О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт напрокат

В течение трех лет Минтранс планирует отдать взлетные полосы и рулежные дорожки в управление частным операторам. Это должно привлечь инвестиции в модернизацию изношенной аэропортовой инфраструктуры

В течение трех лет Минтранс планирует отдать взлетные полосы и рулежные дорожки в управление частным операторам. Это должно привлечь инвестиции в модернизацию изношенной аэропортовой инфраструктуры. Между тем пока неясно, насколько бурным будет развитие, если аэропортом будет управлять одна компания, а полосами - другая.

Минтранс представил свою концепцию управления федеральным имуществом гражданских аэропортов, которая была разработана совместно с Минэкономразвития и Минфином. Согласно документу, который оказался в распоряжении "Гудка", у нее несколько глобальных целей: оптимизация сети аэропортов и построение сети аэропортов-хабов (больших пересадочных узлов), повышение конкурентоспособности аэропортов России на международном рынке и увеличение транзитного потока через страну, а также привлечение частных инвесторов к модернизации аэропортовой инфраструктуры.

По заявлению разработчиков концепции, износ аэропортовой инфраструктуры составляет 80% и операторы не вкладывают средства в ее модернизацию. Между тем, по словам руководителя юридической службы аэропорта "Кольцово" (Екатеринбург) Вадима Хлызова, сегодня у оператора нет стимулов вкладывать средства в модернизацию аэропортовой инфраструктуры, так как ему не предоставляется никаких гарантий. По словам ведущего эксперта ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности" Олега Пантелеева, сегодня, если оператор аэропорта хочет отремонтировать взлетную полосу или обновить сигнальное оборудование, это вложение средств в федеральное имущество не только не поощряется, но даже усложняется законом. По закону вложения в чужое имущество (в данном случае федеральное) можно осуществлять только из чистой прибыли. Соответственно, вложения в ремонт полосы или дорожки облагаются налогом на прибыль и обходятся оператору на 30% дороже.

Основу новой системы аэропортов должны составить аэропорты-хабы, расположенные в местах пересечения магистральных направлений полетов и функционирующие как большие пересадочные и перевалочные пункты. Как пишут разработчики концепции, в будущем цепочка хабов должна превратиться в часть трансконтинентального авиационного транспортного коридора, опоясывающего Северное полушарие. В этом коридоре, в который также войдет ограниченное число крупнейших мировых хабов, прогнозируется максимальная концентрация пассажирских и грузовых перевозок, в первую очередь транзитных. По прогнозам разработчиков, хабы превратятся в высокодоходные зоны деловой активности. Согласно концепции, в задачи федеральных узловых аэропортов будут входить обслуживание международных транзитных потоков, стыковка международных авиалиний между собой, а также с внутренними авиалиниями. Как излагается в концепции, отбор федеральных аэропортов должен осуществляться с учетом их близости к основным транзитным воздушным трассам.

Более конкретных критериев отбора в Минтрансе пока не предложили. Впрочем, по мнению Олега Пантелеева, все три аэропорта Московского авиаузла (МАУ) скорее всего попадут в первую категорию. Правда, ситуацию может изменить появление единой управляющей компании для аэропортов МАУ, о планах по организации которой в Минтрансе говорят уже давно.

Остальные аэропорты - регионального и местного значения - будут выполнять по отношению к хабам функцию накопителей транзитных пассажиров и грузов. Соответственно, отбор региональных аэропортов будет подчинен целям сети федеральных аэропортов. Кроме того, основной задачей региональных аэропортов будет стыковка внутренних авиалиний. А задачей местных аэропортов (с объемом перевозок до 50 тысяч человек) - обслуживание местных авиалиний, перевозок, выполняемых в интересах определенных отраслей экономики, социальных перевозок и внутренних авиалиний.

Для реализации новой концепции предполагается расформировать существующие ФГУПы, которым сегодня принадлежит аэропортовое имущество. По данным Минтранса, сегодня 55 ФГУПов эксплуатируют 119 объектов гражданской авиации. После этого предполагается имущество федеральных аэропортов передать в казну РФ, для управления им создать акционерные общества, контрольный пакет которых будет принадлежать РФ, а остальные акции продать частным инвесторам или отдать в доверительное управление. Рассматривается также возможность передачи аэродрома новому АО на правах концессии или аренды. Судьбу региональных аэропортов решат власти соответствующего субъекта РФ, которым передадут имущество "аэропортовых" ФГУПов.

Имущество аэродромов, которое эксплуатируется открытыми акционерными обществами (274 аэродрома находятся в управлении 148 операторов), будет передаваться им на правах аренды или концессии, также рассматривается и возможность приватизации.

По словам заместителя директора департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса Юлии Зворыкиной, принятый закон о концессии предполагает, что, если имущество аэропорта - аэродром, автостоянка, автодорога, железнодорожная ветка и т. д. - уже принадлежит нескольким ФГУПам или структурам, заключать концессионное соглашение необходимо на каждый объект отдельно. "Наличие нескольких не связанных между собой управляющих структур затрудняет управление аэропортом как комплексом и его развитие", - продолжил Олег Пантелеев. Поскольку закон о концессии не предусматривает возможности передачи в концессию собственности от юридического лица юридическому лицу. Оператор аэропорта не имеет возможности, взяв в концессию все аэропортовое имущество, раздать автостоянку, заправочный комплекс, комбинат бортпитания и т. д. в концессию другим компаниям.

В такой ситуации стратегическое управление всего комплекса осуществлялось бы оператором, а оперативные задачи решали концессионеры. В то же время, по словам Юлии Зворыкиной, возможна передача комплекса в управление не одному оператору, а консорциуму. Юлия Зворыкина предположила, что реализацию концепции проще всего начать с аэропортов, где все аэропортовое имущество принадлежит одному ФГУПу, например Пулково. В таком случае будет проще расформировать ФГУП, передать имущество в казну и дальше - передать на управление, в аренду или в концессию.

Уже в первом квартале 2006 года предполагается внести на рассмотрение правительства проект типового концессионного соглашения по аэропортам, а также разработать примерную форму договоров аренды и доверительного управления. В это же время предполагается определить список хабов федерального уровня. На третий квартал 2006 года запланированы разработка и утверждение бизнес-модели построения национальной сети аэропортов, а также заключение договоров аренды и доверительного управления с операторами аэропортов. По словам Юлии Зворыкиной, реализация новой концепции начнется скорее всего с аэропортов Московского авиаузла, а также Кольцово (Екатеринбург) и Емельяново (Красноярск).

Для подачи заявок на концессию аэропортового хозяйству и реализации других проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) Минтранс создал некоммерческое партнерство (НП) "Инвесторы транспортной инфраструктуры". По словам руководителя НП Александра Артамонова, его задача - доработка проектов ГЧП, предлагаемых компаниями, и их продвижение в Минтрансе и других ведомствах. Финансировать партнерство будут Минтранс и структуры бизнеса, чьими проектами занимается НП.

По его словам, потенциальные инвесторы могут вносить свои проекты в Минтранс, минуя НП. Однако, по словам руководителя юридической службы аэропорта Кольцово Вадима Хлызова, существует опасность, что внесение проектов без НП будет затруднено.

Минтранс РФ обещает представить концепцию на утверждение правительства в ближайшее время. Реализовать ее планируют в течение трех лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка