О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нижегородское правительство расправит крылья

В. Шанцев одобрил разработанную правительством концепцию развития ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород". В ее рамках областное правительство учредит собственную авиакомпанию

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев одобрил разработанную правительством концепцию развития ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород". В ее рамках областное правительство учредит собственную авиакомпанию, а в аэропорту построят грузовой терминал, центр технического обслуживания самолетов и гостиницу. В следующем году аэропорт рассчитывает получить от модернизации как минимум 40 млн руб. и увеличить пассажиропоток в полтора раза. Впрочем, при этом аналитики считают, что развитие грузовых перевозок может стать для аэропорта более перспективным направлением.

Концепция развития аэропорта, разработанная правительством, предусматривает одновременное увеличение пассажиро- и грузопотока. Пассажиропоток, согласно программе, аэропорт будет наращивать за счет "оптимизации расписания региональных и дальнемагистральных маршрутов и координации взаимодействия между авиакомпаниями", а также за счет создания в будущем году облправительством собственной авиакомпании. По прогнозам, это позволит аэропорту в 2006 году нарастить пассажиропоток в полтора раза до 231 тыс. пассажиров и дополнительно заработать около 24 млн руб., а к 2009 году увеличить число пассажиров до 1,5 млн человек в год.

ФГУП "Международный аэропорт Нижний Новгород" было акционировано в рамках процедуры банкротства летом 2002 года. Правительство Нижегородской области получило больше 95% акций в счет долга по бюджетному кредиту 1995 года, остальные акции остались в федеральном ведении. Статус международного аэропорт получил в 1993 году. В прошлом году услугами аэропорта воспользовались около 200 тыс. пассажиров, за 10 месяцев 2005 года - 165 тыс.. Прибыль в 2004 году от авиационной деятельности составила 54 млн руб., от непрофильной деятельности - 19,3 млн руб.

С названием авиакомпании в правительстве еще не определились, но уже известно, что она закупит в лизинг три новых самолета Ту-154 вместимостью 152 человека, а также три бразильских самолета Embraer-120 вместимостью по 30 человек и два самолета Embraer-145 вместимостью по 50 человек. По словам Николая Макарскова, помощника нижегородского вице-губернатора Виктора Клочая, Ту-154 будут закуплены по цене $8,5 млн за каждый. Стоимость и продавцы бразильских лайнеров не называются. Впрочем, в правительстве не исключают, что Embraer могут быть заменены на Ил-114. Как прописано в концепции, эти купленные суда будут выполнять как региональные рейсы в Иваново, Кострому, Пермь и Владимир, так и дальнемагистральные - в Алжир, Турцию, Египет, на Кипр.

С обслуживанием собственных воздушных судов, как считают авторы концепции, проблем у авиакомпании не будет: для снижения производственных издержек в аэропорту планируется создать собственный центр технического обслуживания (ЦТО) воздушных судов. По прогнозам облправительства, при запланированном росте объема перевозок в 2006 году выручка от деятельности ЦТО составит около 16 млн руб.

Для роста грузопотока в нижегородском аэропорту будут построены грузовой терминал и логистический грузовой центр. Созданием последнего, как рассчитывают в облправительстве, займется независимый инвестор на участке, приобретенном в собственность в районе аэродрома. Часть вырученных от продажи участка средств правительство направит на покупку самолетов для своей авиакомпании.

Эксперты сходятся во мнении, что попытка нижегородского правительства и аэропорта переманить нижегородских пассажиров, летающих через Москву, оправданна. По словам представителя МИДа в Нижнем Новгороде Сергея Малова, услуги новой авиакомпании будут востребованы, так как интерес нижегородцев к международным авиаперелетам из Нижнего, а не из столицы, в последнее время значительно вырос: "По данным Федеральной погранслужбы, количество нижегородцев, вылетевших за рубеж в летний туристический сезон 2005 года, увеличилось почти в пять раз по сравнению с прошлым годом. Поэтому то, что планирует команда губернатора, логично". С Сергеем Маловым соглашается и руководитель аналитического отдела агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев: "Нижний Новгород как один из крупнейших городов России, может генерировать большой пассажирский трафик, поэтому попытка перехватить пассажиров, вынужденных совершать полеты через Москву, естественна".

В то же время, как констатируют эксперты, успех авиакомпании будет зависеть от того, какие именно воздушные судна она использует. "Если компания будет работать с современными типами самолетов, а не с бывшими в употреблении долгое время, ее проекты будут рентабельны, поскольку потребители при выборе авиаперевозчика руководствуются в первую очередь комфортабельностью и безопасностью самолета", - считает Сергей Малов. А Олег Пантелеев, комментируя планы облправительства по покупке бразильских лайнеров, замечает, что самолеты Embraer до сих пор не вводились ни одной российской авиакомпанией, поэтому техническое обслуживание этих судов "потребует пристального внимания и будет недешевым". Использование Ту-154, по словам господина Пантелеева, достаточно ограничено: "Эти самолеты не смогут летать в Европу по шумовым показателям и на популярные курорты Бали и Тайланд - по дальности". Директор туристической компании "Спутник" Владимир Пьянов со своей стороны добавляет, что рейсы местной авиакомпании станут популярны у нижегородских туркомпаний "при условии, что ее тарифы на аренду воздушного судна будут не выше расценок других авиакомпаний". В целом же, по словам господина Пьянова, нижегородские турфирмы "давно ждут своего авиаперевозчика".

Оценивать рентабельность будущих рейсов местной авиакомпании эксперты пока не берутся. По мнению Олега Пантелеева, региональным перевозкам из Нижнего предстоит выдержать конкуренцию с автомобильным и железнодорожным транспортом. Как считает эксперт, они могут стать перспективными при высокой частоте полетов и в том случае, если авиакомпании удастся отладить систему обслуживания и хватит инвестиций для стартовой раскатки рейсов.

В целом же, по мнению аналитиков, если учитывать многочисленные условия для эффективности работы местной авиакомпании, вторая часть правительственной концепции, предусматривающая развитие грузооборота нижегородского аэропорта, может оказаться интереснее: Нижний Новгород вполне может претендовать на грузовой хаб или своеобразный распределительный узел - этому способствует наличие собственной промышленности, генерирующей грузооборот на территории региона....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка