О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

35 лет назад в небе Приморья появился минилайнер Як-40

В конце января 1971 г. минилайнер с реактивными двигателями Як-40 начал регулярные полеты с пассажирами по маршруту Владивосток - Хабаровск - Комсомольск

Красивый самолет красиво летает. Трудно не согласиться с мыслью авиаконструктора О. К. Антонова, когда видишь стремительный взлет и полёт реактивного минилайнера Як-40. Этот самолет инженеры конструкторских бюро Г.М. Бериева и О.К. Антонова создавали по своей инициативе, заложив в конструкцию только одну идею - простоту, а поставило машину "на крыло" КБ А.С. Яковлева.

21 сентября 1966 г. Як-40 - первый в мире минилайнер с реактивными двигателями впервые поднялся в небо. 30 сентября 1968 г. Як-40 выполнил свой первый регулярный рейс с пассажирами из Москвы в Кострому. В октябре того же года руководство Владивостокскогo авиапредприятия приняло решение о подготовке к базовой эксплуатации минилайнера. Простота и надежность Як-40, 3 реактивных двигателя и вспомогательная силовая установка в хвостовой части фюзеляжа, крылья с малой стреловидностью и непривычно большой площадью, шасси с мощной амортизацией и колесами большого диаметра дали возможность эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной не более 1000 метров и выполнять крутые виражи в горных ущельях, а уютный герметичный пассажирский салон с мягкими креслами, кондиционированием, вентиляцией, туалетом, гардеробом и встроенным трапом стали хорошим подарком пассажирам местных линий. Увеличению безопасности и регулярности полетов способствовал и пилотажно-навигационный комплекс, дающий возможность совершать взлеты и посадки на оборудованных аэродромах при метеоминимуме 2-й категории IСАО.

Освоение Як-40 в Приморье можно назвать настоящей эпопеей. В апреле 1970 г. группа специалистов инженерных служб Владивостокского авиапредприятия отправилась в Саратов на завод-изготовитель. Затем в Кировоградское летное училище на переподготовку были направлены 4 группы самых опытных пилотов и бортмехаников Ли-2 и Ан-2, после чего они отрабатывали практические навыки в аэропортах Одессы и Петропавловска-Камчатского. К началу 1971 г. более двух десятков специалистов летных и инженерных служб были готовы для работы на Як-40.

12 января 1971 г. изящная серебристая птица с бортовым номером 87710 впервые приземлилась на авиабазе Кневичи, а еще через неделю к первому самолету присоединился второй - с бортовым номером 87698. В конце января 1971 г. Як-40 начал регулярные полеты с пассажирами по маршруту Владивосток - Хабаровск - Комсомольск.

Рабочие места в экипаже первого Як-40 были доверены опытным специалистам. Командирское кресло занял первый в Приморье пилот 1 класса С.В. Дьяков, налетавший к тому времени за 20 лет на самолетах По-2, Ш-2, Ан-2, Ли-2 более 10000 часов без происшествий. Вторым пилотом всего на 2 месяца стал командир Ли-2 А.И. Колесников, с 14-летним стажем в приморском небе. А место бортмеханика доверили С.Ф. Хоренко, в свое время одному из первых освоившему наземное обслуживание Ан-2 и Ту-1 04, а затем 9 лет пролетавшему бортмехаником на Ли-2. Первыми специалистами инженерно-авиационной службы, которые успешно освоили и обслуживали новый самолет, были Ф.П.Пазин, А.В.Решетников, А.А.Ошейко, В.В. Савин и Г.Н.Козловский.

Самолет пришелся по душе абсолютно всем. Его надежность, простота конструкции и обслуживания, летные данные, скорость и комфорт покорили сердца пилотов и пассажиров. Уже с первых рейсов 24-местный салон (позднее число мест увеличили до 30-32) не испытывал недостатка пассажиров. 70-е годы стали для Владивостокского авиапредприятия временем массового внедрения Як-40 на местных и региональных авиалиниях.

Самым ярким событием в освоении Як-40 в 70-е годы можно назвать начало его полетов в горняцкий поселок Кавалерово. Сложный горный рельеф не позволил строить аэродром в Дальнегорске, поэтому было решено реконструировать аэродром в Кавалерово. И 30 декабря 1976 г. Як-40 под командованием пилота 1 класса Н.Е. Измайлова впервые совершил посадку на новую 1300-метровую асфальтовую взлетно-посадочную полосу Кавалеровского аэропорта, а со 2 января 1977 г. начал регулярные перевозки пассажиров между Владивостоком и Кавалерово. В расписании местных линий Владивостокского авиапредприятия кавалеровское направление с 1977 г. традиционно занимало 1 место. Кроме полетов в пределах Приморского края Як-40 успешно использовался на региональных авиалиниях, связывающих Владивосток с Хабаровском, Благовещенском, Чегдомыном, Чульманом, Якутском, Комсомольском, Николаевском, Охотском, Советской Гаванью, Южно-Сахалинском. С середины 70-х годов Як-40 как базовый самолет уверенно занял 1 место по количеству отработанных летных часов, оставив позади Ан-2 и вертолеты. Владивостокский объединенный авиаотряд по количеству собственных Як-40 входил в десятку крупнейших в СССР владельцев авиапарков Як-40.

В 1993 г., после получения Владивостоком статуса международного аэропорта, Як-40 начал полеты в другие страны, соединив Приморье с Японией, Китаем, КНДР, Республикой Корея. Кроме того, многие крупные предприятия стали постоянно использовать приморские Як-40 для выполнения ответственных заказных рейсов. Не стоит забывать и то, что после чудовищного землетрясения в сахалинском Нефтегорске в мае 1995 г. во многом благодаря быстрокрылому Як-40 приморские медики и спасатели смогли оказать оперативную помощь пострадавшим.

Самолет завоевал себе огромную популярность не только скоростью и комфортом, но и высокой надежностью. Достаточно сказать, что за все годы эксплуатации по вине материальной части с самолетом не произошло ни одной аварии, не пострадал ни один пассажир. К сожалению, данный тип самолета сегодня технически и морально устарел и российский авиапром неоправданно прекратил модернизацию этого воздушного судна. Отечественная авиационная промышленность не может сегодня предоставить ему полноценную замену. По этой причине он продолжает трудиться на внутренних и международных трассах авиакомпании "Владивосток Авиа".

Для большинства жителей Приморья реактивный минилайнер стал старым и добрым символом приморского неба, рукотворным чудом, приносящим людям радость и сделавшим их жизнь более комфортной....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Владивосток Авиа"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка