О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"КрасЭйр" прячет деньги в самолетах?

Несколько лет авиакомпания сдавала в лизинг самолеты сама себе

Как стало известно RBC daily, авиакомпания "КрасЭйр" на протяжении нескольких лет сдавала сама себе в лизинг самолеты. Эксперты не исключают, что таким образом она пыталась оптимизировать налогообложение лизинговых операций, а если сделки заключались на нерыночных условиях, то компания могла недоплачивать и дивиденды своему основному собственнику - государству. Положительный результат подобных операций для авиаперевозчика не очевиден, поскольку на финансовых показателях его деятельности подобная оптимизация налогового бремени никак не отразилась: по итогам деятельности за 9 месяцев чистая прибыль "КрасЭйр" составила всего 28,5 тыс. руб.

ОАО "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") - четвертая российская авиакомпания (в ее состав входит красноярский аэропорт Емельяново). Воздушный парк компании насчитывает девятнадцать Ту-154М, два Ил-96-300, три Ту-204-100, шесть Ил-86, пять Ил-76, один Ту-214, два Boeing 767 и др. За десять месяцев 2005 года воздушными судами "КрасЭйр" перевезено 1,6 млн пассажиров (на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года) и 13,8 тыс. тонн груза (рост на 6%). Выполняя регулярные и чартерные рейсы, воздушные суда "КрасЭйр" провели в воздухе 38 тыс. часов (снижение на 10% по сравнению с прошлым годом). За десять месяцев 2005 года красноярский аэропорт отправил и принял 966 тыс. пассажиров и 14,4 тыс. тонн груза. Согласно оперативным данным, финансовый оборот авиакомпании составил более 7,7 млрд руб.

"КрасЭйр" на протяжении нескольких лет брала в лизинг у ООО "Авиационный лизинговый центр" (АЛЦ), возможно, подконтрольного менеджменту авиакомпании, самолеты Ту-204-100. Как стало известно RBC daily, по этой схеме были поставлены два из трех самолетов этой марки. Как следует из документов "КрасЭйр" (они имеются на сайте авиаперевозчика), борт Ту-204-100 № RA-64018 "Василий Суриков" поступил в авиакомпанию именно при помощи этой лизинговой фирмы. "Суриков" был построен на ульяновском авиационном заводе "Авиастар-СП" в 1999 г., в соответствии с договором лизинга (№ ЦЛС-01-1693) в феврале 2003 г. лайнер был передан "Красноярским авиалиниям" в лизинг практически неизвестной в профессиональных кругах компанией "Авиационный лизинговый центр" сроком на 60 месяцев. В соответствии с контрактом сумма договора составила 882,5 млн руб. Из них базовая стоимость "Василия Сурикова" составляла 366 млн руб. (в соответствии с решением общего собрания акционеров, правда, одобрившим сделку только 20 июля 2005 г.), остальное пришлось на общую сумму лизинговых платежей и выкупную стоимость судна (7 млн руб.). По той же схеме в авиакомпанию поступил и самолет № RA-64019 "Иван Ярыгин".

Учредителями ООО "Авиационный лизинговый центр" являются три компании, две из которых находятся в Красноярске и одна - в Ульяновске. По 19% АЛЦ принадлежит ООО "Финансовый центр "Капитал-лизинг" и ООО "Авиационный центр расчетов и маркетинга". Генеральным директором обеих компаний является Григорий Спешилов, занимающий должность заместителя гендиректора "КрасЭйр". Остальные доли в лизинговой компании принадлежат ульяновскому ООО "Весма", расположенному по тому же адресу, что и АЛЦ. Конечными учредителями всех компаний являются физические лица, не исключено, что это топ-менеджеры "КрасЭйр".

Деньги на все сделки выделяло ульяновское отделение Сберегательного банка России. Причем по самому кредиту поручителем выступала авиакомпания "КрасЭйр". И если по договору лизинга платежи составляли 509,5 млн руб., то сама лизинговая компания должна была отдать Сбербанку РФ только 417,4 млн руб. Разница - почти 100 млн руб. - оставалась в распоряжении АЛЦ, то есть погашала затраты на существование компании. В авиакомпании "КрасЭйр" комментировать лизинговые сделки отказались. Григорий Спешилов в пятницу от комментариев уклонился, попросив время на обдумывание ответа. В понедельник RBC daily связаться с ним не удалось ввиду его большой занятости.

Участники рынка в действиях менеджмента авиакомпании особых нарушений не усмотрели. "Главное, что они не хотят афишировать, так это причастность лизинговой компании к менеджменту "КрасЭйр"", - сказал RBC daily представитель одной из лизинговых компаний. По его мнению, иметь рядом с собой лизинговую компанию не так плохо. "Если технику они повесят на баланс авиакомпании, то это повлечет за собой дополнительные налоговые последствия (2,2% налога на имущество). Если это оборудование висит на лизинговой компании, то налог не платится. Второе преимущество - это налог на прибыль: когда техника берется в лизинг, появляется большой простор для его уменьшения", - отмечает собеседник RBC daily.

Таким образом, по данной схеме авиакомпания могла занижать прибыль и тем самым недоплачивать дивиденды своему основному собственнику - государству (51% акций авиакомпании принадлежит Росимуществу). "Государство могло потерять свою потенциальную прибыль, если лизинговый платеж был завышен. Фактически деньги из кармана государства могли перетекать в карман частного лица", - говорит аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина. По ее мнению, этого могло не произойти, если техника бралась на рыночных условиях. "Налицо явный конфликт интересов. Если две стороны одной сделки контролируются в какой-то части одним и тем же человеком, естественно, у него будет большой соблазн заключить договор на более выгодных условиях в пользу лизинговой компании", - считает г-жа Капустина....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка