О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Королевская инспекция

На Dubai-2005 наследный принц эмирата Дубай уделил особое внимание самолетам РСК "МиГ"

Авиационная выставка Dubai-2005 прошла 20-24 ноября в выставочном комплексе Fairs&Exhibitions на территории дубайского аэропорта им. шейха Рашида. Она сохранила статус самой динамично развивающейся в мире, увеличив выставочные площади еще на четверть по сравнению с предыдущим событием 2003 г. Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" выставила два истребителя МиГ-29СМТ. Один из них ежедневно поднимался в воздух в рамках программы летного показа.

По традиции церемония открытия авиасалона началась с разрезания символической "красной ленты". Затем последовал обход линейки выставленных летательных аппаратов высшими руководителями страны-организатора в сопровождении высокопоставленных иностранных гостей. С легкой руки организаторов это действие, ставшее неотъемлемой частью выставки в Дубае, известно как "королевская инспекция" (Royal Inspection).

В этом году список "инспекторов" был весьма внушительным. Его возглавил наследный принц эмирата Дубай шейх Мохаммед бин Рашид Аль-Мактоум. Его высочество носит звание генерала и занимает пост министра обороны Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Мохаммеда сопровождал младший брат шейх Ахмед бин Саед Аль-Мактоум. Он тоже носит титул принца. Ахмед возглавляет Департамент гражданской авиации ОАЭ и председательствует в совете директоров национального перевозчика - авиакомпании Emirates.

"Плечом к плечу" с принцами "королевскую инспекцию" проводили министр обороны султаната Оман его превосходительство шейх Бадр бин Сауд бин Хареб Аль-Боссаеди и начальник штаба ВС Кувейта генерал-лейтенант Фахад Аль-Амир. Всего же шейха Мохаммеда сопровождали не более сотни представителей семейств "голубых кровей" арабского востока (многие из них несут службу в вооруженных силах и прочих государственных структурах своих государств).

Состав и построение "королевской инспекции" строго выдерживались на протяжении всего действия. Не имевшие дворянских званий гости "плелись" в конце колонны. В их числе оказались и высокопоставленные (в ранге министров) представители США, Судана, Швеции и других стран. Сторонники "западной демократии" скромно помалкивали, удерживали указанное им место в процессии. Они не стали перечить воле именитых клиентов - хозяев выставки из богатой нефтью федерации арабских княжеств.

Заранее распланированная траектория движения "королевской инспекции" строго выдерживалась организаторами выставки. От имени последних выступала председатель правления Fairs&Exhibitions англичанка Вирджиния Керн.

Со стоявшим на площадке МиГ-29СМТ случилась следующая история. Дойдя до весьма популярного в странах Залива бизнес-джета Gulfstream V, Мохаммед отказался от предложения осмотреть его кабину, предпочтя краткий наружный осмотр. За американским самолетом располагался МиГ-29СМТ. Однако вместо того, чтобы повести процессию к "МиГу", у которого высокого гостя ждали руководитель Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимир Барковский и заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК "МиГ" по маркетингу и послепродажному обслуживанию Владимир Выпряжкин, Вирджиния Керн "потянула" принца к расположенному левее (за хвостом "МиГа") самолету региональных линий Embraer E-175.

Сине-голубой "бразилец" восторга у королевских особ не вызвал. Махнув рукой на предложение осмотреть стоявший поодаль самолет ДРЛО и управления ВВС Бразилии R-99A (EMB-145ANEW&C), принцы повернули направо, пройдя перед строем замыкавших статическую площадку самолетов авиации общего назначения фирмы Cessna. Таким образом они очертили 180-градусную дугу вокруг МиГ-29. Мохаммед на несколько секунд остановился, чтобы получше разглядеть русский истребитель. Но этого короткого времени оказалось недостаточно для топ-менеджеров РСК, чтобы прорваться к принцу через плотный кордон охранников.

Помявшись на месте, Мохаммед возобновил движение вокруг "МиГа". Он остановился еще один раз на траверзе 90 градусов. Но и в этот момент доступ к нему был прегражден - на этот раз "частоколом" из разложенного на земле "арсенала" самолета (ракеты Р-27, Р-73 и Х-31А, управляемые бомбы КАБ-500КР, подвесные топливные баки и контейнеры). Так и не дождавшись "подвода" хозяев серо-зеленого "МиГа", принц продолжил описывать круг, рассматривая самолет и обсуждая его внешность с оманским министром и кувейтским генералом. Так МиГ-29СМТ получил собственный "эксклюзив", став единственным из представленных на выставке летательных аппаратов, вокруг которого "королевская инспекция" описала полный круг.

Трудно сказать, была ли "циркуляция" вокруг МиГ-29 спланированной заранее или получилась спонтанно. Так или иначе, "МиГ" занял особое место в "королевской инспекции". Она, собственно, и завершилась на стоявшем перед носом русского истребителя легком вертолете Bell 407. Здесь от нее отделились тянувшиеся в хвосте колонны представители министерств обороны Алжира, Иордании и Судана. Они подошли к Барковскому с просьбой рассказать им про МиГ-29СМТ. С разрешения хозяев первым в кабину самолета поднялся иорданский генерал. Впрочем, иорданцы и суданцы у самолета не задержались - они ушли, так и не дослушав до конца подробное сообщение "микояновцев" о самолете и его вооружении. Алжирцы же проявили к "МиГу" больший интерес. Полковник Хамбати задавал Барковскому и Выпряжкину один вопрос за другим. Его интересовали характеристики самолета и его систем, а также арсенал средств поражения. Пока удовлетворялось его любопытство, генерал Гадиери забрался в кабину - с приставленной лестницы ему давал пояснения руководитель программы МиГ-29 Слободской.

Алжирцы неслучайно столь подробно изучали МиГ-29СМТ. В следующем году ожидается подписание контракта на пятьдесят таких самолетов общей стоимостью более полутора млрд. долларов. Внимательно слушал "микояновцев" и старавшийся держаться "за алжирскими спинами" полковник ВВС ОАЭ. В мае 2000 г. Эмираты предпочли российским предложениям по МиГ-29 и Су-35 американское, по F-16E/F Block 60. Тогда они подписали контракт на 80 таких самолетов общей стоимостью 6,8 млрд. долл. Первые американские машины, получившие название Desert Falcon ("Сокол пустыни"), приземлились на территории Дубая в мае этого года. К настоящему времени поставлено порядка 30 самолетов. Остальные должны поступить летом 2006-го. Кроме того, Эмираты модернизировали ранее закупленные у Франции истребители Mirage 2000 до уровня Мк9 и приобрели дополнительную партию таких машин, доведя численность парка до 63 самолетов.

Казалось бы, полторы сотни суперсовременных американских и французских истребителей вполне достаточно для небольшой страны. Столько не имеет ни одно государство Персидского залива. И все же у шейхов есть повод для беспокойства. Проведенные в этом году учебные воздушные бои между индийскими летчиками и их коллегами из американских и сингапурских ВВС выявили превосходство российской техники над американской. В первом случае индийские летчики на истребителях-перехватчиках Су-30К одержали победу в восьми из десяти боев против американских пилотов, летавших на истребителях завоевания превосходства в воздухе F-15C Eagle. Во втором случае индийские летчики на Су-30МКИ выиграли все десять боев против сингапурских коллег на F-16.

На пресс-конференции российской делегации руководители ФГУП "Рособоронэкспорт" и АХК "Сухой" заявили, что несколько стран региона Ближнего Востока и Северной Африки обратились к России с заявками на приобретение Су-30МК в "индийском" и "китайском" вариантах. А вице-президент НПК "Иркут" Владимир Саутов (со ссылкой на генерального директора "Рособоронэкспорта" Сергея Чемезова) сказал об интересе к закупкам Су-30МКИ со стороны Алжира и Таиланда. После снятия международных санкций, приобретение новых истребителей стало возможным и для Ливии. Интерес к нашей авиатехнике имеет и Иордания, которая в августе подписала соглашение по поставке двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ с опционом еще на два. На пресс-конференции "Рособоронэкспорта" генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров сказал, что самолеты МиГ-29 в новейшем исполнении "СМТ" поставлены в Йемен и Эритрею.

В сентябре прошлого года ВВС Йемена получили первые МиГ-29СМТ. К моменту проведения Dubai-2005 число поставленных самолетов достигло полутора десятков. В первой половине 2005-го йеменские летчики опробовали свои новые машины на полигоне, проведя стрельбы управляемым оружием по морским, наземным и воздушным целям. В одном из таких "мероприятий" они добились 100% попаданий в серии из нескольких пусков ракет типа "воздух-поверхность" по морским целям.

Здесь уместно сравнение хода реализации двух программ - йеменской по МиГ-29СМТ и эмиратской по F-16E/F. Заключенные практически одновременно, они привели к разным результатам. Йеменские летчики, выполнившие к середине ноября 2005 г. более ста полетов на новых "МиГах", уже полностью и в совершенстве овладели искусством ведения воздушного боя и применения высокоточных средств поражения. А их соседи, налетавшие на "Соколах пустыни" более двухсот часов, пока не выполнили ни одного пуска. Бригадный генерал Али Хадем Салем Аль-Мансури, возглавляющий работы по F-16E/F со стороны ВВС ОАЭ, на пресс-конференции по программе Desert Falcon затруднился дать точный ответ на вопрос о том, когда первая эскадрилья этих самолетов будет полностью укомплектована и поставлена на боевое дежурство. Мансури дал понять, что в 2005 г. этого точно не произойдет, да и следующий год остается под вопросом.

Своевременная реализация программы поставок МиГ-29СМТ в Йемен и победы индийских летчиков Су-30 над их коллегами, пилотировавшими американские истребители, способствуют продвижению российской техники в страны Персидского залива. Иран повел переговоры по модернизации ранее приобретенных МиГ-29 и оказавшихся на его территории иракских самолетов данного типа в вариант "СМТ". Исламская Республика, возможно, закупит дополнительное количество МиГ-29. А высокопоставленные представители МО Саудовской Аравии сказали корреспонденту "ВПК" на салоне в Дубае, что они изучают вопросы приобретения российского оружия. Речь идет о самолетах, вертолетах, ракетах и другой технике для военно-воздушных и военно-морских сил. Саудовцы - традиционные покупатели американского оружия - обратили свой взор к России после охлаждения отношений с Вашингтоном в свете событий сентября 2001 г.

Вернулись к рассмотрению вариантов сотрудничества с Россией и ВВС ОАЭ. В 2000-2001 гг. они рассматривали возможность лизинга МиГ-29 из состава ВВС России. В основном речь шла о двухместных МиГ-29УБ для подготовки арабских летчиков-истребителей. С тех пор, однако, ВВС ОАЭ так и не решили вопрос по т.н. "учебным самолетам с высокой тяговооруженностью" (high-energy trainers). Сегодня, получив новейшие американские и французские истребители, Эмираты испытывают недостаток подготовленных экипажей.

Обучение во Франции и США стоит очень дорого. Поэтому руководство Минобороны ОАЭ рассматривает альтернативные варианты. В их числе - организация тренировочных центров подготовки летчиков-истребителей на авиабазах собственной страны. Для их оснащения потребуются современные учебные самолеты, тренажеры и учебные классы.

Вопросы подготовки летного состава стоят и перед Саудовской Аравией и Египтом. Вместе с ОАЭ, эти страны изучают возможность сборки по лицензии на своих предприятиях учебно-тренировочных самолетов нового поколения МиГ-АТ. На РСК "МиГ" разработана и предлагается арабским заказчикам новая "фирменная" система подготовки летчиков. Она предполагает использование новейших самолетных тренажеров боевого применения СТБП-29 и интерактивных систем обучения. Среди заказчиков новых тренажеров называют Бирму, Судан, Йемен и Индию.

Рынок стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока оценивается в 200-250 новых и модернизированных МиГ-29. Среди возможных покупателей фигурируют Алжир, Ливия и Египет. Возможности по увеличению парка МиГ-29 рассматривают Иран, Сирия, Эритрея, Судан и Йемен. В настоящее время с конкретными странами ведется предконтрактная работа по 120 новым и модернизированным МиГ-29. РСК "МиГ" считает, что платежеспособный спрос на мировом рынке позволит продать еще 60-70 самолетов МиГ-29СМТ и УБТ новой постройки, перед тем как производство полностью переключится на усовершенствованные МиГ-29М/М2 и унифицированные с ними корабельные МиГ-29К/КУБ, а также недавно анонсированный МиГ-35. Эта машина отличается увеличенным ресурсом планера, наличием управляемого вектора тяги и радара с активной антенной решеткой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка