О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большое небо - чужое небо?

Украинский рынок авиаперевозок вошел в число самых быстрорастущих в мире. Конкурировать с агрессивными западными авиакомпаниями будет нелегко - слишком уж отличаются их ресурсы

Украинский рынок авиаперевозок вошел в число самых быстрорастущих в мире. В 2004 году количество авиапассажиров в стране увеличилось на 36%. При этом национальным перевозчикам удалось даже несколько расширить свое присутствие на рынке. Учитывая, что им приходится конкурировать почти с полусотней иностранных перевозчиков, это достаточно неплохой результат, так что перспективы представлялись обнадеживающими.

Однако в последнее время энтузиазм несколько поугас. Причиной стали как внутриотраслевые конфликты, так и явное изменение позиции ряда государственных чиновников.

Декларация курса на поддержку отечественных авиакомпаний так и остается декларацией. Между тем на подходе соглашение со странами Евросоюза.

В июне было парафировано двустороннее соглашение о некоторых аспектах воздушного сообщения, так называемое горизонтальное соглашение. Согласно этому документу, через два года украинский рынок авиаперевозок может стать практически открытым для крупных западных авиакомпаний, таких, к примеру, как Air France, British Airways, Lufthansa и другие. Никаких ограничений по объему пассажиропотока в Украину для них уже существовать не будет. А конкурировать с агрессивными западными грандами украинским авиакомпаниям будет нелегко - слишком уж отличаются их ресурсы. К тому же, как показывает практика, и избытком застенчивости наши иностранные коллеги тоже не страдают.

Так, в прошлом году государственный департамент авиационных перевозок "Укравиатранс" угрожал даже запретить немецкой авиакомпании Lufthansa осуществлять перелеты по маршруту Киев - Мюнхен. Поводом стало нарушение согласованного объема перевозок. Lufthansa имела право перевозить по этому маршруту 2 тыс. пассажиров в неделю. Однако авиакомпания без соответствующего разрешения поставила на маршрут самолет большей вместимости и тем самым увеличила количество перевозимых пассажиров.

Конфликт, в принципе, замяли. Но, как оказалось, ненадолго. В этом году немцы вновь потрепали нервы отечественным перевозчикам.

Проблемы возникли у "Днеправиа". Базирующаяся в Днепропетровске компания является серьезным региональным перевозчиком как по Украине, так и в страны дальнего зарубежья. Ее ключевой маршрут Днепропетровск - Франкфурт-на-Майне. Естественно, что появление на этом хорошо обкатанном и разработанном рейсе немцев днепропетровскую авиакомпанию, мягко говоря, не обрадовало. Особенно если учесть, что одновременно та же Lufthansa отказала "Днеправиа" в продлении действия соглашения по льготным тарифам на транзит пассажиров "Днеправиа" по Европе через Франкфурт. Компанию Lufthansa явно интересовали иные вопросы-фактически происходит банальный захват рынка.

Более того, вскоре обнаружилось, что ряд украинских чиновников посодействовал в получении новичком наиболее выгодного времени для перелетов - на час раньше, чем у отечественного перевозчика. В результате перед днепропетровской компанией возникла совершенно реальная перспектива потерять большую часть пассажиропотока на этом направлении. По заявлению компании "Днеправиа" в этом случае "предприятие потеряет 18 млн. грн. (3,6 млн. долл.) доходов в год. Тем самым поставлена под угрозу вообще возможность обслуживания авиаперевозчиков в аэропорту Днепропетровска".

На этом фоне обещание Lufthansa внести миллион долларов на развитие аэропорта выглядит не слишком убедительно. Зато хорошо вписывается в стратегию компании по укреплению позиций на рынке.

В прошлом году немецкая авиакомпания увеличила объем перевозок пассажиров между ФРГ и странами СНГ на 10% - до 1,1 млн. человек. Украинских пассажиров среди них - примерно каждый восьмой, и для группы с объемом перевозок более 50 миллионов человек это не объемы. Тем не менее направление рентабельно, и компания упорно расширяет свое присутствие. И небезуспешно. Если в 2000—2002 годах ее услугами воспользовались 90—95 тыс. пассажиров, то уже в 2003-м-120 тыс. Теперь, очевидно, будет новый подъем. За счет кого, тоже не секрет.

В общем, ничего особо удивительного в этом нет: рынок - вещь жесткая. Удивляет другое - позиция государства. Судя по легкости, с которой иностранцам уступили позиции, отечественных авиаперевозчиков уже списали со счетов. Между тем все далеко не так однозначно. В Америке и Европе (в частности в Германии и Великобритании) очень успешно работают так называемые малобюджетные авиакомпании, которые предоставляют недорогой, но доступный и качественный сервис. И, учитывая развитое антимонопольное законодательство в этих странах, перспективы таких мини-компаний очень неплохие. Более того, они и гигантов заставляют снижать цены.

Именно эту нишу вполне могли бы занять и региональные украинские компании. Для этого им необходима только минимальная поддержка, причем даже не финансовая. Нужно упростить процедуры обновления парка воздушных судов, расширить географию полетов. Необходимо решить вопрос о доступе компаний к перспективным направлениям (это тот же Берлин, Вена, Израиль). Если же ничего не делать, то сотни квалифицированных специалистов лишатся работы, а бюджет недосчитается десятков миллионов гривен. Не говоря уж о том, что пассажиры лишаются возможности выбора между дорогой и более дешевой, но качественной услугой. К сожалению, данный вариант не исключен.

При этом к проблемам "Днеправиа" добавляется и ее неопределенный статус. Теоретически она является государственной, но за последние несколько лет не получила (очевидно, и не получит) от госбюджета ни копейки поддержки. Пока же ресурсы приходится привлекать у украинских банков, в основном у Приватбанка. Средства пошли на реконструкцию аэровокзала. Причем задолженность составляет около 40 млн. грн. По оценкам руководства аэропорта, если бы не эти кредиты, сейчас в Днепропетровск не летал бы никто-не было бы аэропорта и необходимой инфраструктуры. (Благо, примеров печальной участи местных аэропортов достаточно.) Сегодня, опираясь на созданную базу, компания "Днеправиа" может наращивать свой потенциал и получает возможность постепенно расплатиться с долгами. Кстати говоря, и попытки Lufthansa перехватить этот маршрут служат подтверждением того, что деньги были вложены днепропетровской авиакомпанией не без пользы. Однако в настоящий момент возможности этих источников исчерпаны.

Привлечь ресурсы на развитие можно было бы через приватизацию, но она отложена на неопределенный срок приказом ФГИ еще в декабре 1996 года. В этом году планировалось разблокировать процесс приватизации, и руководство Фонда госимущества Украины обещало его начать. 25 августа глава ФГИ В.Семенюк распорядилась подготовить письмо в Кабмин о возобновлении приватизации "Днеправиа". Однако год заканчивается, а ничего реально не происходит. Сейчас руководство ОАО "АК "Днеправиа" обратилось уже к президенту Украины Виктору Ющенко с просьбой поручить ФГИ возобновить приватизацию компании путем продажи госпакета акций ОАО на открытом конкурсе.

Кроме того, авиаторы просят президента поручить Госавиаслужбе Украины провести переговоры с авиационными властями Германии о расширении доступа к аэропорту Франкфурта. Сейчас компания может выполнять четыре рейса в неделю при технической возможности не менее семи. Если проблему удастся разрешить, это, несомненно, улучшит финансовые перспективы "Днеправиа".

Кстати говоря, этими вопросами как раз и должны заниматься наши урядовцы. Нужно, как минимум, добиваться не худших условий для украинских компаний, чем для иностранных.

Стоит изучить в этом аспекте и опыт наших соседей. Сейчас отечественный авиарынок регулируется двусторонними соглашениями. Их насчитывается около 25. И пока неясно, что мы выиграем от их отмены. Интеграция в Европу, несомненно, нужна. Но не любой ценой. По оценкам экспертов, при нынешних темпах развития украинским авиакомпаниям необходимо еще лет пять, чтобы подготовиться к открытию воздушного пространства. Иначе может возникнуть ситуация, при которой, глядя на любой самолет, взлетающий из Днепропетровска ли, из Киева ли, украинец будет знать: наших здесь нет......
Авторские права на данный материал принадлежат «Зеркало Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка