О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глаз - ГЛОНАСС

"Роскосмос" внесет предложения по сокращению сроков изготовления и запусков спутников ГЛОНАСС, что необходимо для полного восстановления навигационной информации по всей территории страны

До конца этой недели руководство Российского космического агентства должно доложить президенту Владимиру Путину свои предложения по сокращению сроков изготовления и запусков спутников Глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС). Это необходимо для полного восстановления орбитальной группировки и получения потребителями навигационной информации по всей территории страны.

Еще перед Новым годом президент потребовал поскорее запускать ГЛОНАСС в коммерческое пользование, заранее определив, кто и в каких объемах будет пользоваться услугами системы. Обращаясь к кабинету министров, глава государства сказал: "Обратить внимание правительству, что надо создать систему ГЛОНАСС в более короткий срок, чем первоначально планировалось. Возможности такие есть. Это как раз то, куда можно и нужно вкладывать деньги, если мы хотим развивать экономику по инновационному направлению". Если говорить предметно, то 24 навигационных космических аппарата должны быть выведены на орбиту не к 2010 году, как планировалось прежде, а почти на два года раньше. Как шутят специалисты, надо раньше "открыть космический глаз".

Глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов не скрывает, что задача эта очень сложная. "Как однозначно это сделать, я сейчас сказать не смогу", - сокрушался он в декабре. Но твердо обещал: "Мы с министром обороны России сделаем все возможное, чтобы выполнить эту скорректированную программу в срок". Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, напротив, выразил твердую уверенность, что все 24 аппарата к 2008 году будут запущены. Научно-производственному объединению прикладной механики в городе Железногорске Красноярского края поставлена задача к 2008 году построить девять модифицированных навигационных спутников "Глонасс-М". А, может быть, и нарастить темпы строительства. Это станет возможно, если будут деньги, говорят на комбинате.

На эту задачу накладывается другая, не менее важная - производство отечественных навигационных приемников. В конце декабря прошлого года руководители "Роскосмоса", "Роспрома" и некоторых других заинтересованных ведомств провели совещание, на котором обсудили проблемы создания отечественных приемников сигналов ГЛОНАСС и установки их на транспортные средства. Вопрос далеко не праздный, поскольку полноценная космическая группировка системы без приемных устройств на Земле теряет смысл. Подобная ситуация сложилась в советское время, когда более чем двум десяткам спутников приходилось крутиться на орбите вхолостую. Кроме того, в соответствии с решением правительства, начиная с 2006 года, все новые транспортные средства в стране (автомобили, самолеты, вертолеты, морские и речные суда) должны оснащаться аппаратурой ГЛОНАСС. А до 2009 года уже все без исключения средства, находящиеся в эксплуатации, должны быть вооружены отечественными навигационными приемниками. С ними дело идет туго, есть опасения повторения "ножниц", когда космический сегмент значительно обгоняет наземный.

Похоже, Россия серьезно взялась за восстановление навигационного суверенитета. Дело в том, что сегодня все российские корабли и самолеты плавают и летают, то есть позиционируют себя в морском и воздушном пространстве, по сигналам американской системы GPS. Даже борты Министерства обороны, признал, отвечая на вопрос обозревателя "Времени новостей", командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Виктор Денисов, имеют аппаратуру GPS. Предприятия и даже целые регионы заключают с GPS контракты. Зависимость от чужого сигнала может привести к тому, опасаются военные, что в критический момент американцы просто отключат потребителей, которые в результате буквально ослепнут, полетят и поплывут "не туда". Вторая, не менее важная функция ГЛОНАСС - обеспечение сигналами точного времени.

Первый спутник отечественной навигационной системы был запущен еще в октябре 1982 года, официально же ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию в сентябре 1993 года. Однако из-за недостаточного финансирования с 1995 по 2002 год система просто деградировала. Спохватившись, правительство попыталось наверстать упущенное. Сегодня на орбите 17 работоспособных спутников навигационной системы, хотя для создания глобального навигационного поля и соответственно высокоточного определения местоположения потребителей наземного, морского, воздушного и космического базирования требуется минимум 24. Причем средние сроки работы на орбите спутников планируется продлить до 7-12 лет вместо нынешних трех. Возвращение навигационного суверенитета не скажется финансово на российских потребителях: стоимость услуг ГЛОНАСС не превысит расценок GPS.

Не желая быть зависимой от Соединенных Штатов, создание собственной навигационной системы "Галилео" форсирует и Европа. 28 декабря 2005 года ее первый спутник с навигационным аппаратом GIOVE-А был запущен ракетой-носителем "Союз-ФГ" с космодрома Байконур и передан на управление заказчику - Европейскому космическому агентству (ЕКА). К 2008 году для "Галилео" планируется запустить четыре космических аппарата, к 2010 году - уже 30. К этому времени, как ожидается, системой будут пользоваться около 1,8 млрд абонентов. О "Галилео" уже сегодня говорят как о самом рентабельном инфраструктурном проекте: прибыль ожидается примерно в 4,6 раза выше инвестиций. Вполне возможно, что именно эти выкладки подвигли Владимира Путина к форсированию завершения отечественной системы.

Вчера стало известно, что на одном из трех запущенных перед Новым годом с Байконура спутников возникли неполадки. Однако они, по словам сотрудников космодрома, не влияют радикально на работу аппарата. Каждая подобная неполадка болезненно воспринимается не только российской стороной. Дело в том, что специалисты все чаще говорят о возможности создания единой глобальной системы, которая объединит информацию со спутников всех трех навигационных систем - ГЛОНАСС, "Галилео" и GPS. "Роскосмос" в будущем даже намерен создавать единые станции приема сигналов со всех трех систем. В "Роскосмосе" подтверждают, что трехстороннее соглашение с НАСА и Европейским космическим агентством уже готовится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка