О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Теория пинка

Ю. Берестников каждое свое дело начинал с "пинка под зад" от судьбы. Сегодня он занимается тем, что во главе компании "Сибавиализинг" готовит крупные сделки по лизингу авиатехники для крупных банков

Большие дела всегда рождаются благодаря каким-то совершенно незначительным подвижкам. Так, один непродленный отпуск привел к тому, что в 1991 году начальник техбюро Запорожского моторостроительного объединения решил открыть кооператив и перестать подрабатывать у собственных рабочих. Юрий Берестников каждое свое дело начинал с "пинка под зад" от судьбы. Сегодня он занимается тем, что во главе компании "Сибавиализинг" готовит крупные сделки по лизингу авиатехники для крупных банков, а начинал с идеи изготовления теннисной ракетки из титана. По его мнению, ничто не стимулирует человека лучше сильной неудачи.

Пинок первый - импульсный

- В 1991 году я жил в Запорожье, квартиры не было, зато была семья и маленький ребенок, а я работал начальником техбюро на Запорожском моторостроительном объединении. Зарплата у нас начислялась таким образом, что рабочие зачастую получали больше меня. Так что в свободное от работы время я был вынужден наниматься к собственным рабочим строить им дома, дачи: белим, красим, штукатурим… Как известно, для того чтобы что-то начать, нужно получить хороший пинок под зад. Я такой получил от своего начальства.

Пока я был в отпуске, у меня умер отец, отпуск мне продлить отказались, пришлось всех послать далеко и написать заявление по собственному желанию. Правда, тут как раз случился путч, и мое заявление пролежало без движения почти полмесяца - во время чрезвычайных событий в стране на решение всех кадровых вопросов было наложено вето. В конце концов я все-таки уволился, и мы с друзьями организовали кооператив, чтобы делать титановые теннисные ракетки. Это сегодня титан - супердорогое сырье, тогда же вопроса стоимости сырья вообще не существовало как такового: титан просто валялся под ногами. Зато не было никаких форм собственности, кроме кооператива. Нам этот кооператив надо было зарегистрировать в горкоме. Мы туда пришли вчетвером, рассказали: так, мол, и так, хотим зарегистрировать кооператив, теннисные ракетки будем делать. И тут нас спрашивают: "А сколько вас человек?" Мы честно отвечаем: "Четыре. Все перед вами". И тут горкомовец нас спрашивает: "И что, вы вчетвером работать будете?" - "Да нет. Людей собираемся нанять". И тут чиновник произносит гениальную фразу, которая, правда, тут же лишила нас всех надежд на кооператив: "То есть вы собираетесь заниматься эксплуатацией человека?!" В общем, в регистрации нам отказали по причине недостатка членов. Зарегистрировались мы только через год, набрав 100 "мертвых душ" знакомых и родственников. Правда, идея выпускать титановые теннисные ракетки тогда уже умерла, и наш кооператив занимался изготовлением запчастей для электропогрузчиков. Нам даже дали какую-то премию за то, что наше молодое предприятие создало наибольшее количество рабочих мест в городе. Тогда было совершенно сумасшедшее время, при инфляции в несколько тысяч процентов в год мы даже не знали, сколько зарабатываем. Хотя деньги были, естественно, основным движущим фактором при начале собственного дела.

Затем молодые запорожские коммерсанты решили заняться первичным рынком и ничтоже сумняшеся написали письмо напрямую на "Балканкар", где и производили эти погрузчики. Неожиданно от болгар пришел ответ, и за несколько дней переговоров, на которые Юрий Берестников с товарищем отправились с сотней долларов в кармане, был заключен контракт на 3,5 миллиона долларов.

- И тут возник вопрос, как мы будем расплачиваться,- валюту тогда легально купить было нельзя. Болгары нас спрашивают: а что у вас есть? Мы звоним в Запорожье: действительно, что у нас есть? Выясняется, что у нас есть прокатная сталь. Далее болгары узнают стоимость прокатной стали на Лондонской бирже, мы делим стоимость нашего контракта на стоимость этого металла, затем каким-то образом переводим все это в погрузчики и заключаем договор. Приехав в Запорожье, мы тут же начали эти еще не существующие погрузчики продавать и даже продали несколько штук. Потом вдруг нам звонят из порта, говорят, что на наше имя пришла баржа, и если мы ее за ночь не разгрузим, то будем платить какую-то страшную неустойку- "демередж".

А утром, вслед за баржей, приезжают болгары и спрашивают: где наша сталь. Я их быстро везу в санаторий ЦК КПСС в Форосе, там культурная программа, отдых - баня-застолье. А потом честно им говорим - нет стали, продадим погрузчики - купим сталь.

Они так и уехали ни с чем, в надежде на наше честное слово, хотя у себя на "Балканкар", кажется, даже получили какую-то премию за успешно проведенную сделку.

Разобравшись в сложных перипетиях обмена российской стали на болгарскую технику, в результате которых болгары сталь получили, но не сразу, потому что к моменту отправки металла внезапно были отменены квоты на вывоз, а лицензирование еще не вошло в употребление. Попытки обратиться в профильное министерство ни к чему не привели- принимавший Берестникова замминистра посмотрел на него с недоумением: какие погрузчики? какая сталь? о чем вы думаете? Отечество в опасности!- тогда в стране происходили очередные политические потрясения, и заниматься вопросами лицензирования вывоза сырья было недосуг. Между тем пресловутые погрузчики успешно продавались, и запорожский кооператив расширялся, на Украине ему стало тесно, и компания открыла филиал в Нижнем Новгороде. Открыла внаглую - в самом центре, практически у кремлевских стен.

- Тогда был 1993 год, время беспредела. Два года местные бандиты вычисляли, кто я такой и кто за мной стоит, отчего я такой борзый. Когда выяснили, что никого нет, я оказался перед выбором: либо работать на бандитов, либо все бросить и уезжать.

Получив от судьбы очередной пинок, я улетел в Москву.

Пинок второй - взлетный

Юрий Берестников сидит в библиотеке собственного загородного дома и, спокойно раскуривая трубку, рассказывает мне, как он приехал в Москву с отрицательным сальдо в 88 тысяч долларов, в состоянии, которое русская поговорка описывает как "ни кола, ни двора". И выясняется, что здесь-то и начинается та самая самолетная история.

- Пришлось опять начинать все с нуля. Тут однокашник, работавший в "Инкомбанке", предложил возглавить создающееся у них подразделение авиационного лизинга.

В России тогда этими вопросами вообще никто не занимался. Пару лет я только изучал эту тему. И тщательно изучив, понял, что у нас в стране это невозможно. Тогда не было банков, которые готовы были давать "длинные" деньги под небольшие проценты. На новые самолеты у авиакомпаний не было денег, а старые требовали ремонта, причем стоимость этого ремонта зачастую превышала стоимость самого самолета.

И было понятно, что возможен только лизинг самолетов и авиадвигателей на вторичном рынке. Сейчас на рынке присутствуют восемь крупных авиакомпаний, и процесс купли-продажи самолетов более или менее упорядочен. Тогда же был абсолютный хаос, в котором мне нужно было найти хоть какую-то логику, чтобы уменьшить риски сделки. В 1997 году была создана "Инком - авиализинговая компания", зависимая от кредитов банка, но не дочерняя. Первый большой контракт у нас был с "Аэрофлотом" на ремонт 60 двигателей. Затем мы заключили первый в истории России международный контракт на лизинг самолетов Ту-154М: мы покупали их в Таллине и поставляли в Белоруссию авиакомпании "Белавиа".

- В 1998 году мы непосредственно подошли к тому, что могли кредитовать лизинг новой авиатехники. К августу 1998 года компанией была подготовлена первая в истории России сделка по лизингу авиакомпании "Дальавиа" новых самолетов Ту-204-100 производства завода "Авиастар".

Сделка готовилась в течение года и к концу июля была полностью согласована сторонами. В августе Юрий Берестников поехал на отдых в Крым, а вернулся оттуда после печально известного августовского вторника, положившего конец многим хорошим начинаниям. Независимому лизингу в том числе.

- Я реально понимал, что заниматься лизингом новых самолетов в России долгое время будет невозможно. Какое-то время компания существовала за счет старых сделок, однако к тому времени стало окончательно ясно, что проведение крупных сделок возможно только при государственной поддержке. "Инком - авиализинговая компания" к тому времени уже превратилась в группу лизинговых компаний "Лидер", так как "Инкомбанк" прекратил свое существование. Мы с партнером разделили свои обязанности. Я занимался бизнесом, он - поиском государственных дотаций и привлечением инвестиций.

В 2001 году государство решило провести тендер на лучшую авиализинговую программу, под которую оно выделяло 50 миллионов долларов. В тендере участвовали пять компаний, хотя реально борьба шла между "Лидером", "Ильюшин финанс" и Финансовой лизинговой компанией.

Как известно, в нашей стране для того, чтобы выиграть подобного рода тендер, нужно иметь не столько аргументированную позицию, сколько сильное лобби. У "Лидера" такого лобби не оказалось, в результате компания заняла почетное третье место с отставанием на сотые доли процента. Госфинансирование поделили между собой "Ильюшин финанс" и Финансовая лизинговая компания. "Лидер" остался на бобах.

- На этом рынке могут работать компании, принадлежащие либо банкам, либо крупным корпорациям. На долю компаний, за спиной которых не стоят крупные финансы, остается брокерская деятельность - подготовка и последующая продажа сделок. Так строится рынок во всем мире, а в России это вообще - единственно возможная схема. Проиграв тендер, я понял, что могу работать только как брокер.

Во всем мире брокерская деятельность - это тяжелое, но достаточно уважаемое занятие. Если ты можешь грамотно подготовить крупную сделку и продать ее банку - это значит, что ты профессионал, признанный в отрасли и обладающий непогрешимой репутацией.

Пинок третий - итоговый

К моменту осознания своего места на рынке компания "Лидер" наталкивается на непреодолимые противоречия внутри руководства. Партнеры расходятся, как мягко обозначает Юрий, "не очень хорошо", что на самом деле означало и взаимные финансовые претензии, и вполне реальные угрозы.

За Берестниковым из "Лидера" уходит вся его команда, которая помогает основать новую независимую компанию.

Это "расставание" Юрий называет "еще одним пинком под зад, который был дан, чтобы выше подняться". Сейчас его компания (а на самом деле пять независимых компаний, объединенных общим руководством) занимается подготовкой, ведением и продажей банкам лизинговых сделок с крупными лизингополучателями: компаниями, входящими в альянс AiRUnion, и аэропортом Внуково.

- Мой вид бизнеса - это интеллектуальная деятельность, успешность которой зависит исключительно от собственной активности и от порядочности отношений. Моя задача - это сохранение равновесия между интересами лизингодателя и лизингополучателя. Я - это своеобразный экран между двумя полюсами интересов. Я не имею права склоняться ни на чью сторону, а должен сохранять абсолютную отстраненность и находить компромисс, устраивающий обоих.

- Получается, что вам как представителю интеллектуального труда совершенно не требуется начальный капитал для развития бизнеса? - Денег нужно ровно столько, чтобы существовать самому и дать возможность существовать собственной команде в течение года - того начального периода, который требуется для того, чтобы заключенные сделки начали приносить доход.

- Новичкам пробиться трудно? Как я понимаю, это достаточно закрытый бизнес?

- Как и все остальные отрасли. Настойчивость и инициатива - и можно добиться абсолютно всего. Может быть, новичку потребуется больше времени на то, чтобы убедить игроков в своем профессионализме.

А так - никакой разницы. Бог дает по намерениям, и чем они альтруистичней, тем больше отдача. Я, когда начинал заниматься самостоятельным бизнесом, хотел прежде всего создать такое дело, которое не было бы на меня завязано и могло существовать отдельно от меня и после меня. Сейчас мне достаточно появиться в офисе два-три раза в неделю, остальное время расходуется на переговоры с банками и потенциальными лизингополучателями. Кстати, тот кооператив, который мы - "безжалостные эксплуататоры" - основали в 1991 году, сегодня прекрасно существует и процветает, там продолжают работать сотни людей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка