О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Салют" и "Сатурн" разделят омские моторы

Структуры омского двигателестроительного комплекса, испугавшись разделения, стали затягивать процесс создания интеграционных структур, придуманных Роспромом

В распоряжении RBC daily оказались документы, подписанные руководством Федерального агентства по промышленности (Роспрома), о создании объединенных двигателестроительных структур. В соответствии с документами, до конца 2006 года ФГУП "Омское моторостроительное предприятие им. Баранова" должно войти в состав московского ФГУП "Салют". Параллельно в Сибири (судя по данному документу) идет другой процесс - вхождение ОАО "Омское моторостроительное КБ" в другую структуру - НПО "Сатурн". Процесс объединения этих предприятий должен был закончиться в декабре 2005 г. Как говорят эксперты и участники рынка, после всех преобразований Рыбинск станет концентрироваться на конструкторской деятельности, а "Салют" - на производстве. При этом, как говорят участники рынка, руководители двух омских предприятий не горят желанием входить по отдельности в два разных комплекса. Поэтому они и затягивают процесс создания интегрированной структуры.

В настоящее время в России производство авиационных двигателей в основном сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО "НПО "Сатурн"" (Рыбинск, 37% акций принадлежит государству), ФГУП "ММПП "Салют"" (Москва), ОАО "Уфимские моторы" (25% акций принадлежит правительству Башкирии), а также предприятия Пермского моторостроительного комплекса (ПМК), одним из крупнейших акционеров которого является Внешторгбанк. Крупнейшая компания отрасли - московский "Салют", выручка которого в 2004 г. превысила 12 млрд руб. "Уфимские моторы" заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО "Сатурн" - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий ПМК в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

В соответствии с приказом "О создании в 2005-2006 годах интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе" (№ 372) подписанным в августе 2005 года, к концу декабря должно было завершиться формирование интегрированной структуры вокруг НПО "Сатурн". Соответствующие материалы должны были быть представлены на рассмотрение правительства РФ. Как говорится в приложении к данному приказу, подписанному заместителем руководителя Роспрома Станиславом Пугинским, в НПО "Сатурн" должны были войти ОАО "Омское моторостроительное КБ" и ФГУП "Мотор" (Уфа). Вторым кустом стало ММПП "Салют", вокруг которого должно было сконцентрироваться большее количество предприятий, в том числе ФГУП "Моторостроительное предприятие им. Баранова", ОАО "КБ Электроприбор" (Саратов), ОАО "Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат" (Ярославская область) и ОАО "Эра" (г. Москва). Согласно плану, утвержденному Роспромом, интеграция московских предприятий должна завершиться к ноябрю 2006 г. Как отмечено в "плане-графике", к концу декабря 2005 г. документы по слиянию предприятий должны быть представлены на межведомственной комиссии по реформированию и развитию ОПК.

Однако этот план, подписанный Роспромом, оказался невыполненным. Эксперты говорят, что одна из главных причин этого - действия руководств двух омских предприятий, которые не стремятся входить в разные комплексы и хотят остаться под одним историческим началом. "Это нелогично", - говорит Борис Рыбак из Infomost. По его мнению, КБ должно разрабатывать продукцию, которая должна и может производиться на соседнем заводе. "У кого какие были возможности и административный ресурс, тот столько под себя и подмял, тем более что "Сатурн" стал серьезно себя позиционировать как проектировщик и разработчик этой техники, - продолжает г-н Рыбак. - В план мероприятий вошло и развитие собственного КБ, покупка КБ им. Люльки, а теперь и Омского моторостроительного КБ". Эту точку зрения RBC daily негласно подтвердили и в администрации президента, признав, что "имеются отставания по графикам создания интегрированной структуры". "Идея объединения под "Сатурном" предприятий военной тематики обрела слишком много противников в ведомстве г-на Алешина. Из-за этого процесс слияния всех двигателестроительных активов не форсируется", - сказал источник RBC daily в администрации президента.

""Салют" и омское двигателестроительное предприятие раньше делали двигатели одной марки - АЛ-21, - рассказывает президент Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко. - Теперь московский "Салют" загрузил их работой. Вместе с тем Омское КБ разрабатывало двигатель, который будет производиться на НПО "Сатурн", поэтому КБ завязано в производственной цепочке "Сатурна". В то же время "Салют" традиционно работал с "Уфимскими моторами", вместе они делали двигатель АЛ-31". По мнению эксперта, консолидация перечисленных в указанном приказе предприятий вокруг "Сатурна" сразу ставит вопрос: "Что их объединяет?". По мнению Виктора Чуйко, кроме КБ им. Люльки, которое в бытность свою самостоятельной структурой разработало двигатель, производимый сейчас уфимским предприятием, - ничто. "Но "Салют" создал у себя собственное конструкторское бюро, которое является самодостаточным, чтобы модернизировать этот двигатель", - считает он. В то же время, напоминает г-н Чуйко, "Сатурн" всегда делал двигатель для гражданской и транспортной авиации, а "Салют" занимался боевым направлением....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка