О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия летит в НАТО…на крыльях "Иркута"

Проекты военно-технического сотрудничества России со странами НАТО выводят Россию вперед по сравнению с Украиной

До недавнего времени основным направлением сотрудничества России со странами НАТО были техническая поддержка и модернизация, поскольку большинство новых членов НАТО имело вооружения и военную технику (ВВТ) советскогороссийского образца. Примеры были весьма немногочисленны, некоторые из которых - неудачными. Например, в 2002 г. с Министерством обороны Болгарии был подписал рамочный контракт на восстановление и модернизацию 20 болгарских истребителей МиГ-29 на сумму около $ 75 млн. долл. Однако после модернизации 6 истребителей Болгария расторгла контракт с компанией РСК "МиГ".

Еще реже имели место факты организации совместных с Россией производств ВВТ Можно вспомнить разработку и выпуск учебно-боевых самолетов МиГ-АТ с Францией, аналогичный договор с французской фирмой SAGEM о совместной модернизации вертолетов Ми-24, а также договор о сотрудничестве с английской компанией ВАЕ Systems в области модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-17; а также планы производства Як-130 с Италией. Практически единичными были и случаи поставок вооружений из России в страны НАТО. В конце 90-х гг. на греческий рынок пробился концерн "Антей", подписав с ней контракт на поставку 15 ЗРК "ТОР-М1" общей стоимостью примерно $ 520 млн.

Со временем, ВТС с этими странами стало проблематичным, поскольку происходит не только их постепенная переориентация на вооружения, поставляемые странами НАТО и переход на иной стандарт, но и появление новых конкурентов в лице стран Восточной Европы, использующих демпинговую ценовую политику при реализации вооружений и военной техники советскогороссийского производства.

Однако, стоит заметить, что даже эти немногочисленные проекты выводит Россию далеко вперед в ВТС со странами НАТО по сравнению с Украиной.

Стратегия России в сфере ВТС изменилась с момента образование ФГУП "Рособоронэкспорт". Основным инструментом стал активный наступательный маркетинг как по освоению новых ниш на рынках вооружения, так и по сохранению и укреплению связей на уже устоявшихся направлениях, в т. ч. и в области сотрудничества с центральными органами НАТО. В последние годы представители "Рособоронэкспорта" принимали участие в ряде заседаний Конференции национальных директоров по вооружениям (КНДВ), Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению (NAMSA), а также профильных рабочих групп, включая группу НАТО по кодификации.

Проработаны подходы к совместной реализации проектов по производству вооружения и военной техники, совершенствованию законодательства в области интеллектуальной собственности на продукцию военного назначения, кодификации и стандартизации вооружений. Намечены пути сотрудничества в области ПРО ТВД, военно-транспортной авиации, модернизации ВВТ советского производства в странах Центральной и Восточной Европы. Для решения этих и других задач в 2005 г. в Брюсселе открыто представительство ФГУП "Рособоронэкспорт".

Россия активно развивает сотрудничество с НАТО в рамках разработанных КНДВ Концепции борьбы с терроризмом и Программа по оснащению ВС стран-партнеров оружием и техникой для антитеррористической борьбы. Программа включает такие направления, как противодействие самодельным взрывным устройствам, утилизация ВВ неиспользованных артиллерийских боеприпасов, защита широкофюзеляжных самолетов от ПЗРК, вертолетов - от атак с применением гранатометов, портов и рейдов - от террористической угрозы, и т д.

По этим направлениям Россия опережает Украину на порядок. А с нового 2006 г. отрыв России может стать еще большим. Дело в том, что капитаны российского оружейного бизнеса осознали и начали активно использовать тот непреложный факт, что в рамках НАТО масштабное ВТС обязательно сопровождается оборонно-промышленной интеграцией. В декабре 2005 г. был подписан договор купли-продажи между Корпорацией "Иркут" и EADS (European Aeronautic Defence and Space Company), в результате которого EADS приобрела 10% акций "Иркута", что составляет 97 813 162 акцию. Сумма сделки составила $65,3 млн. По результатам сделки принято решение о включении Генерального директора ООО "EADS" в состав Совета директоров Корпорации "Иркут", и подписано Соглашение о сотрудничестве, определяющее новые принципы взаимодействия двух компаний.

Концерн EADS является одним из наибольших в мире и уникальным в своем роде, поскольку его образование стало результатом не столько действия рыночных сил, сколько политической воли правительств Франции, Германии и Испании. По своей структуре это международный холдинг, акциями которого владеют немецко-американская корпорация Daimler-Chrysler (33%), миноритарные собственники, включая сотрудников (31%), французское правительство (16%), французский частный капитал (15%) и испанское правительство (5%). EADS объединяет производственные мощности в Германии, Франции и Испании, что позволяет ему иметь львиную долю европейских заказов на авиационную технику, включая пассажирские самолеты Airbus и боевые самолеты Eurofighter. На предприятиях EADS работает около 95 тыс. человек, портфель заказов превышает $ 60 млрд.

Сотрудничество "Иркута" и EADS началось с подписания в 2002 г. на международной выставке ILA Соглашения о стратегическом партнерстве. С начала 2004 г. руководство EADS начало разрабатывать планы, важное место в которых занимало увеличение доли военной продукции и привлечение к кооперации оборонительных предприятий бывшего СССР. Руководство концерна все больше привлекали дешевая, но квалифицированная рабочая сила и высокотехнологические производства в странах СНГ. В декабре 2004 г.

Корпорация "Иркут" и компания Airbus, дочернее предприятие EADS, подписали контракт на производство ряда авиационных компонентов для самолетов семейства A320 на мощностях Иркутского авиазавода. Также в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве в 2005 г. было создано Совместное предприятие EADS Irkut Seaplane, осуществляющее продвижение многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 на международных рынках, и его сертификацию в соответствии с международными стандартами.

Некоторые страны уже проявляют интерес к многоцелевому самолету-амфибии Бе-200 и создаваемому на его базе комплексу с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). В этом году пришел запрос о привлечении к тушению лесных пожаров российской амфибии от Франции и США. Однако ввиду малого парка Бе-200, Россия не смогла предоставить эти самолеты. В настоящее время МЧС России располагает тремя Бе-200ЧС, к 2007 г. парк самолетов будет увеличен до семи машин.

Корпорация "Иркут" рассматривает возможность поставок самолетов-амфибий Бе-200 в Хорватию. Российская сторона имеет подтверждения от официальных лиц Турции о заинтересованности в использовании Бе-200. Согласно маркетинговым исследованиям, проведенным корпорацией "Иркут" совместно с концерном EADS, потребность в самолетах Бе-200 на ближайшие 20 лет оценивается в 340 единиц.

Для Украины европейская стратегия "Иркута" представляет не только теоретический интерес. Для продвижения на мировой рынок самолеты Бе-200 планировалось оснастить двигателями BR715 производства компании Rolls Royce вместо украинского Д-436ТП производства ОАО "Мотор Січ". Но пока, как определено в ходе совместных с концерном ЕАDS маркетинговых работ, спрос на Бе-200 с двигателями Rolls Royce недостаточен. В связи с этим специалисты полагают нецелесообразной установку BR715 на Бе-200 для ускорения продвижения самолета на мировой рынок. Проведенный анализ также показал, что для новой модификации самолета потребовалось бы провести до 70% объема дорогостоящих сертификационных испытаний, уже выполненных на базовом самолете. В этой связи продолжается сертификация базовых двигателей Д-436ТП по европейским нормам. Стоимость всей программы сертификации оценивается двигателестроителями в $5-8 млн. В ходе ее реализации предполагается полное разрушение трех экземпляров силовой установки, необходимое для ряда испытаний по более жестким европейским нормам.

Корпорация "Иркут" специализируется на выпуске истребителей Су-30 и Су-27, кроме самолета-амфибии Бе-200. Компания объединяет ряд ведущих российских производителей и разработчиков авиационной техники, включая Иркутское авиационное производственное объединение, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева и ОКБ им. Яковлева. Портфель заказов корпорации на сегодняшний день составляет $3,9 млрд. В целом же, сделка между EADS и "Иркутом" имеет для России принципиальное значение, поскольку впервые в истории ОПК РФ один из ведущих мировых концернов приобрел пакет акций российского авиастроительного предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «ugmk.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка