и в мирных производствах вроде энергетики или металлургии.

Переориентировавшись на экспорт после обвального спада внутреннего спроса в начале 90-х годов, пара металлургических заводов быстро научилась зарабатывать деньги. Два менеджера ВСМПО, Вячеслав Брешт и Владислав Тетюхин, установили контроль сначала над своим собственным заводом, а затем и над его ключевым поставщиком - "Ависмой". Как отмечает Василий Николаев, такой тандем дал холдингу серьезные конкурентные преимущества на мировом рынке. Ни одна из их конкурирующих компаний не объединяла две стадии металлургического передела, а значит, не могла получать выгоду от производственной синергии. Благодаря ей стало возможным снизить цену продукции на 10-12%.

"ВСМПО-Ависма" в последние годы развила бурную деятельность по расширению своего присутствия на западных рынках. Для этого были все возможности: с одной стороны, российская продукция выгодно отличалась от дешевых китайских и индийских изделий высоким качеством, с другой стороны, россияне могли продавать ее заметно дешевле, чем японцы и американцы. "ВСМПО-Ависма" стала ключевым поставщиком крупнейших авиастроительных компаний, ее доля в поставках титана Airbus достигла 65%, Boeing - 50%. С этими компаниями были заключены долгосрочные контракты, предполагавшие дальнейшее увеличение доли российских поставок (например, у Boeing к 2008 году она должна возрасти до 70%). Благодаря сближению с западными клиентами холдинг прекратил отгрузку полуфабрикатов и стал быстро наращивать долю более сложной продукции: проката, штамповок и даже готовых узлов сложных изделий. Чтобы зайти в новые для себя сегменты рынка, в частности в производство военной продукции, холдинг установил контроль над американскими компаниями National Forge & Machining и Allegheny Technologies Incorporated, производящими титановый прокат и сплавы. Компания ожидала значительного роста производства в ближайшие пять лет и еще более стремительное увеличение выручки.

Две на троих

С 2000 года компании ВСМПО и "Ависма" превратились в высокоприбыльные и привлекательные для крупного капитала активы: рентабельность продаж холдинга не опускалась ниже 15%, чистая прибыль держалась на уровне 50 млн долларов в год, а выручка в прошлом году возросла почти до 400 млн долларов. Такой лакомый кусок не мог не остаться без внимания рейдерских структур. Несколько лет назад компании Виктора Вексельберга провели скупку акций двух титановых предприятий у миноритарных акционеров и попытались реализовать недружественное поглощение компаний. Попытка удалась лишь отчасти: тандем менеджеров согласился ввести в совет директоров каждого из двух заводов по одному представителю контролируемой Вексельбергом "Реновы". Но отношения у трех совладельцев складывались не лучшим образом, в холдинге началась эпоха "троевластия".

Три акционера решили защитить свои интересы с помощью уже популярной в России договорной схемы. Принадлежащие им пакеты акций были переданы в управление офшорному трасту, с 2005 года любой из трех участников мог предложить выкупить свой пакет у остальных по произвольной цене; двое других должны были купить акции третьего партнера либо по этой же цене продать ему свои пакеты. В апреле 2005 года этот механизм запустила "Ренова", выставив свой пакет за 150 млн долларов. Брешт и Тетюхин вопреки ожиданиям "Реновы" смогли его выкупить. Тогда всем казалось, что разногласия в компании остались в прошлом, капитализация титанового холдинга начала быстро расти, а его владельцы ускорили подготовку к IPO на западных площадках. Однако выяснилось, что конфликт лишь перешел в фазу открытого противостояния. "Ренова" начала оспаривать сделку в судебном порядке, а в титановом холдинге заявили о готовности воевать лично с Вексельбергом в российских и международных судах.

Почему же так скоро и с таким шумом разошлись пути акционеров крупнейшей в мире титановой корпорации?

Брешт идет на Запад

За конфликтом крупнейших акционеров "ВСМПО-Ависмы" скрывается их разное, едва ли не противоположное, видение развития титанового бизнеса холдинга.

Стратегия Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина связана с развитием профильного титанового бизнеса - укреплением связей с крупными зарубежными партнерами, повышением доли сложной продукции, дальнейшим совершенствованием основного производства; варианты диверсификации и дальнейшей интеграции бизнеса (например, покупка сырьевых активов) их не очень привлекают. Кроме того, Вячеслав Брешт считается активным сторонником скорейшей интеграции предприятия в западную экономику, его цель - проведение IPO за рубежом и наращивание капитализации бизнеса. Такая стратегия развития выглядит логичной: за границей находятся основные рынки сбыта холдинга, там же в ближайшем будущем будет сосредоточена основная часть прироста спроса. Если удастся успешно провести IPO и сделать компанию совсем уж респектабельной, это облегчит увеличение доли и закрепление на новых сегментах мирового рынка, а в конечном итоге обеспечит рост производства и позволит сократить ценовой дисконт на российскую продукцию.

Правда, как отмечает сотрудник юридической компании "Русатоммет" Владимир Гунич, подобная стратегия может обернуться для нашей страны проблемой. По его мнению, западные компании, в особенности Boeing, проявляют немалый интерес к установлению контроля над российским активом, IPO и политика менеджмента может оказаться хорошим подспорьем в реализации этой цели. По его мнению, стратегическая для оборонного комплекса компания может оказаться в руках иностранцев, а ориентация на экспорт способна привести к проблемам с обеспечением титаном российских предприятий.

Задумка Вексельберга

Какое-то время назад, если верить газетам, Вексельберг был сторонником брештовской стратегии с IPO и выходом на мировые рынки капитала. Сейчас в "Ренове" заявляют, что будущее титанового холдинга - в его интеграции в отечественный авиапром. Хотя идея эта звучит патриотично и наверняка ласкает слух многим российским чиновникам, нам она кажется не очень правдоподобной. Спрос со стороны этой российской отрасли невелик, а перспективы ее роста не воодушевляют: российские самолеты, проданные на внутреннем рынке в этом году, можно пересчитать по пальцам, да и в удачном 2004-м их было изготовлено лишь несколько десятков - в разы меньше, чем собрали крупнейшие зарубежные покупатели титана ВСМПО. Гражданское авиастроение сдает позиции, а с новыми контрактами на сборку военных самолетов проблемы. Более того, алюминиево-титановые сплавы и прокат для российской оборонки изготавливают не принадлежащие владельцу алюминиевого СУАЛа компании. В общем, кооперация с российским авиапромом, на наш взгляд, не сулит структурам Виктора Вексельберга ни значимой синергии, ни больших заказов, ни радужных перспектив.

Скорее всего, стратегия Вексельберга окажется нацелена на достройку титанового холдинга, благодаря чему одновременно удастся значительно расширить и консолидировать империю самого Вексельберга, а также устранить некоторые слабые места его нынешней структуры.

Первое из них связано с зависимостью от украинских поставщиков концентрата (основной его объем идет с Вольногорского ГОКа). Потребности "Ависмы" в сырье последние годы быстро растут, в то время как запасы украинских месторождений близки к истощению, а разрабатывающие их предприятия находятся в тяжелом финансовом положении и не в состоянии инвестировать в развитие производства. По словам Владимира Гунича, переключиться на другое сырье россиянам непросто: по качеству и территориальной близости подходят казахстанские концентраты, но они добываются в небольших объемах. Сырье других возможных поставщиков (китайцев и индийцев) хуже по своим физико-химическим параметрам и плохо подходит для "Ависмы", технология переработки которой заточена под концентраты из республик бывшего СССР.

Другое узкое место титанового холдинга - производственная структура "Ависмы". Сейчас весь объем губки потребляет ВСМПО, но в ближайшей перспективе мощности "Ависмы" уже не смогут удовлетворять быстрорастущие потребности головного предприятия.

Решить проблему могло бы включение в холдинг украинских добывающих активов и Запорожского титано-магниевого комбината. И действительно, к ним Виктор Вексельберг уже давно проявляет немалый интерес. Уже сейчас через "Ренову" бизнесмен контролирует 70% акций ЗАО "Титаново-апатитовая компания", в собственности которого находится лицензия на разработку титаново-апатитового месторождения. Но в будущем он вполне может получить контроль и над действующими украинскими титановыми активами. Как отмечают местные эксперты, он имеет весьма тесные отношения с нынешней украинской властью (например, вскоре после поражения в акционерном конфликте ВСМПО-"Ависмы" украинские титановые рудники без предварительного уведомления приостановили отгрузку сырья россиянам), а власть подумывает о создании нового украинского титанового холдинга с последующей продажей крупного пакета его акций стратегическому иностранному инвестору.

На самом деле масштабы титанового холдингостроительства Вексельберга могут оказаться еще шире. Как отмечает Василий Николаев, объединение производителей металлического титана с ГОКами нигде в мире не практикуется - это может привести к конфликту интересов, когда от сырьевых предприятий будет отсечена ключевая группа потребителей. Дело в том, что в мире подавляющая часть ильменитовых и рутиловых концентратов используется вовсе не для выплавки металлического титана, а для производства химического сырья - диоксида титана. Несмотря на единую сырьевую базу, обработка сырья и производство двух упомянутых продуктов осуществляется по абсолютно разным технологиям и на разных предприятиях (в химической промышленности и цветной металлургии). Да и используется диоксид титана в совершенно иных областях: в лакокрасочной и полиграфической промышленности в качестве пигмента, придающего белизну.

Сейчас рынок химсырья в России не менее привлекателен, чем выплавка металла. Производство диоксида титана в нашей стране минимально, дорогой химикат импортируется с Украины и из зарубежных стран. При этом спрос на него в России быстро растет: в то время как среднедушевое потребление диоксида титана в развитых странах составляет около 4 кг на душу населения, у нас этот показатель на порядок меньше. При нынешних ценах (около 2 тыс. долларов за тонну) российский рынок диоксида титана оценивается приблизительно в 150 млн долларов. Возможно, важной целью Вексельберга станет развитие именно этого сегмента бизнеса, для чего пригодятся деньги и репутация ВСМПО.

До сих пор неясно, какую стратегию развития выбрала себе "ВСМПО-Ависма", поскольку акционерный конфликт в компании еще в самом разгаре. До его завершения лидер мировой титановой индустрии будет топтаться на месте....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка