О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ТКП: проекты претворяются в жизнь

Каким был завершающий год для Транспортной Клиринговой Палаты, рассказывает ее президент С.Ильичев

Завершается год, наступает пора подведения итогов. Каким он был для Транспортной Клиринговой Палаты, что из намеченного удалось реализовать, что по каким-то причинам затормозилось, наконец, планы на 2006 год - обо всем этом редакция попросила рассказать президента ТКП С.В. Ильичева.

- Сергей Викторович, как известно, отечественная система взаиморасчетов вступила во второе десятилетие своего существования и активной деятельности. Если "поднять" номера нашего журнала за разные годы, вполне наглядно можно узнать, как шаг за шагом шло ее развитие. Для нас это даже своего рода повод для гордости, ведь журнал, по сути дела, стал летописцем отечественной системы взаиморасчетов, фиксируя различные этапы ее создания. Не будем и на этот раз отступать от сложившейся традиции. Итак, об итогах 2005 года...

- Прежде всего, хотелось бы вернуться к тому времени, когда в стране развернулась административная реформа, которая в полной мере коснулась и Министерства транспорта. Говорю об этом потому, что хотим мы того или нет, но отечественная система взаиморасчетов - это словно обнаженный нерв, который мгновенно реагирует на любое прикосновение к нему. Так что реформу, становление новых органов управления отраслью мы ощутили в полной мере.

- Каким образом?

- Еще по соглашению с ГСГА, а на сегодняшний день с Федеральным агентством воздушного транспорта Транспортная Клиринговая Палата обеспечивает формирование всей статистической отчетности по гражданской авиации. В ходе административной реформы, когда на базе бывших территориальных управлений гражданской авиации стали создаваться региональные органы ФАВТ и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вопросы статобеспечения оказались на грани провала. Без преувеличения скажу, что потребовались титанические усилия, чтобы волевыми решениями руководства ФАВТ и ФСНСТ обеспечить сбор статистической информации на местах. Если бы всего два-три месяца этот проект не работал, то сегодня, боюсь, гражданская авиация уже не имела бы четкой картины статистической информации, что непременно привело бы к серьезным сбоям в управлении отраслью.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись. В ходе реформы в отрасли появились новые управленческие структуры, поэтому конец прошлого и начало нынешнего года для ТКП были временем поиска оптимальных решений отраслевых задач как с вновь созданными Федеральным агентством воздушного транспорта, так и с Департаментом государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ. На это уходило и, к сожалению, до сих пор уходит много времени и сил. Наложила свой отпечаток и кадровая нестабильность. За полтора года в агентстве сменилось два руководителя. А на то, чтобы детально войти в курс дела, нужно продолжительное время. Вот тот общий фон, на котором действовала система взаиморасчетов в уходящем году.

Тем не менее, в целом для нас он был удачным. За 2005 год мы внедрили и продолжаем внедрять в жизнь несколько важных проектов. Расскажу о них подробнее и начну с технологий.

Как известно специалистам, ИАТА провозгласила 2007 год годом начала полномасштабной электронной продажи авиаперевозок. Это означает отказ от традиционных технологий и бумажных носителей, когда при продаже перевозки пассажир получает бланк авиабилета. Вскоре вместо него единственным документом, подтверждающим, что перевозка продана, станет электронный билет.

Чтобы решить эту задачу, нужно не только хорошо знать соответствующие технологии, но также иметь соответствующую базу, которая позволит авиакомпаниям подключиться к таким системам, как Sabre, Amadeus, "Сирена-трэвел" и т.д.

Надо сказать, что за минувший год в проекте электронного билета мы продвинулись достаточно далеко. Программный продукт создан, технологии разработаны и уже сегодня система взаиморасчетов способна работать по электронным продажам. Для этого проделали большую работу с банковскими структурами, которые занимаются на отечественном рынке электронными расчетами.

Проект - говорю о том с гордостью - сделан, что называется, на одном дыхании, и на все про все ушло чуть более полугода, поскольку за предыдущие годы смогли накопить колоссальную базу знаний, которые в данном случае и были использованы. В то же время есть и чувство облегчения: позади остались страхи, что проект "не пойдет", либо реализация его надолго затянется. В 2006 году начнется опытная эксплуатация системы электронного билетооформления, в 2007 году - промышленная.

Да, этот проект сложный, потребовавший от нас не только концентрации собственных знаний, но и глубокого изучения зарубежного опыта, в первую очередь американского, где сейчас уже более 90 процентов продаж авиаперевозок осуществляется по электронным технологиям. Это и опыт ИАТА, который во многом помог нашей работе и предопределил ее успех. Тревожит лишь то, сможет ли руководство отраслью в ближайшее время решить вопросы изменения законодательной и нормативной базы, что крайне необходимо.

- Насколько электронные продажи перевозок будут доступны всем российским перевозчикам?

- В этом, пожалуй, отличие нашей технологии электронных продаж от западных. Естественно, вся отрасль перейти сразу на электронные продажи не сможет, поэтому мы будем применять технологии, позволяющие продавать авиаперевозку как с использованием бумажного носителя (бланка авиабилета), так и электронного билета.

Кстати, это было самое узкое место проекта. Опасения, что, дескать, в 2008 году отечественная гражданская авиация "встанет" из-за внедрения электронных продаж, напрасны. Технология универсальна.

Емкость данного проекта безгранична. Мы отчетливо понимаем, что будем делать после промышленного внедрения электронных продаж на следующих этапах проекта. В этом плане не могу не сказать добрых слов в адрес разработчиков отечественных автоматизированных систем, специалистов фирм "КОМТЕХ-Н" и "ТАИС". Им пришлось нелегко, поскольку надо было конкурировать с западными автоматизированными системами резервирования. Так, "Аэрофлот" перешел в систему Sabre, "Пулково" подписало контракт с Amadeus и сейчас переводит в инвенторный центр этой системы свой ресурс мест. Тем не менее, наши специалисты уверены, что, несмотря на все сложности, способны справиться даже с самыми трудными задачами.

Следующий проект, о котором необходимо сказать, - это продажа туристических услуг. Заработала новая система, позволяющая, используя наши технологии по взаиморасчетам, обеспечить турпродуктом большую часть агентств. Проект также удался, мы привлекли к нему достаточно профессиональных партнеров, а минувшее лето показало его востребованность. Проект открывает емкий рынок, хотя пока что мы работали лишь по тем странам, где не требуется визовая поддержка - Турции, Тунису. Отработали всю технологию, определили, что наиболее востребована эта услуга в регионах Дальнего Востока, Якутии, Тюмени, в Москве. По итогам эксплуатации системы провели совещание с агентствами и туроператорами. Кстати, их комиссионные гораздо выше тех, что платят авиакомпании, а потому для агентств эта дополнительная услуга (продажа) очень важна.

Для агентств отдаленных регионов страны очень интересна и продажа билетов на культурно-массовые мероприятия, проходящие в столице. Правда, пока мы делали достаточно робкие шаги в данном направлении, но к лету будущего года работу развернем уже шире. Определена и пилотная организация - театр "Сатирикон", руководство которого приняло решение значительную часть своего ресурса мест заложить в нашу информационную систему, чтобы продажу билетов на спектакли могли вести агентства.

Далее: не могу не остановиться на вопросе, который обсуждали на страницах журнала уже не раз, - о взаимоотношениях с ИАТА.

- Сергей Викторович, напомните вкратце читателям его суть.

- Отечественная система взаиморасчетов сегодня полностью отвечает международным требованиям и вполне могла бы в полном объеме работать на международном рынке перевозок. Это общепризнанный факт. Однако было принято решение о том, что на территории России будет развернута западная система взаиморасчетов BSP. Не будем обсуждать это решение российских авиационных властей, однако наша точка зрения в данной ситуации была такова: не конфликтовать, а искать пути кооперации в данной работе с западными партнерами. Провели ряд переговоров с представителями ИАТА, определились, что готовы к компромиссу с этой организацией. Мы добились, чтобы ИАТА приняла, наконец, решение снять с нейтральных бланков ТКП надпись "Действителен только для полетов в странах СНГ", то есть наш бланк теперь и "де юре" полностью стал международным. Конечно, предстоит еще большая работа по изменению решений ряда позиций конференций ИАТА и Наблюдательного Совета авиаперевозчиков (НСАВ). Надеемся провести ее конструктивно, как надеемся и на аналогичный подход со стороны ИАТА. Тогда, и только тогда, сможет работать в рамках правового поля НСАВ и ИАТА. Прекрасно понимаем, что ИАТА - авторитетная международная организация, по сути своей - движитель мировой гражданской авиации, но, считаем, что должны работать с ней на равноправной основе.

- Кстати, не так давно среди российских агентств, получивших аккредитацию в ИАТА, бытовало мнение, что за это они будут лишены аккредитации ТКП. Так ли это?

- Чепуха. Никто их аккредитации ТКП за аккредитацию в ИАТА не лишал и лишать не собирается. Аккредитация ТКП аннулируется лишь в случае обнаружения серьезных нарушений со стороны агентств в установленных правилах работы.

Однако перейдем еще к одному важному проекту - взаиморасчетам за грузовые перевозки. Сегодня проект находится в активной стадии разработки, большой интерес к нему проявляют как авиакомпании, занимающиеся перевозкой грузов, так и грузовые агенты. Мы провели тендер и выбрали структуру, которая будет представлять инвенторный центр, где авиаперевозчики будут размещать свой грузовбй ресурс - свободный тоннаж на каждом рейсе, либо весь тоннаж грузового борта. Надо сказать, что сегодня в России есть специалисты, глубоко владеющие вопросами авиационных грузовых перевозок. Проблема в том, что до сих пор действуют правила, утвержденные еще в 1985 году. Других отраслевых нормативных документов просто нет. Надежда - на нормотворческую деятельность Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ, где, на мой взгляд, собрались очень квалифицированные специалисты.

Есть еще одна отраслевая проблема, которой занимается Транспортная Клиринговая Палата. Речь идет об альянсах, которые, с нашей точки зрения, в ближайшие два-три года будут активно создаваться. Уже сегодня существуют альянсы российских перевозчиков: "Аэрофлот" - "Аэрофлот-Норд" - "Аэрофлот-Дон", ГТК "Россия"-"Пулково", альянс "Эр Юнион", в который вошли авиакомпании "Красноярские авиалинии", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Сибавиатранс", "Омскавиа", "Башкирские авиалинии". Назову еще два альянса: "ЮТэйр"-"Комиинтеравиа" и "Карат"-"Тулпар". Естественно, ТКП должна строить свою работу так, чтобы этим и будущим альянсам система взаиморасчетов была полезна, удобна и эффективно решала их проблемы. В конце прошлого года альянсом "Эр Юнион" и ТКП было принято решение о создании проекта, позволяющего альянсу эффективно управлять агентской сетью и обеспечивать "прозрачность" продаж и контроль за ними. В конце мая проект был внедрен в штатной ситуации, он продемонстрировал, что все заявленные позиции обеспечены, и сегодня "Эр Юнион" получает выручку от агентств на третий-четвертый день после продажи перевозок. Да, для этого пришлось переработать колоссальное количество документов, разработать совершенно уникальную технологию, чтобы авиакомпании - члены альянса могли уверенно работать с нейтральной средой.

Примерно по такой же схеме работает и альянс "ЮТэйр"-"Комиинтеравиа", и мы уверены, что созданный алгоритм пригодится и другим альянсам. Ну, а всем нюансам работы с системой взаиморасчетов, в частности, по данной технологии, конечно же, обучим и специалистов авиакомпаний альянсов.

- Сергей Викторович, а что удалось сделать в совершенствовании технологий, касающихся расписания и тарифов?

- Это очень важный блок нашей работы. В уходящем году была внедрена новая система тарифов по международным стандартам, которая интегрирована в мировые системы расписания и тарифов. Это достаточно уникальный проект, выполненный специалистами Центра расписания и тарифов. Правда, проблемы возникли не с точки зрения разработки технологий, а в работе с авиакомпаниями. Обучая их специалистов, уровень подготовки которых зачастую был весьма низким, сталкивались порой еще и с неприкрытым безразличием к новой системе тарифов. Это несмотря на то, что данная система, построенная по высоким технологиям, позволяет авиакомпаниям более эффективно вести свою коммерческую работу! Как-то нужно ломать менталитет людей, освобождать их от апатии. Ведь если компания действительно хочет развиваться, интегрироваться в мировой авиатранспортный процесс, знание современных технологий - прямой к тому путь. Но это к слову. Что же касается новой тарифной системы и новой системы расписания, добавлю: они утверждены ФАВТ и будут использоваться в работе с авиакомпаниями.

- Хорошо, давайте теперь поговорим о планах ТКП и возможных проблемах...

- Повторюсь: 2006 год будет годом внедрения электронного билетооформления при продаже авиаперевозок. Проект ключевой, на нем будет основываться все развитие системы взаиморасчетов. Ожидаем прихода в нейтральную среду ряда западных авиакомпаний, к примеру, немецких. Кроме того, провели переговоры с "ЭльАль", "Балкан-Эйр", "Балтика-Эйр", с одной из китайских авиакомпаний. Нас радует, что зарубежные авиаперевозчики приняли решение о работе с нашей системой взаиморасчетов.

Следующее направление - развитие системы продажи туристических услуг. С уклоном на реализацию путевок в здравницы и санатории. Технология отработана. Здравницам она позволит повысить приток отдыхающих и нуждающихся в санаторном лечении. Для агентств - это увеличение продаж перевозок, для ТКП - дальнейшее развитие и совершенствование проекта.

Продолжим развивать и систему интерактивного обучения, которую, считаю, очень удачно не так давно начали. Теперь хотим связать такую форму обучения не только с продажей перевозок, но и с более сложными технологиями системы взаиморасчетов.

- Сравнительно недавно ТКП внедрила проект расчетов по пластиковым картам, какова его судьба сегодня?

- Опыт показал, что сделанное нами на первом этапе проекта работы с пластиковыми картами себя оправдало. Однако то, что действует в этом плане сегодня, можно сделать уже гораздо лучше, применить более совершенные технологии, чем и будем обязательно заниматься. Ведь, как показывает статистика, число пассажиров, пользующихся при покупке авиаперевозки пластиковыми картами, год от года возрастает.

В новом году ожидаем формирования новых альянсов, продолжится процесс разделения аэропортов и авиакомпаний. Это большое поле деятельности для ТКП. Будем принимать участие в разработке соответствующих технологий, поскольку аэропортам необходимо внедрять систему управления отправками, а она в свою очередь требует взаимодействия как с системой резервирования, так и с системой взаиморасчетов. Ну и, конечно, хотелось бы видеть 2006 год более удачным для российских авиакомпании, поскольку показатели, которые сегодня демонстрирует отрасль, свидетельствуют: темпы роста авиаперевозок по сравнению с 2004 годом существенно замедлились.

- Как сегодня складываются взаимоотношения с авиакомпанией "Аэрофлот", не так давно были ведь сложности?

- Эти сложности не прошли даром. Мы, наконец, нащупали главные направления совместной работы, уже пришли по ряду вопросов к взаимопониманию и продолжаем укреплять партнерские взаимоотношения. Специалисты "Аэрофлота" и ТКП вместе работают над проблемой совершенствования продаж перевозок авиакомпании. Многие специалисты "Аэрофлота" теперь гораздо глубже знают применяемые в ТКП технологии. Словом, найден путь для конструктивной работы, и это радует.

Хотел бы отметить, что год нынешний, как и прошлый, был годом, когда система взаиморасчетов не потеряла ни одной принадлежащей авиакомпаниям копейки. Это результат четкого контроля за работой агентов и, в первую очередь, за перечислением выручки. Надеемся, что с таким же результатом закончим 2006 год. Будем заниматься нормотворчеством совместно с Департаментом политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса РФ, поскольку нормативная база - основа основ всех наших технологий. Ну и, конечно же, хотелось бы активизировать работу с Федеральным агентством воздушного транспорта. Это жизненная необходимость.

- Что ж, Сергей Викторович, остается поблагодарить Вас за беседу, пожелать успехов. Думается, и в новом году надо продолжить многолетнюю традицию публикации материалов о деятельности Транспортной Клиринговой Палаты на страницах нашего журнала.

- Непременно. Спасибо и вам!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Гражданская авиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка