О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Нью-васюки" Юрия Ласточкина

Гендиректор ОАО "НПО "Сатурн" обратился к премьер-министру страны с предложением создать "под себя" единую национальную компанию по разработке и производству авиадвигателей

По мере приближения даты создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК) резко активизировались те, кто хотел бы половить рыбку в мутной воде - максимально полно использовать складывающуюся ситуацию для извлечения собственной узкокорыстной выгоды. Как стало известно, генеральный директор ОАО "НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин, минуя все положенные инстанции, напрямую обратился к премьер-министру страны Михаилу Фрадкову с предложением создать "под себя" единую национальную компанию по разработке и производству авиадвигателей.

Текст письма из Рыбинска, которое имеется в распоряжении "ВПК", изобилует цитатами в духе времен Леонида Ильича Брежнева. Дифирамбы, расточаемые Ласточкиным в адрес второго лица в государстве, до боли напоминают перлы незабвенной "Малой земли". Но за славословиями скрывается циничный расчет рыбинских деятелей - установление полного контроля над ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение". Впрочем, как пояснил "ВПК" источник в ближайшем окружении председателя правительства РФ, Фрадков на лесть не падок и такими штуками его не проведешь. Присущий премьеру здравый смысл в сочетании с жизненным опытом предполагает, что рыбинские предложения не будут приняты с бухты-барахты, а пройдут всестороннюю экспертную оценку. Отметим, что в октябре с.г. с аналогичными предложениями генеральный директор НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин уже обращался в Минпромэнерго. Но, судя по тому, что теперь он ищет поддержки у Фрадкова, первая попытка административным путем "скушать" "Салют" и УМПО завершилась безрезультатно.

Суть предложений НПО "Сатурн" фактически сводится к установлению контроля над ФГУП "ММПП "Салют" и ОАО "УМПО". Весь процесс "интеграции" должен проходить под жестким контролем топ-менеджеров "Сатурна", которые впоследствии и должны возглавить новую компанию. Что же касается производственных мощностей ФГУП "ММПП "Салют", то предлагается организовать их перенос из Москвы в Рыбинск - вместе со всеми станками, инженерами и рабочими.

Понятно, что подобная перспектива вряд ли встретит восторг у руководителей "Салюта" и "УМПО". Поэтому, чтобы заранее нейтрализовать возражения оппонентов, в направленных в правительство документах из Рыбинска их деятельность характеризуется только черными красками. Так, "Салют" называется "предприятием с неразвитым научным циклом, ограниченными собственными нуждами и финансируемым исключительно за счет прибыли от ВТС". Приглашенные на "Салют" рабочие из стран СНГ, между прочим оформленные на работу в столице по всем установленным правилам, презрительно именуются "гастарбайтерами". Утверждается, что их доля в различных цехах колеблется от 20 до 40%. А такой несомненный плюс "Салюта", как высокий уровень средней заработной платы, ставится ему в минус: "необоснованные расходы федерального бюджета при оплате работ по ГОЗ".

При ближайшем же рассмотрении все эти тезисы выглядят откровенно несостоятельными. На "Салюте" трудятся 119 кандидатов и 11 докторов наук. Решением главнокомандующего ВВС России от 29.2.2003 г. ФГУП "ММПП "Салют" определен головным предприятием, обеспечивающим поставку новой авиационной техники для ВВС, ее эксплуатацию, модернизацию и разработку перспективных изделий за счет бюджетных и внебюджетных средств. В "салютовском" КБ разработан двигатель АЛ-31ФН, серийно поставляемый в Китай (сумма последнего экспортного контракта составила около 300 млн. долл.). Это что, "неразвитый научный цикл"? Да такими показателями гордилось бы любое предприятие "оборонки".

Теперь что касается "гастарбайтеров". На "Салюте" трудится 243 работника из стран СНГ, что составляет немногим более 2% от общей численности предприятия. Все они высококлассные специалисты. Называть же наших русскоязычных соотечественников "гастарбайтерами" - просто кощунство. Ну а по поводу высокой заработной платы - спасибо надо сказать руководителям ФГУП "ММПП "Салют", что они не просто сохранили ядро коллектива предприятия, но и создали условия для привлечения в оборонную отрасль высококвалифицированных кадров.

Преподносимая генеральным директором НПО "Сатурн" Юрием Ласточкиным под флагом радения за национальные интересы вся так называемая "интеграция" "Сатурн-Салют", по сути дела, сводится к захвату созданных коллективом "Салюта" конструкторских и технологических разработок, активной части основных фондов, портфеля заказов и в итоге к ликвидации ФГУП "ММПП "Салют": оборудование перебазируется за пределы Москвы, высвобождаемое имущество и земельные участки передаются федеральным органам исполнительной власти (против чего не раз в категоричной форме выступало правительство Москвы и лично мэр Юрий Лужков), работники выбрасываются на улицу.

Что получает государство? Вместо эффективно работающего сегодня предприятия "Салют", имеющего статус Федерального научно-производственного центра, в случае выполнения интеграции-реструктуризации "по-сатурновски" авиационная промышленность России потеряет лидирующее предприятие в области разработки и изготовления двигателей для военной истребительной и тактической авиации и будет иметь монопольное акционерное предприятие НПО "Сатурн", которое сможет диктовать условия на разработку и изготовление двигателей для нужд МО РФ и "Рособоронэкспорта". Повторно будет потерян Научно-исследовательский институт технологии авиационного двигателестроения и весь научно-технический задел в области технологии. Произойдет разрушение производственной базы для подготовки специалистов в области авиационного машиностроения для высших и средних учебных заведений Москвы, готовящих кадры для всей российской промышленности.

Что получает Москва? Столичный бюджет потеряет ежегодно в среднем по 500 млн. руб. налогов от "Салюта" как юридического лица и 240 млн. руб. подоходного налога (при средней зарплате уровня 2004 г.). Восточный административный округ Москвы получит 14 тыс. безработных. И еще один вопрос: кто будет осуществлять гарантийное обслуживание и ремонт двигателей, поставленных "Салютом" Министерству обороны РФ и инозаказчикам?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка