О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Турбины для "Дели"

В январе НПО "Сатурн", ММПП "Салют" и ГП "Зоря - Машпроект" обменялись взаимными "заявлениями". Цель - привлечение внимания общественности к теме судовых газотурбинных установок

В январе НПО "Сатурн", ММПП "Салют" и ГП "Зоря - Машпроект" обменялись взаимными "заявлениями". Цель - привлечение внимания общественности к теме судовых газотурбинных установок и повышение собственных шансов в борьбе за растущий бюджет российского ВМФ. Но в целом ситуация развивается "на руку" Минобороны РФ: в некогда монополизированном секторе рынка возникает конкурентная среда. А перед российским военным ведомством встает следующая задача - воспользоваться ее плодами и грамотно направлять развитие конкуренции, чтобы соревнование между отечественными фирмами было здоровым, способствовало развитию российских высоких технологий и повышению конкурентоспособности изделий нашего ОПК на мировом рынке.

Острая тема январских дискуссий - силовая установка для надводных кораблей среднего водоизмещения (корветов, фрегатов и эсминцев). Это объясняется постепенным "наполнением" реальными заказами ранее объявленных Минобороны РФ планов по последовательной разработке и строительству нового поколения кораблей ближней и дальней морской зоны. В настоящее время на заводе "Северная верфь" идет работа по трем корветам проекта 20 380 и подготовка к закладке головного фрегата проекта 22 350. Через пару-тройку лет очередь дойдет до нового эсминца, а затем и авианосца.

После полутора десятка лет "безденежья" у ВМФ наконец-то появились средства на новые корабли. Что не замедлило сказаться на росте интереса к российской военно-морской технике иностранных заказчиков. Пожалуй, это и есть главная причина сеанса "выяснения отношений" в промышленности. Так, в борьбе за бюджет флота поднимают "национальную тему", объявляя газотурбинный центр в Николаеве "иностранным предприятием". Российским менеджерам представляется "естественным", что ВМФ России "должен" покупать турбины только "у своих" (однако даже в США флот нет-нет, да и закупит турбину в Англии или на Украине, а дизель - в Германии). Особенно активно в этом направлении выступает НПО "Сатурн". Там желают расширить свое присутствие на рынке методом постепенного выдавливания украинских конкурентов. МО РФ уже подписалось под выделением до конца 2007 г. 1,5 млрд. рублей на НИОКР по "рыбинским" темам М75РУ (судовая турбина мощностью 6 МВт) и М70ФРУ (10 МВт).

Кроме того, НПО "Сатурн" имеет 25-процентную долю в программе М90ФР (20 МВт). Головным предприятием по данной теме выступает украинское ГП "Зоря - Машпроект". Ранее там спроектировали, построили и поставили на несколько кораблей российского флота ее прообраз - М90. Используя обострение политического климата в отношениях между Украиной и Россией в своих целях, рыбинские менеджеры рассчитывают на увеличение доли "Сатурна" в проекте М90ФР. А если не получится - добиться ее закрытия и получить все бюджетные средства на новую, чисто российскую турбину аналогичной мощности.

В пресс-релизах НПО "Сатурн" позиционирует себя как "ведущую российскую двигателестроительную корпорацию". Однако по итогам 2004 г. предприятие (с 6,7 млрд. руб.) заняло лишь четвертую позицию в рейтинге крупнейших моторостроительных фирм России (ММПП "Салют" - 12,7 млрд. руб., Пермский МК - 11,5 млрд., Уфимское МПО - 10,5 млрд.). Скромное четвертое место не мешает фирме замахиваться на эксклюзивную роль "комплексного поставщика" судовых агрегатов практически на все серийные и проектируемые сегодня в России надводные корабли и катера. "Сатурн" насчитал десять проектов, подходящих для использования М75РУ, и четырнадцать - для М70ФРУ. "Эти же двигатели обеспечат строительство всей номенклатуры предлагаемых российской промышленностью на экспорт кораблей и катеров водоизмещением от 100 до 40 000 тонн", - утверждается в его пресс-релизе.

Планы, как видим, грандиозные, вот только достижения пока незначительные. "Морская программа" в Рыбинске стартовала еще в 1992 г., но пока ни одной турбины флот не получил. И сегодня заказчики не спешат отовариваться на "Сатурне". Покупать-то, собственно, нечего: НИОКР по М75РУ и М70ФРУ еще не завершен. Опытные установки планируется предъявить ГСИ соответственно в третьем квартале 2006 г. и четвертом 2007-го. Вот и получается, что при (виртуальном) наличии "прекрасной корветной турбины М70ФРУ", ВМФ России строит корветы проекта 20 380 как дизельные. А на предполагаемый к закладке головной фрегат проекта 20 350 выбраны "машпроектовские" турбины М90 и коломенские дизели. Три дополнительных индийских фрегата проекта 11 356 Talwar, которые построит "Янтарь", как и первая партия, уже поставленная, получат украинские ДТ59 и ДС71 (последняя - в классе М70). И даже строящиеся в Рыбинске для Вьетнама ракетные катера типа "Молния" оснащают не "сатурновскими", а "машпроектовскими" турбинами М70 и М75.

Интересная картина получается. На новые российские и экспортные корабли турбины поставляет "Машпроект", а в Рыбинске: продолжают успешно осваивать бюджетные средства по "морской" теме, запущенной тринадцать лет назад! И нервно реагируют на попытки других российских компаний "помочь" "Сатурну" в столь важном деле. На пресс-конференции 16 января директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов процитировал выдержки из статьи "ВПК" о намерении ФГУП "ММПП "Салют" участвовать в тендере на разработку и производство газовых турбин на корабли класса "фрегат" и "эсминец". И в порядке открытой дискуссии задал такой вопрос: "Если на "Салюте" говорят, что они намереваются сделать то же самое, за что Россия уже заплатила деньги, у меня возникает вопрос к тем людям в Федеральном агентстве по промышленности - Роспроме, которые курируют деятельность федеральных государственных предприятий (обычно направление расходования прибыли ФГУПов утверждается Роспромом). Возьмут ли на себя ответственность эти люди в Роспроме подписаться под тем, что средства из прибыли от авиационного экспорта в Китай будут инвестированы в разработку, аналог которой уже оплачен?".

По просьбе "ВПК" ситуацию прокомментировал заместитель генерального конструктора ФГУП "ММПП "Салют" Вячеслав Беляев. "Сам характер постановки вопроса как бы оправдывает расход тех бюджетных средств, которые "Сатурн" уже получил, - считает он. - И намекает на то, что Минобороны России нужно продолжать за это платить. Наши же предложения заключаются в том, что мы сами создаем двигатель и представляем его на государственные испытания. В таком случае МО РФ платит только за серийные образцы наших изделий. Мне кажется, что такой подход и стал причиной того, что на "Сатурне" забеспокоились. Если говорить о расходовании бюджетных средств, то расходы государства на морские программы "Сатурна" будут гораздо больше в сравнении с теми, что предлагает "Салют" по установкам близкой мощности. Мы прекрасно знаем параметры М90 и М90ФР и предлагаем разработку турбины не четвертого, а пятого поколения".

А директор "Салюта" по информационным технологиям Дмитрий Елисеев заявил: "Государство отдало миллиард бюджетных средств Украине - украинскому государственному предприятию "Зоря - Машпроект" - на модернизацию турбины М90 в вариант ФР. Просто взяли и отдали миллиард рублей Украине. И о чем при этом пекутся в Рыбинске? О том, чтобы московскому "Салюту" не достались деньги российского бюджета?! Мы же предлагаем за счет прибыли нашего предприятия, может быть, даже кое в чем себе отказывая, создать турбину пятого поколения. Что же тут плохого? Замечу также, что М90 вообще-то двигатель третьего поколения. Сейчас его модернизировали и позиционируют как четвертое поколение. Мы же хотим сделать совершенно новый двигатель пятого поколения, вложив минимум бюджетных денег. Денег, заработанных не Рыбинском. А наши конкуренты хотят передергиванием фактов избавиться от соперника".

"Мы считаем, что государство должно поддерживать конкурентную среду в промышленности, - продолжил тему заместитель генерального конструктора ФГУП "ММПП "Салют" Вячеслав Беляев. - Это тем более важно, когда речь заходит о создании двигателя пятого поколения. Нельзя допустить, чтобы он создавался безальтернативно, одним предприятием. Иначе государственные средства будут потрачены нерационально. Повторится знакомая история: предприятие-монополист будет требовать все больше и больше денег на разработку изделия, потом еще на его модернизацию, затем на завершение работ: И пошло-поехало. Должен быть конкурс проектов, что, кстати, и предусматривается законом".

Вячеслав Беляев и Дмитрий Елисеев знают "морскую" тему на отлично. Они - из группы более чем ста высококлассных сотрудников "Машпроекта", которые несколько лет назад приняли приглашение генерального директора "Салюта" переехать в Москву на работу в КБ предприятия. Пожалуй, сегодня во всей России нет лучшей "команды" по судовым турбинам и редукторам. Если рассматривать вопрос с позиций государства, то было бы глупо не использовать опыт, знания и, главное, желание этих специалистов в новых программах российского ВМФ.

Пока "Сатурн" и "Салют" дискутируют, кто лучше израсходует собственные и бюджетные средства, украинский "Машпроект" продолжает поставлять в Россию и на экспорт серийные турбины третьего поколения. На рынке ему приходится конкурировать не с российскими фирмами, а с американской General Electric и английской Rolls-Royce. Недавно индийское правительство достигло договоренности с США о лицензионном производстве на мощностях государственной корпорации HAL семейства газовых турбин General Electric LM2500 (18-27 МВт). Судовые варианты предполагается установить на авианосцы Air Defence Ships (полное водоизмещение 40 000 т), строительство которых начинается на верфи в г. Кочин. Кроме того, индийские верфи получили правительственный заказ на фрегаты проекта 17 Shivalik (5000 т), на которые также планируется LM2500. Всего на три авианосца и двенадцать фрегатов потребуется до сорока турбин общей стоимостью миллиард долларов. Вот был бы хороший стартовый заказ на М90ФР! Однако, как следует из беседы с рыбинскими менеджерами, индийскими проектами на "Сатурне" не интересуются и вступать в борьбу за них не желают.

В 1997-2001 гг. индийские корабелы ввели в строй эсминцы Delh, Mysore и Mumbai (6700 т). Эти корабли проекта 15 были спроектированы с помощью "Северного ПКБ" на основе советских проектов 956 и 1155. Они оснащены агрегатами "Зоря - Машпроект" М36Э с турбинами ДТ59 (16 МВт). В настоящее время ведется подготовка к строительству трех эсминцев улучшенного проекта 15А. Индусы примеряют на них LM2500. Как сообщил на пресс-конференции 23 января заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин, Индия пригласила Россию принять участие в тендерах на оснащение кораблей небольшого и среднего водоизмещения. По всей видимости, речь идет о перечисленных выше проектах 15А, 17 и др. На "Сатурне", однако, на индийский тендер не торопятся. "Мы реалисты. И отдаем приоритет российским заказчикам. До 2010 г. мы будем работать практически исключительно на Россию", - заявил "ВПК" директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов. "На экспорт мы идем после 2010 г., - утверждает он. - И параллельно с открытием ОКР по пятому поколению судовых турбин пойдем на гражданский сектор рынка".

Итак, "Сатурн" откладывает экспорт "на потом". Все внимание - вопросам раздела небольшого российского рынка. А это требует пересмотра ранее принятых обязательств в рамках российско-украинского СП ЗАО "Турборус". Леонид Иванов так сформулировал рыбинские условия друзьям-конкурентам из "Машпроекта": "Мы предложили в качестве первого шага подумать об увеличении доли локализации турбины М90ФР в России при сохранении изготовления редуктора и испытательной базы на Украине. Серийность у фрегатов небольшая. Их не так много нужно нашей большой, но небогатой Родине. Ради пяти сложных редукторов перемещать производство в Россию дорого, невыгодно, не по-хозяйски. Локализовать турбину легче. При этом мы готовы совместно выступать по продвижению агрегатов".

По просьбе украинских акционеров ЗАО "Турборус" в Рыбинске согласились подождать ответа до 26 марта, когда на Украине пройдут парламентские выборы. "Мы можем еще немного подождать, - продолжает Леонид Иванов, - а дальше будем говорить с МО РФ по чисто российской турбине пятого поколения в этой размерности. Заказчику придется решать вопрос - создавать ли дублирующее производство России под небольшое количество турбин или согласиться покупать их у Украины. Возможно, государство решит, что гораздо перспективнее перенести накопленный научно-технический задел в турбостроении, в частности по авиационным двигателям, на корабельную почву. Мы будем приветствовать такое развитие событий". Еще интереснее по этой теме высказался контр-адмирал Святослав Мосцеев, занимающий пост заместителя директора НПО "Сатурн" по военным программам: "В конце марта ВМФ четко нарисует облик морских сил общего назначения и роль газотурбинных кораблей в ней. Деньги, вкладываемые во флот, не такие уж и большие. Государство не выдержит создания параллельных структур и технологий. Необходимо концентрирование на главном направлении".

Итак, ВМФ России - на пороге важных решений. Остается ждать и надеяться, что они будут способствовать развитию здоровой конкурентной среды, которая поможет российскому флоту получить лучшие предложения, стимулировать развитие отечественных технологий и промышленной базы, укрепит экспортный потенциал предприятий нашего ОПК....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка