О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Стабильность неба

В 2006 году авиаотрасль Красноярского края ожидают перемены. На базе "КрасЭйр" будет образована авиакомпания AiRUnion. Также должно произойти выделение аэропорта Красноярск из активов "Красноярских авиалиний"

В 2006 году авиационную отрасль края ожидают большие перемены. Во-первых, на базе красноярского перевозчика "КрасЭйр" будет образована единая авиакомпания AiRUnion. Во-вторых, в скором времени должно произойти выделение аэропорта Красноярск из активов "Красноярских авиалиний" и переход его в государственную собственность. Укрупнение авиационного рынка и реформа системы отечественных аэропортов - две основные задачи, которые сейчас пытаются решить чиновники Минтранспорта в сфере российских авиаперевозок. Первое необходимо для того, чтобы отрасль вообще имела возможности для развития, а второе призвано увеличить конкуренцию. С укрупнением в Красноярске все в порядке, а вот сильного изменения конкурентной среды после отделения аэропорта эксперты не прогнозируют. С подробностями - Наталья Ярилова.

Тенденция к укрупнению авиационного рынка прослеживается давно. Авиация, выращенная в тепличных условиях советского времени, оказалась не готовой к рыночной экономике. Маленькая авиакомпания практически не имеет перспектив для развития. Она не в состоянии купить новую технику и создать достаточные условия для ее ремонта и правильной эксплуатации. Поэтому несколько лет назад государством была взята стратегия на укрупнение авиакомпаний. Большие авиакомпании стратегию уловили быстро. Последние годы все солидные авиакомпании только и делали, что воплощали в жизнь тезис Минтранспорта об укрупнении. "Аэрофлот" прошлым летом приобрел "Архангельские воздушные линии" (АВЛ). "Сибирь" в этом году присоединила к своим активам "Челябинское авиапредприятие". "Пулково" влилось в государственное транспортное предприятие "Россия". А "КрасЭйр" обратилась в Минэкономразвития РФ с предложением создать единую авиакомпанию на базе авиационного альянса AiRUnion, в который сейчас входят ОАО "КрасЭйр", ОАО "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Омскавиа" и ОАО "Сибавиатранс". Согласно предоставленному проекту, государство будет владеть 32% акций объединенной авиакомпании (из пяти компаний альянса государство контролирует только две - "КрасЭйр" (51%) и "Домодедовские авиалинии" (50%). - "Ъ"). Остальные акции планируется разделить между авиакомпаниями согласно размеру капитализаций. "Красноярским авиалиниям" отойдет 20% акций, 20% - "Домодедовским авиалиниям", 9,6% - авиакомпании "Самара", 4,6% - ОАО "Омскавиа", 6% - ОАО "Сибавиатранс".

"КрасЭйр" - четвертая по величине авиакомпания страны. В 2004 г. перевезла 1,9 млн пассажиров, получив 8,4 млрд руб. выручки и 9 млн руб. чистой прибыли. Государству принадлежит 51% акций "КрасЭйр", около 40% контролируют структуры Бориса Абрамовича. ООО "ЭйрЮнион" создано в 2004 г. под авиаальянс AiRUnion. 51% ООО принадлежит "КрасЭйр", 49% - "Домодедовским авиалиниям". Кроме этих компаний в AiRUnion вошли "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс", в которых связанным с Абрамовичем структурам принадлежат 70%, 40% и 100% соответственно. Все участники альянса в январе-сентябре 2005 года перевезли 2,6 млн пассажиров, получив 14,8 млрд руб. выручки.

Пока официального ответа на предложение "КрасЭйр" нет. Однако предполагается, что решение будет принято в первой половине 2006 года. Не исключено, что Минэкономразвития "поторгуется" насчет размера государственного пакета, но вряд ли правительство окажет сопротивление самой идее альянса, которая совпадает с позицией государства. Как заявил во время недавнего турне по Сибири и Дальнему Востоку министр транспорта Игорь Левитин, если распродавать отдельные государственные авиакомпании, в итоге государство ничего не получит. Взамен министр предложил идти по пути слияния государственных пакетов в региональных авиакомпаниях.

Если все получится, объединенный холдинг может стать первой компанией в России по авиапарку и второй после "Аэрофлота" по объемам выручки и пассажирообороту. Но юридическое оформление авиационного альянса на авиационный рынок Красноярья не окажет существенных изменений. Фактически маршрутные сети всех участников альянса уже объединены в единую систему.

Еще одно событие, ожидаемое в 2006 году, - отделение аэропорта Красноярск от авиакомпании "КрасЭйр". Если сейчас аэропорт находится в собственности компании "Красноярские авиалинии", то в будущем владельцем 51%-ного пакета акций станет государство. "КрасЭйр" является сейчас единственной крупной российской авиакомпанией, в собственности которой есть аэропорт. До последнего времени таких компаний было две, но в сентябре этого года Росимущество зарегистрировало разделительный баланс, согласно которому летный комплекс федерального государственного унитарного авиапредприятия (ФГУП) "Пулково" был передан государственной транспортной компании (ГТК) "Россия". А оба аэропорта компании - Пулково-1 и Пулково-2 - теперь принадлежат ФГУП "АПК "Пулково". Комментируя этот процесс, Игорь Левитин заявил: "Аналогичный процесс разделения по видам бизнеса в ближайшее время ждет все авиапредприятия страны. Мы хотим понимать, какие авиакомпании способны существовать самостоятельно, без аэропортов, чтобы конкурировать и быть заказчиком авиационной техники". Глава федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик подтвердил, что разделение крупных авиапредприятий РФ на аэропорты и авиакомпании завершится до лета 2006 года. "Концепция управления федеральным имуществом гражданских аэропортов" полагает, что чем быстрее удастся разделить все бывшие объединенные авиаотряды на аэропорты и перевозчиков, тем скорее будет создана нормальная конкурентная среда, которая заставит авиапредприятия искать новые пути развития, поскольку независимые аэропорты заинтересованы в привлечении большего числа авиакомпаний.

Напомним, что именно наличие "своего" аэропорта не раз вызывало разговоры о монополизме "КрасЭйр" на красноярском рынке (хотя официальные данные УФАСа это не подтверждали). Так, по заявлению авиакомпании "Сибирь" сейчас отделение УФАСа по Красноярскому краю возбудило дело против "КрасЭйр" с формулировкой "злоупотребление доминирующим положением". Представители "Сибири" считают, что, пользуясь правом собственности на аэропорт, "Красноярские авиалинии" необоснованно отказывают конкурентам в праве полетов через Красноярск. По этому поводу в "КрасЭйр" заявили, что сейчас вхождение еще одного перевозчика невозможно ввиду большой загруженности аэропорта и реконструкции взлетно-посадочной полосы и первого терминала. Рассмотрение этого дела назначено на 8 декабря текущего года.

Правда, отделение аэропорта в действительности вряд ли как-то скажется на положении "КрасЭйр". Более того, сомнительно, чтобы эта мера помогла закрепиться в Красноярске конкурирующим авиаперевозчикам. Как считает директор департамента маркетинга AiRUnion Андрей Егоров, переход аэропорта к новому собственнику не повлияет на планы развития авиакомпании. А планы у компании большие: это и создание единой авиакомпании AiRUnion, и развитие грузового хаба на базе аэропорта Красноярск с включением маршрутной линии Европа - Азия. "Узловое построение маршрутов для аэропорта выгодно и нужно. В случае разрушения узловой системы аэропорт потеряет связи и доходы. А альянс, если на то пошло, сможет найти себе для пассажирского и грузового хаба другой аэропорт, в том же Новосибирске, например", - говорит Андрей Егоров.

Однако ориентироваться на "КрасЭйр" аэропорт будет не только по соображениям экономической эффективности, но и потому, что и после фактической смены собственника в его руководстве останутся все те же кадры, что сейчас работают в "КрасЭйр". По мнению заместителя руководителя управления ФАС по Красноярскому краю Олега Харченко, государство будет пассивно исполнять свою роль собственника и никакого фактического влияния на его функционирование иметь не будет. "Хотя появление новых перевозчиков в Красноярске все-таки становится более возможным", - добавляет он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Красноярск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка