О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

И в небесах, и на море

НПО "Сатурн" объявило об открытии структурного подразделения в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России

В одном из первых январских номеров "Красной звезды", подводя итоги 2005 года, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин отметил, что в оборонно-промышленном комплексе все больше становится предприятий, способных обеспечить разработку и производство самых современных образцов вооружений и техники, необходимых силовым структурам. К ним экс-секретарь Совета Безопасности РФ отнес Научно-производственное объединение (НПО) "Сатурн". Действительно, это предприятие у нас в стране и за рубежом известно как динамично развивающаяся структура в области авиационного двигателестроения. И вот на днях ведущая российская фирма объявила об открытии структурного подразделения в Санкт-Петербурге в целях создания и производства газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ России.

Открытие филиала - логический этап той работы, которую НПО "Сатурн" проводит в течение десяти лет. Программа создания российских корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) началась после утраты конструкторской и производственной базы по данным изделиям. В союзном государстве эта работа более пятидесяти лет велась на Украине. Причем разрабатывались и производились не только двигатели, но и энергетические установки для корабля целиком. Ведь сам по себе двигатель не самоцель, для корабля требуется вся система, обеспечивающая его движение. Директор программы "Сатурн" - ВМФ" Леонид Иванов и контр-адмирал Святослав Мосцеев рассказали о проделанной работе и поделились планами на ближайшее будущее по морской тематике.

Еще в 1993 году была создана совместная российско-украинская фирма ЗАО "Турборус", которая разрабатывала судовую энергетическую установку на базе двигателя М90ФР мощностью 27 500 л.с. для кораблей класса "фрегат" и "эсминец". Начальный этап ОКР проводился совместно украинским НПКГ "Зоря-Машпроект" и Рыбинским конструкторским бюро моторостроения (РКБМ) (ныне оно как ОКБ-1 входит в состав НПО "Сатурн"). Осенью 2005 года ГТД М90ФР успешно прошел государственные испытания в составе газотурбинного агрегата М56. В итоге этой работы Россия получила первый корабельный двигатель, юридически принадлежащий ей, производство которого можно выполнять в стране. На РКБМ был также освоен ремонт ГТД и судовых агрегатов украинского производства для ракетных катеров "Молния", которые широко используются как нашим ВМФ, так и зарубежными. Именно с этого началось накопление эксплуатационного опыта.

В 2001 году главкоматом ВМФ была утверждена концепция создания российской базы морского газотурбостроения. При ее разработке исходили из необходимости активизации опытно-конструкторских работ по созданию базовых двигателей, которые могли бы обеспечить потребности ВМФ России в этом виде судовой энергетики. В рамках этой программы на НПО "Сатурн" была выполнена реконструкция стендовой базы и осуществлена модернизация производства.

Работы, выполняемые в г. Рыбинске, это не копирование украинского опыта, а свой путь по использованию конструкторских, инженерных и технических заделов Рыбинского КБ моторостроения. За основу взят высокоэффективный газогенератор для перспективного всережимного бомбардировщика, разрабатывавшегося в 80-е годы. На его базе началось создание М75РУ в классе 5.000 - 7.000 л.с. и М70ФРУ - 12.000 - 14.000 л.с. Параллельно на его же основе создавался двигатель для газоперекачивающих агрегатов по заказу ОАО "Газпром". Лидерная установка по "наземному" проекту три года назад прошла межведомственные испытания, на сегодняшний день наработала 8.000 часов.

Здесь надо особо отметить, что НПО "Сатурн", выполняя заказ ОАО "Газпром", отказалось от старой практики многих авиационных заводов. Реализована новая идеология изготовления и комплексной поставки газоперекачивающих агрегатов целиком. Денежные средства, полученные за счет серийного выпуска агрегатов для "Газпрома", позволили продвинуть и морскую тематику производственного объединения. В дальнейшем и государство изыскало возможности для увеличения финансирования, что обеспечит окончание ОКР в 2006 - 2007 гг. По прогнозам специалистов, при реализации своей морской программы НПО "Сатурн" сможет в ближайшие 10 лет поставить различным заказчикам судовые энергетические установки с 260 базовыми ГТД М75РУ и М70ФРУ.

Почему государство уделяет этой теме особое внимание?

Не секрет, что в настоящее время отечественные ГТД уступают по некоторым качественным характеристиками своим зарубежным аналогам. Однако без обладания опытом эксплуатации силовых установок невозможно дальнейшее продвижение вперед, а оно того стоит. К тому же после оснащения новыми установками российские корабли ВМФ и других силовых структур станут быстроходнее. Может, тогда из новостей исчезнут сообщения о длительных преследованиях иностранных судов, нарушающих наши морские границы с целью браконьерского промысла.

Не менее весомой причиной является создание специальных амфибийных транспортных средств для реализации программы освоения новых месторождений углеводородного сырья на полуострове Ямал и шельфа Арктики. Здесь, кстати, для транспортировки вахт, техники и грузов могут использоваться суда, близкие по конструкции к десантным кораблям на воздушной подушке "Зубр" и "Мурена". Помимо этого, способные работать на соленом морском воздухе газотурбинные двигатели найдут применение на буровых платформах и припортовых объектах.

Российскими разработками уже заинтересовались некоторые зарубежные страны. Однако на внешний рынок могут продвигаться не только корабли, но и сами двигатели и агрегаты. Многие из стран - партнеров по военно-техническому сотрудничеству - имеют намерение модернизировать ранее купленные у нашей страны корабли с газотурбинными судовыми энергоустановками. Речь может идти и о комплектовании кораблей зарубежных проектантов, например, в классе "корвет". Однако, прежде чем принимать окончательное решение, потенциальные заказчики хотят увидеть реализованный проект российского корабля с газотурбинным или дизель-газотурбинным агрегатом.

В соответствии с "Концепцией создания и применения газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ" НПО "Сатурн", который определен головным разработчиком по этой тематике, завершает работы по созданию опытной партии базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей 4-го поколения. Государственные испытания двигателя М75РУ пройдут уже во второй половине 2006 года, а в первом квартале 2007 года - М70ФРУ.

Создание и производство газотурбинных корабельных агрегатов требуют налаживания широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, локальную систему управления, другие узлы и комплектующие. С этой целью на 2-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, который прошел в прошлом году, ОАО НПО "Сатурн" (комплексный головной поставщик), ЗАО "Завод "Киров-энергомаш" - дочернее предприятие ОАО "Кировский завод" (агрегаты) и ФГУП НПО "Аврора" (системы управления кораблями) подписали генеральное соглашение. На головное предприятие решением Главкомата Военно-морского флота возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов. Серийное производство и сервисное обслуживание данных судовых двигателей также будут вести в Рыбинске.

Очередным этапом в организации кооперации российских предприятий по созданию судовых газотурбинных агрегатов (ГТА) стало формирование в Санкт-Петербурге филиала НПО "Сатурн", основные задачи которого - разработка судовых ГТА на базе новых российских судовых ГТД 4-го поколения и реализация соглашений о производственной кооперации.

Такое решение, как пояснил директор программы "Сатурн" - ВМФ" Леонид Иванов, вполне закономерно. Санкт-Петербург занимает особое место в судостроительной отрасли России. Здесь сосредоточены ведущие научные учреждения, курирующие вопросы боевого применения и конструкций кораблей и судов (1-й ЦНИИ Минобороны РФ, 24-й ЦНИИ Минобороны РФ, ЦНИИ им. академика Крылова и др.), ведущие учебные заведения по судовым ГТУ (Военно-морской инженерный университет, Морской технический университет, Университет "ВоенМех", Военно-морская академия и др.), крупнейшие судостроительные КБ, разрабатывающие проекты с газотурбинными судовыми установками (ЦМКБ "Алмаз", Северное ПКБ и др.), серийные заводы, строящие корабли с судовыми ГТУ (Северная верфь, Балтийский завод, СФ "Алмаз", МЗ "Алмаз" и др.), основные производители редукторов (ЗАО "Киров-энергомаш", ОАО "Звезда" и др.) и САУ для судовых энергетических установок различных видов (ФГУП НПО "Аврора"). Не случайно именно здесь проводятся ведущие российские выставки по военному кораблестроению ("Морской салон") и гражданскому морскому судостроению ("Нева"). Именно в этом городе придется непосредственно решать большинство вопросов, связанных с привязкой судовых ГТА к конкретным проектам кораблей, взаимодействием с ключевыми контрагентами.

Руководителем филиала - заместителем директора программы "Сатурн" - ВМФ" назначен Евгений Чихачёв, который ранее работал на заводе им. Климова, главным конструктором корабельных ГТА - Валентин Паюсов, до последнего времени - главный конструктор ОАО "Звезда". Под их руководством будет работать полноценное подразделение, укомплектованное квалифицированными специалистами ведущих заводов Санкт-Петербурга, КБ и институтов морского и газотурбинного направления, с большим опытом работы на предприятиях. Все это позволит быстро и грамотно решать задачи, поставленные перед филиалом в частности и НПО "Сатурн" в целом в плане создания российских ГТА для обеспечения потребностей ВМФ РФ и других силовых структур, а также гражданских проектов и экспорта.

В заключение отметим еще одну деталь. По мнению директора программы "Сатурн" - ВМФ" Леонида Иванова, российско-украинское сотрудничество по этой тематике могло бы иметь хорошую перспективу. Однако политическая нестабильность, таможенные процедуры, введенный украинской стороной в прошлом году НДС на кооперационные поставки и некоторые другие проблемы мешают этому. Украинские партнеры НПО "Сатурн" ожидают итогов парламентских выборов. С точки зрения экспертов, у НПО "Сатурн" имеется резерв времени, но к концу года России и Украине необходимо принять решение по перспективам дальнейшего сотрудничества в этом вопросе: действуем мы на внешнем рынке сообща или политические амбиции возобладают в ущерб экономической целесообразности.

И еще. Как говорилось выше, у программы ГТД морской тематики довольно хорошие перспективы не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. А это, согласитесь, возможность привлечения немалых инвестиций, государственных средств, ведь Концепция по ГТД рассчитана не на один год. Вот почему в последнее время появилось немало блефующих организаций промышленности, желающих только поучаствовать в "дележе пирога" под предлогом пересмотра ранее принятых решений на уровне Правительства РФ. Однако, думается, у государства нет причин для пересмотра своей позиции в данном вопросе. В этом мы убедились на примере головного разработчика морских ГТД. У этой программы, как говорят летчики, чистый горизонт, а моряки - семь футов под килем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка