Военно-промышленный курьер
30 ноября 2005, 10:40
Зеленый свет для Ан-148
Между ВАСО и украинским АНТК им. Антонова подписан лицензионный договор о передаче ВАСО прав на производство самолетов Ан-148
Ан-148 - магистральный самолет регионального класса, рассчитанный на перевозку от 65 до 80 пассажиров на расстояние до 5000 км. Этот региональный самолет разработан АНТК им. О.К. Антонова. Серийное производство самолетов налаживается в настоящий момент на ВАСО и киевском авиазаводе "Авиант". На 69% самолет состоит из комплектующих, производимых российскими предприятиями авиационно-космического комплекса. В России продажей, поставками в финансовый и операционный лизинг этих самолетов занимается лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК). В настоящее время у ИФК уже сформирован портфель твердых и предконтрактных соглашений с российскими авиакомпаниями на поставку 54 самолетов. Кроме того, свою заинтересованность в приобретении 10 самолетов Ан-148 проявила украинская авиакомпания "Аэросвит" и 7 самолетов - Республика Казахстан.
Отметим две немаловажные особенности указанного лицензионного договора. Во-первых, на ВАСО создается филиал АНТК им. Антонова, являющийся структурным подразделением АНТК в Воронеже, в состав которого будет назначен представитель генерального конструктора на ВАСО. Во-вторых, филиал и ВАСО вносят необходимые изменения в типовую конструкцию самолетов семейства Ан-148, создают модификации этого самолета непосредственно на ВАСО, организуют сертификацию новых модификаций, конструкторское сопровождение и эксплуатацию вновь созданных модификаций. Это дает России право самостоятельно доработать Ан-148 от базовой версии до следующих вариантов: военно-транспортный, специального назначения, грузовой, грузопассажирский.
Как сообщил генеральный директор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." Александр Рубцов, соглашение не устанавливает ограничений по срокам или количеству выпущенных самолетов, а также по географии потенциальных продаж Ан-148, которые будет делать ВАСО. Вместе с тем украинская и российская стороны договорились координировать ценовую и маркетинговую политику, для чего планируется создать совместный центр продаж. Объявлено, что в течение ближайших 10 лет на ВАСО будет собрано около 250 самолетов.
Широкой публике Ан-148 впервые был представлен в ходе авиасалона "МАКС-2005". Машина участвовала как в программе показательных полетов, так и на статической экспозиции и привлекла большое внимание. В частности, интерес был проявлен со стороны российских военных, несмотря на то что тендер на легкий транспортный самолет выиграл Ил-112В. Но Ил-112 еще не готов, а Ан-148 уже летает, к тому же теперь его выпуск уже в 2006 г. будет освоен в Воронеже. Это может оказаться решающим фактором для принятия решения о поставках этой машины в интересах ВВС РФ. Тем более что главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Владимир Михайлов неоднократно говорил, что ему нравится Ан-148 и что на его базе можно создать хороший базовый самолет для военно-транспортной авиации России. Принятие же Ан-148 на вооружение российской армии открывает возможности для начала экспорта этих самолетов в ВВС третьих стран, что сулит весьма солидные валютные поступления отечественному авиапрому.
Как уже отмечалось в статье В. Карнозова "Шинель для Ан-148" ("ВПК" №17, 18-25 мая 2005 г.), при весе 45 т Ан-148Т перевозит около 12 т груза на дальность до 1750 км. Выполняя полеты с полосы длиной менее километра, он способен брать 5 т. Самолет обеспечивает доставку 80 солдат или 70 десантников с оружием на дальность до 5 тыс. км. Габариты грузовой кабины достаточны для бронемашины БРДМ-2, автомобилей УАЗ-469,
УАЗ-2206, ГАЗ-66, Hammer и Land Rover Defender. А авиакомпаниям придется по душе вариант перевозки микроавтобусов и грузовиков "Газель".
Ан-148Т несколько меньше Ан-12, однако за счет высокой скорости полета - 800 км/ч против 570, - последних достижений в аэродинамике и двигателестроении он способен выполнять большую транспортную работу. Стреловидное скоростное крыло не уступает старому прямому по максимальному значению аэродинамического качества (17). На крейсерском режиме силовая установка из двух двигателей большой двухконтурности Д-436-148 потребляет 1500-1600 кг керосина в час. За счет низкого расхода топлива при полете на дальность 5 тыс. км
Ан-148Т сможет перевезти практически столько же груза, что и гораздо более крупный ИРТС.
С приобретением Ан-148Т ВТА получит новое качество: легкие тактические самолеты смогут в случае необходимости обеспечить не только локальные, но и внутриконтинентальные перевозки. Действительно, без посадки Ан-148Т способен перевезти 12 т из Москвы в Новосибирск или 8 т от Урала до Хабаровска. А с одной технической посадкой - 12 т из Петербурга в Хабаровск. Высокие параметры жизненного цикла планера (80 тыс. часов, 30 тыс. посадок, календарный срок службы - 30 лет) и двигателей (40 и 20 тыс. циклов соответственно) позволяют "гонять" самолет на большие дальности без опаски быстрого "выбивания ресурса".
Новый самолет, близкий по внешним размерам и массе конструкции к Ан-74ТК200, поднимается в воздух с массой 45 т против 36,5 т, берет до 12 т груза вместо 10 (или 70 десантников вместо 40) и летит с большей на 200 км/ч крейсерской скоростью, потребляя при этом на 200 кг в час меньше керосина. Сравнение впечатляет еще больше, если принять во внимание, что Ан-74 - вполне современный, конкурентоспособный на мировом рынке самолет, производство которого продолжается по заказам Египта, Ливии, Судана и Украины.
Сильная сторона Ан-148Т - высокая степень унификации с базовым пассажирским лайнером. От него берется крыло, включая центроплан, оперение, носовая часть фюзеляжа, передняя стойка шасси и основные самолетные системы. Кабина спроектирована под экипаж из двух летчиков. Обеспечивается посадка по III-А категории ИКАО, эксплуатация с бетонированных и грунтовых полос, соответствие перспективным экологическим требованиям, в том числе Главе 4 ИКАО по шуму на местности.
Комплекс авионики, являющийся продолжением линии Ан-70, российский, "Авиаприбор-Холдинга". Он обеспечивает выполнение перспективных требований ИКАО, а его архитектура - наращивание функции под новые требования. Ядро комплекса может послужить основой для создания воздушного командного пункта высокого технического уровня.
Потребность только российских авиакомпаний в пассажирских региональных самолетах, к числу которых принадлежит Ан-148, в ближайшие 10 лет оценивается в 200 единиц. Пассажирский и рамповый Ан-148 может стать хорошей основой для семейства самолетов специального назначения. По имеющимся оценкам, ВС РФ и другим российским силовым структурам может понадобиться еще порядка 200 машин. Кроме чисто транспортных, нужны морской патрульный, самолеты РЭБ, РТР, тактический разведки и управления, воздушный командный пункт для тактической группы или команды специального назначения, топливозаправщик.
Таким образом, с началом производства нового регионального самолета Ан-148 в Воронеже появляется реальный шанс дать Вооруженным Силам РФ машину, военный вариант которой позволит существенным образом расширить и нарастить их возможности.
Вместе с тем реализация программы производства указанных самолетов на ВАСО позволит гарантированно загрузить мощности этого авиазавода на ближайшую перспективу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции