О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

У Росавиации проснулся инстинкт собственника

Росавиация собирается заработать на своей недвижимости. Для этого она ищет более эффективную схему работы с арендаторами терминалов и взлетно-посадочных полос в аэропортах

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) собирается заработать на своей недвижимости. Для этого оно ищет более эффективную схему работы с арендаторами терминалов и взлетно-посадочных полос в аэропортах.

Специалисты агентства вчера провели специальный информационный форум "О режиме использования федерального недвижимого имущества гражданской авиации в рамках государственно-частного партнерства".

Заместитель начальника управления федерального имущества и экономической деятельности Росавиации Сергей Козлов заявил, что в России работает почти 400 аэропортов разных типов и классов. Но при этом, "если брать за основу бухгалтерские отчетности, аэропортовой отрасли в России не существует".

По словам Сергея Козлова, надежд на то, что ситуация в скором времени изменится, нет. Хотя бюджетное субсидирование за прошедшие 10 лет выросло более чем в 20 раз (с 400 миллионов до 13 миллиардов рублей), львиная часть этих средств распределяется между 40-45 крупнейшими аэропортами. Остальным предложено помогать на региональном уровне.

Между тем большая часть региональных аэропортов нуждается в реконструкции. Как отметил заместитель начальника отдела производственной деятельности Росавиации Анатолий Пчелин, только половина аэродромов имеют взлетно-посадочную полосу (ВПП) с искусственным покрытием. Примерно 70% из них построено более 20 лет назад.

Системой светосигнального оборудования оснащено менее половины наших аэропортов. Каждая шестая такая система уже требует замены.

Практически все участники форума отмечали, что корень проблемы - несовершенство законодательной базы. Уже 15 лет нет закона об аэропортах. Начальник отдела управления госимуществом Росавиации Владимир Шаров отметил, что с декабря 1991 года издано более 90 документов, регламентирующих управление федеральной собственностью. Но ни в одном из указанных документов не определено, кто конкретно ею управляет. Полномочия собственника распределены между пятью органами исполнительной власти - МЭРТ, Минфином, Минтрансом, Росимуществом и Росавиацией.

Отсутствуют внятные документы, регламентирующие имущественные отношения субъектов гражданской авиации. По словам замначальника отдела управления государственным имуществом Росавиации Игоря Щербакова, с 1 января этого года утратил силу закон "О плате за землю". В связи с этим предприятия гражданской авиации, до этого освобожденные от уплаты земельного налога, теперь платят его в полном объеме. По действующему законодательству верхняя граница налоговой ставки составляет 1, 5% от стоимости земельных участков, отнесенных к категории транспорта. Но муниципальные власти дифференцируют ее по своему усмотрению. В итоге получается большой разброс арендных платежей, которые выплачиваются аэропортами. Например, аэропорт Сочи платит 126 миллионов рублей за 400 гектаров, а аэропорт Магнитогорск - всего 500 тысяч рублей за ту же площадь. Шереметьево за аренду своих 1400 гектаров платит 74 миллиона рублей, а Домодедово за примерно такой же участок - всего 8, 7 миллиона.

Кроме того, федеральное авиационное имущество часто находится на балансе тех организаций, которые не обязаны заниматься его капитальным ремонтом, реконструкцией, расширением и строительством. Они не платят отчисления на амортизацию имущества, из-за чего ежегодные потери бюджета составляют около 2 миллиардов рублей. Только по аэродромам Московского узла - 700 миллионов рублей. В связи с этим износ ВПП на ряде предприятий уже достиг или приближается к 100%, а ресурсы для обновления указанного государственного имущества отсутствуют.

Росавиация намерена жестче контролировать управление государственной собственностью. Но при этом за частными инвесторами сохранят право работы с взлетно-посадочными полосами, терминалами и другим имуществом аэропортов.

Для этого будут разработаны схемы государственно-частного партнерства (ГЧП). "Необходимо создать нормативное обеспечение накопления амортизационных отчислений, - сказал Владимир Шаров, - а также произвести переоценку стоимости аэродромов с отражением в балансе их реальной рыночной цены. Кроме того, пора урегулировать финансовые взаимоотношения государства и организаций, эксплуатирующих аэродромы, в рамках договоров, предусматривающих ответственность сторон по обновлению имущества".

Представитель Высшей школы приватизации и предпринимательства Вячеслав Илларионов предложил использовать для аккумулирования средств, поступающих от арендаторов, паевые инвестиционные фонды. "По действующему законодательству паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, - заявил он на форуме. - В связи с этим операции с активами паевого фонда не облагаются коммерческими налогами, например налогом на прибыль". По его мнению, ПИФы можно использовать для концентрации различных имущественных ресурсов. Данная форма ГЧП не только может быть привлекательна для инвесторов, но и надежно гарантирует защиту интересов всех участников проектов. Конечная цель предлагаемой Вячеславом Илларионовым схемы ГЧП - "запустить в оборот государственные ресурсы земельной недвижимости, стабильно получая при этом прибыль и не утрачивая контроля и права собственности со стороны государства на эту недвижимость"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка