Комсомольская правда
25 января 2006, 12:06
Дадут ли взлететь российскому авиапрому?
Вокруг известной лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" неожиданно возник скандал
Но как часто бывает у нас в России, реакция на материал оказалась абсолютно неожиданной и неадекватной. Планировали открыть дискуссию, а открыли дело. Упомянутым в статье ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) - одним из потенциальных участников ОАК - заинтересовалась Генпрокуратура, у которой на основании нашей статьи появились подозрения, что в 2001 году акции компании были неправильно проданы государству. Хотя в статье речь ни о каких преступлениях не шла, мы никого не обвиняли, и никого преследовать в уголовном порядке автор тоже не планировал. Это не было целью публикации. Если бы к нам пришли и спросили, то мы смогли бы разъяснить, что ни автор, ни редакция не располагали и не располагают данными, указывающими на совершение руководством лизинговой компании правонарушений.
"КП" как раз и пыталась найти выход из тупика. А именно в него и может окончательно загнать наше авиастроение нынешнее уголовное преследование одной из основных компаний в отрасли. И, что немаловажно, одной из самых прозрачных.
Мы решили разобраться в ситуации. Оказалось, что деятельность ИФК проверяли и Счетная палата России, и независимые аудиторские компании. Все они никаких нарушений не выявили - акции продавались правильно, средства использовались целевым образом. В декабре 2005 года законность процедуры приобретений пакета акций "Ильюшин Финанс Ко" государством подтвердил и Высший Арбитражный суд РФ. Более того, менеджмент привлек в 4 раза больше средств на финансирование деятельности компании в виде частных инвестиций, займов и кредитов по сравнению с бюджетными вливаниями государства. К тому же государство давно уже свои инвестиции вернуло в виде налогов. Удивляет и факт возбуждения дела против непосредственно генерального директора ИФК Александра Рубцова. Непонятно, где в публикации прокуратура усмотрела повод для претензий: в том, что, как писал автор, Рубцов успешно развивает свою компанию? В том, что развитие компании приводит к росту стоимости ее акций, рыночная стоимость которых, по данным международных оценщиков, сейчас составляет 269 миллионов долларов? Что человек успешно занимается бизнесом в России? Неужели стремление компании к доходности теперь преследуется по закону?
Действительно, в настоящее время ИФК является крупнейшим заказчиком новых гражданских самолетов российского производства. За 2003 - 2005 годы было построено 9 самолетов Ил-96 (в том числе два лайнера на экспорт) и Tу-204 суммарной стоимостью 315 миллионов долларов. Общий объем инвестиций "Ильюшин Финанс Ко" в приобретение авиационной техники в 2005 году составил 7,4 миллиарда рублей, что на 56 процентов больше, чем в 2004 году. Разве так может развиваться неликвидная компания?
При этом качественно изменились и источники финансирования лизинговых сделок ИФК: объемы привлекаемых заемных средств стали сопоставимы с долей собственных средств компании, направляемых на строительство самолетов. По таким экономическим законам уже давно живет весь мировой авиализинг. Возьмем хотя бы один пример. В 2002 году Воронежский авиазавод (ВАСО) находился на грани банкротства. Задолженности росли, люди увольнялись с производства, новые лайнеры не выпускались, и единственное, чем жило предприятие, - ремонтом ранее выпущенных воздушных судов да производством товаров народного потребления. Знакомая, неправда ли, картина? Но в 2002 году 56 процентов акций ВАСО были переданы в доверительное управление ИФК. Лизинговая компания, найдя покупателей на продукцию завода, вложила в него свыше 190 миллионов долларов. В итоге была полностью погашена задолженность по платежам в бюджеты всех уровней. Прибыль авиазавода в Воронеже выросла почти в 2,5 раза. Резко увеличились и налоговые платежи, в том числе и в местный бюджет. Здесь наконец начали выпускать новые самолеты, а не латать старые. Люди стали получать нормальную зарплату, и прошлый год завод впервые за последние 5 лет закончил с прибылью. Прогресс, по-моему, виден невооруженным глазом. Летом 2005 года ИФК сформировала пакет заказов на производство самолетов на ВАСО на несколько лет вперед. Контракты превышают несколько миллиардов долларов. А сам авиазавод завершает подготовку к серийному производству нового регионального лайнера Ан-148. Схожая ситуация сложилась и в Ульяновске: местный авиазавод выжил и даже возобновил серийное производство самолетов во многом благодаря партнерству с ИФК. В настоящее время лизинговая компания располагает твердыми заказами и опционами на поставку 90 авиалайнеров. В 2006 году планируется вести строительство 13 самолетов семейства Ил-96, 7 - Ту-204 и 10 - Ан-148. Если уголовное преследование компании скорейшим образом не прекратить и не снять арест с ее акций, который был наложен в середине прошлого года, то это приведет к кризису не только на авиапредприятиях - партнерах ИФК в том же Воронеже или Ульяновске, но и в целом в этих регионах. Ведь заводы эти являются фактически градообразующими. Неужели кому-то хочется, чтобы все вернулось на круги своя: ни заказов, ни новых самолетов. И опять длительное пике отечественного авиапрома. А мы когда готовили статью "Что нам стоит самолет построить", добивались совершенно не этого......
Авторские права на данный материал принадлежат «Комсомольская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
В Ростове-на-Дону утвердили спецзону для экспериментальной авиации
Апрель 24, 2024
Развитие отрасли беспилотной авиации в России