Время новостей
11 января 2006, 11:20
Глаз - ГЛОНАСС
"Роскосмос" внесет предложения по сокращению сроков изготовления и запусков спутников ГЛОНАСС, что необходимо для полного восстановления навигационной информации по всей территории страны
Еще перед Новым годом президент потребовал поскорее запускать ГЛОНАСС в коммерческое пользование, заранее определив, кто и в каких объемах будет пользоваться услугами системы. Обращаясь к кабинету министров, глава государства сказал: "Обратить внимание правительству, что надо создать систему ГЛОНАСС в более короткий срок, чем первоначально планировалось. Возможности такие есть. Это как раз то, куда можно и нужно вкладывать деньги, если мы хотим развивать экономику по инновационному направлению". Если говорить предметно, то 24 навигационных космических аппарата должны быть выведены на орбиту не к 2010 году, как планировалось прежде, а почти на два года раньше. Как шутят специалисты, надо раньше "открыть космический глаз".
Глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов не скрывает, что задача эта очень сложная. "Как однозначно это сделать, я сейчас сказать не смогу", - сокрушался он в декабре. Но твердо обещал: "Мы с министром обороны России сделаем все возможное, чтобы выполнить эту скорректированную программу в срок". Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов, напротив, выразил твердую уверенность, что все 24 аппарата к 2008 году будут запущены. Научно-производственному объединению прикладной механики в городе Железногорске Красноярского края поставлена задача к 2008 году построить девять модифицированных навигационных спутников "Глонасс-М". А, может быть, и нарастить темпы строительства. Это станет возможно, если будут деньги, говорят на комбинате.
На эту задачу накладывается другая, не менее важная - производство отечественных навигационных приемников. В конце декабря прошлого года руководители "Роскосмоса", "Роспрома" и некоторых других заинтересованных ведомств провели совещание, на котором обсудили проблемы создания отечественных приемников сигналов ГЛОНАСС и установки их на транспортные средства. Вопрос далеко не праздный, поскольку полноценная космическая группировка системы без приемных устройств на Земле теряет смысл. Подобная ситуация сложилась в советское время, когда более чем двум десяткам спутников приходилось крутиться на орбите вхолостую. Кроме того, в соответствии с решением правительства, начиная с 2006 года, все новые транспортные средства в стране (автомобили, самолеты, вертолеты, морские и речные суда) должны оснащаться аппаратурой ГЛОНАСС. А до 2009 года уже все без исключения средства, находящиеся в эксплуатации, должны быть вооружены отечественными навигационными приемниками. С ними дело идет туго, есть опасения повторения "ножниц", когда космический сегмент значительно обгоняет наземный.
Похоже, Россия серьезно взялась за восстановление навигационного суверенитета. Дело в том, что сегодня все российские корабли и самолеты плавают и летают, то есть позиционируют себя в морском и воздушном пространстве, по сигналам американской системы GPS. Даже борты Министерства обороны, признал, отвечая на вопрос обозревателя "Времени новостей", командующий военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Виктор Денисов, имеют аппаратуру GPS. Предприятия и даже целые регионы заключают с GPS контракты. Зависимость от чужого сигнала может привести к тому, опасаются военные, что в критический момент американцы просто отключат потребителей, которые в результате буквально ослепнут, полетят и поплывут "не туда". Вторая, не менее важная функция ГЛОНАСС - обеспечение сигналами точного времени.
Первый спутник отечественной навигационной системы был запущен еще в октябре 1982 года, официально же ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию в сентябре 1993 года. Однако из-за недостаточного финансирования с 1995 по 2002 год система просто деградировала. Спохватившись, правительство попыталось наверстать упущенное. Сегодня на орбите 17 работоспособных спутников навигационной системы, хотя для создания глобального навигационного поля и соответственно высокоточного определения местоположения потребителей наземного, морского, воздушного и космического базирования требуется минимум 24. Причем средние сроки работы на орбите спутников планируется продлить до 7-12 лет вместо нынешних трех. Возвращение навигационного суверенитета не скажется финансово на российских потребителях: стоимость услуг ГЛОНАСС не превысит расценок GPS.
Не желая быть зависимой от Соединенных Штатов, создание собственной навигационной системы "Галилео" форсирует и Европа. 28 декабря 2005 года ее первый спутник с навигационным аппаратом GIOVE-А был запущен ракетой-носителем "Союз-ФГ" с космодрома Байконур и передан на управление заказчику - Европейскому космическому агентству (ЕКА). К 2008 году для "Галилео" планируется запустить четыре космических аппарата, к 2010 году - уже 30. К этому времени, как ожидается, системой будут пользоваться около 1,8 млрд абонентов. О "Галилео" уже сегодня говорят как о самом рентабельном инфраструктурном проекте: прибыль ожидается примерно в 4,6 раза выше инвестиций. Вполне возможно, что именно эти выкладки подвигли Владимира Путина к форсированию завершения отечественной системы.
Вчера стало известно, что на одном из трех запущенных перед Новым годом с Байконура спутников возникли неполадки. Однако они, по словам сотрудников космодрома, не влияют радикально на работу аппарата. Каждая подобная неполадка болезненно воспринимается не только российской стороной. Дело в том, что специалисты все чаще говорят о возможности создания единой глобальной системы, которая объединит информацию со спутников всех трех навигационных систем - ГЛОНАСС, "Галилео" и GPS. "Роскосмос" в будущем даже намерен создавать единые станции приема сигналов со всех трех систем. В "Роскосмосе" подтверждают, что трехстороннее соглашение с НАСА и Европейским космическим агентством уже готовится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Кировский памятник-самолет обновят