О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Победителя определит тендер

ФГУП "ММПП "Салют" приступило к разработке газовых турбин для перспективных кораблей морской и океанской зоны

Тема, связанная с попытками НПО "Сатурн" (г. Рыбинск, Ярославская обл.) поставить под свой контроль ФГУП "ММПП "Салют" (Москва), получила новое продолжение. Вслед за депутатами Мосгордумы к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову обратились влиятельные члены Совета Федерации, озабоченные будущим российского двигателестроения. На днях семь членов Совета Федерации подписали обращение к председателю правительства Михаилу Фрадкову, в котором призвали его вмешаться в процесс реформирования отрасли авиационного двигателестроения. Недовольство сенаторов вызвали действия руководства НПО "Сатурн", которое в конце прошлого года также обивало премьерские пороги с предложением объединить всю отрасль под своей эгидой.

В своем письме семь членов СФ (копия письма имеется в распоряжении "ВПК"), в частности, сомневаются, что реорганизация ФГУП "ММПП "Салют" в ОАО и одновременный перевод этого высокотехнологичного производства из Москвы приведет к созданию компании, способной на равных конкурировать с мировыми лидерами авиамоторостроения. А вот то, что в результате будет фактически ликвидировано эффективно работающее государственное предприятие ФГУП "ММПП "Салют", сомнений не вызывает.

Сегодня ФГУП "ММПП "Салют" - крупнейшее российское специализированное предприятие по разработке, изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей АЛ-31Ф/ФП/ФН (для самолетов семейства "Су"), по ремонту АЛ-21Ф (для Су-22, Су-24) и Р-15Б-300 (для МиГ-25), изготовлению узлов и деталей для Д-436Т (модификаций для Бе-200, Ан-148, Ту-334 и Ту-230), Д-27 (для Ан-70, Ан-180 и Бе-42), производству и последующему техническому обслуживанию газотурбинных установок и газоперекачивающих станций (ГТЭ-25У, ГТУ-10-31С, ГТУ-89-СТ-20).

Очевидно, что письмо сенаторов вызвано не только обеспокоенностью за судьбу крупнейшего стратегического предприятия России, на успехи которого заместитель председателя правительства - министр обороны Сергей Иванов ссылался, в частности, в своем докладе президенту РФ 18 января с.г., но и пониманием того, что истинная цель предложенного "Сатурном" присоединения - получение полного контроля над соответствующими статьями гособоронзаказа через фактическое уничтожение конкурента. Сегодня становится все более очевидным тот факт, что под лозунгом объединения предприятий в интегрированные структуры проводится передел собственности, зачастую - в ущерб государственным интересам. Поскольку до настоящего времени не решена проблема разработки и принятия достаточной нормативной правовой базы структурных преобразований, в том числе по государственному управлению создаваемыми холдингами, распределению получаемой прибыли, доверительному управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, созданию условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования отдельных предприятий и организаций, - недружественные слияния и поглощения вполне возможны. Однако ущерб от этого, особенно в сфере ОПК, может носить катастрофический характер.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что хотя рядом законодательных актов (ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и др.) предусмотрена конкурсная основа размещения гособоронзаказа, на практике это соблюдаются далеко не всегда. Так, по заявлению заместителя директора НПО "Сатурн" по военным программам контр-адмирала Святослава Мосцеева, "НПО "Сатурн" уже определено в качестве головного поставщика ГТД 4-го поколения и комплексного поставщика газотурбинных агрегатов для надводных кораблей ВМФ. Те же, кто намерен в одиночку создавать корабельные ГТД, в частности ММПП "Салют", как считает он, "поступают, по меньшей мере, неблагоразумно".

Отметим, что постоянные упреки "Сатурна" в адрес "Салюта" о имеющем место дублировании разработок - как по созданию двигателя для самолета 5-го поколения, так и ГТД для ВМФ - преподносятся как беспокойство о расходовании дополнительных бюджетных средств на НИОКР. Однако похоже, что НПО "Сатурн" просто боится конкурирующих проектов, зная, что задел и потенциал готовности по разработкам корабельных ГТД у "Салюта" однозначно выше. Предпочитая келейность принятия решений по выделению финансирования бюджетных средств, руководители "Сатурна" к тому же не хотят замечать наличие законодательной стороны вопроса.

Что же касается технологической и интеллектуальной стороны подхода к выбору головного предприятия по разработке и производству ГТД для ВМФ, то ситуация выглядит таким образом: 150 высококлассных специалистов с Николаевского НПО "Машпроект", который в советское время был эксклюзивным предприятием по разработке и производству корабельных газовых турбин, работают в КБ по наземным разработкам именно на "Салюте". А есть ли такие специалисты на "Сатурне"?

Сегодня ММПП "Салют" готово приступить к разработке газовых турбин для перспективных кораблей ВМФ России морской и океанской зоны, в частности типа "фрегат" и "эсминец", и ожидает получения технического задания от ВМФ. Уверенность "Салюта" строится на успешном опыте создания наземных газотурбинных станций. Тема судовых машин и механизмов не новая в деятельности ФГУП "ММПП "Салют". У предприятия уже имеется история отношений с ВМФ России - скажем, "Салют" поставлял двигатели АЛ-31Ф для палубных истребителей Су-27К (Су-33), которые составляют основу авиационной группы ТАВКР "Адмирал Кузнецов".

По мнению экспертов, ФГУП "ММПП "Салют" должно чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы выступить разработчиком и производителем морских газовых турбин как в кооперации с другими компаниями, так и в качестве головного предприятия. Монопольное же положение одной из компаний в том или ином секторе производства высокотехнологичной продукции, на которое претендует НПО "Сатурн", контрпродуктивно, поскольку полностью устраняет конкуренцию".

Очевидно, что необходим открытый тендер. И пусть он, а не закулисные договоренности определят, кто станет исполнителем двигателестроительных заказов для российского ВМФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка