Автор: Сергей Стариков
Опубликовано: 20.01.2006, 11:30
 

Сенаторы заступились за "Салют"

Михаила Фрадкова просят вмешаться в реформирование отрасли авиационного двигателестроения


Как стало известно RBC daily, на этой неделе семь членов Совета Федерации подписали обращение к председателю правительства Михаилу Фрадкову, в котором призвали его вмешаться в процесс реформирования отрасли авиационного двигателестроения. Недовольство сенаторов вызвали действия руководства НПО "Сатурн", которое в конце прошлого года также обивало премьерские пороги с предложением объединить всю отрасль под своей эгидой. Сенаторы считают, что это нанесет непоправимый ущерб московскому заводу "Салют", который придется перебазировать в Рыбинск, группе предприятий, образовавшейся вокруг "Пермских моторов", а также СНТК имени Н. Д. Кузнецова и заводу имени В. Я. Климова. Наблюдатели затрудняются оценить, кто выйдет из этого спора победителем, но считают, что необходимость консолидации отрасли давно назрела.

В настоящее время в России производство авиационных двигателей в основном сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО "НПО "Сатурн"" (Рыбинск, 37% акций принадлежит государству), ФГУП "ММПП "Салют"" (Москва), ОАО "Уфимские моторы" (25% акций принадлежит правительству Башкирии), а также предприятия Пермского моторостроительного комплекса (ПМК), одним из главных акционеров которого является Внешторгбанк. Крупнейшая компания отрасли - московский "Салют", выручка которого в 2004 г. превысила 12 млрд руб. "Уфимские моторы" заработали в 2004 г. 10,5 млрд руб., НПО "Сатурн" - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий ПМК в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

Вчера семь членов Совета Федерации от разных областей (Владимир Кулаков, Михаил Капура, Фархад Ахмедов, Муса Умаров, Борис Агапов, Леонид Рокецкий и Николай Пожитков) подписали обращение к председателю Правительства Михаилу Фрадкову, копия которого имеется в распоряжении RBC daily, с призывом поддержать "усилия по завершению создания интегрированной структуры "Федеральный научно-производственный центр газотурбиностроения "Салют" в строгом соответствии с "Планом-графиком создания в 2005-2006 годах интегрированных структур в ОПК"" (его копия также имеется в распоряжении RBC daily). Авторы письма призывают правительство отложить принятие окончательного решения о будущем отрасли, с тем чтобы учесть опыт создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК) и специализации двигателестроительных центров.

Поводом для "челобитной" послужили действия руководства НПО "Сатурн", которое в конце прошлого года также обращалось к премьеру с предложением объединить двигателестроительную отрасль под управлением своего предприятия. По мнению сенаторов, утверждение о том, что в результате реализации предложения "Сатурна" будет создана единая национальная компания, нельзя считать обоснованным, так как в стороне останутся признанные отечественные разработчики и производители авиационных двигателей: ОАО "Пермские моторы", ОАО "Самарский научно-технический комплекс (СНТК) имени Н. Д. Кузнецова", ФГУП "Завод имени В. Я. Климова" и ряд других. В документе утверждается, что в соответствии с планом, подготовленным генеральным директором НПО "Сатурн" Юрием Ласточкиным, московский "Салют" после реструктуризации производства путем перебазирования оборудования на несколько разбросанных по стране площадок фактически будет ликвидирован. Между тем "Салют" уже проявил себя как предприятие, способное в короткие сроки и с минимальными издержками модернизировать и запускать в серийное производство высокотехнологичную продукцию. В частности, за счет собственных средств предприятия были проведены опытно-конструкторские работы по созданию двигателей для самолетов Як-130, Су-27 и Су-30. По данным авторов письма, сумма, потраченная на эти цели, составила порядка 2 млрд руб.

На "Салюте" не видели письма сенаторов, но, как сказал RBC daily генеральный директор предприятия Юрий Елисеев, знают о его существовании. Он затруднился предположить, почему именно эти люди подписали данное письмо. "Но я не вижу ничего страшного в том, что в Совете Федерации появились люди, интересующиеся отраслью, - сказал он. - То, что сейчас происходит в двигателестроении, можно назвать шараханьем из одной крайности в другую". Юрий Елисеев назвал глупостью идею создания объединенной структуры по производству авиадвигателей. "Объединение усилий может произойти в рамках производственных проектов, например, по созданию двигателя пятого поколения. Даже управлять отраслью из одного центра невозможно", - отметил глава "Салюта". Комментируя инициативу НПО "Сатурн", он предположил, что у "Сатурна", наверное, большие проблемы, которые предприятие пытается скрыть путем объединения с другим, нормально работающим заводом. На "Сатурне" также не получали копию письма сенаторов. А руководитель пресс-службы НПО "Сатурн" Любовь Калинина заявила RBC daily, что она не вправе комментировать внутриотраслевые процессы.

По словам наблюдателей, невозможно сказать заранее, на чью сторону встанет премьер-министр. "Реакцию премьера на письмо предсказать сложно", - сказал RBC daily генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. "У "Сатурна" лучше расположение, так как он находится не в Москве. Сейчас все предприятия будут выводиться из столицы, а значит, есть смысл интегрироваться на базе рыбинского предприятия, - отмечает аналитик UFG Елена Сахнова. - С другой стороны, "Салют" - наиболее успешное предприятие отрасли, и под его руководством она может достигнуть хороших результатов". Отрасль объединять надо, уверена она. По ее мнению, в идеале предприятия должны производственно объединяться, а не поглощаться. "Михаил Фрадков, скорее всего, поручит правительству разработать новую концепцию интеграции двигателестроительной отрасли", - заключает аналитик UFG.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 января 2006 года | Дайджест публикаций за 20 января 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Сенатор, Су-27, Як-130, Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", Климов, Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова, ОДК-Сатурн, Су-30, Сахнова Елена, Рыбак Борис, Объединенная авиастроительная корпорация, Елисеев Юрий, Кулаков Владимир, Самолетостроение (в процессе тестирования)