Источник: газета «Коммерсантъ - Нижний Новгород»
Автор: Мария Кузнецова
Опубликовано: 02.02.2006, 13:56

Топ-менеджеров прокатят на авиатакси

из Москвы в Нижний Новгород


Как стало известно "Ъ", компания "Авиа Менеджмент Груп", дочернее предприятие группы компаний "Каскол", в марте 2006 года собирается запустить внутренние рейсы авиатакси на самолетах М-101Т нижегородского авиазавода "Сокол". Первые пассажиры авиатакси смогут добраться из Москвы в Нижний Новгород. Аналитики отмечают, что услуги авиатакси будут востребованы в основном корпоративными клиентами и менее привлекательны для частных пассажиров из-за разницы в цене с конкурирующими видами наземного и авиатранспорта.

Как рассказал вчера "Ъ" консультант по маркетингу ЗАО "Авиа Менеджмент Груп" (АМГ) Андрей Стась, компания в рамках проекта авиатакси будет перевозить пассажиров на шести- или четырехместных самолетах М-101Т "Сокол". Господин Стась сообщил, что маршруты авиатакси будут как фиксированными, так и "заказываемыми клиентом": "Это не исключает перелетов и в другие города в радиусе 1100 километров от места вызова такси. Единственное условие - в пункте назначения должен быть аэродром, сертифицированный для гражданской авиации и подтверждающий готовность принять наш борт". В числе первых маршрутов авиатакси - Москва - Нижний, Нижний - Самара, Самара - Саратов, Москва - Казань, Нижний - Казань. Затем среди направлений перелетов самолетов в рамках нового проекта появятся Оренбург, Киров, Чебоксары и города Центрального федерального округа - в частности, Брянск, Воронеж, Ярославль. Консультант по маркетингу АМГ отметил, что в России сейчас существует 9600 потенциальных маршрутов для пассажирских авиаперевозок: "Мы ориентируемся на 200-300 наиболее значимых направлений, по которым наши самолеты собственно и будут летать".

Первые рейсы будут регулярными, затем авиатакси можно будет заказывать и по телефону. Время ожидания авиатакси при телефонном заказе - три часа. Пока услуги "воздушного" такси будут оплачиваться только по безналу. Стоимость такой поездки будет на 20-30% выше цены билета на перелет регулярным рейсом в бизнес-классе самолета большой вместимости.

ЗАО "Авиа Менеджмент Груп" (АМГ) образовано в конце 2004 года группой компаний "Каскол" Сергея Недорослева и Агентством инвестиций и развития ТЭК группы "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова для реализации проекта авиатакси. В конце 2005 года Ространснадзор выдал АМГ свидетельство эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. АМГ в рамках проекта авиатакси будет перевозить пассажиров на самолетах М-101Т. Одномоторный турбовинтовой самолет М-101Т выпускается нижегородским авиастроительным заводом "Сокол", совладельцем которого является "Каскол". М-101Т способен перевозить до шести пассажиров на расстояние до 1400 км со скоростью до 430 км/ч на крейсерской высоте 7,6 км, может базироваться на грунтовых аэродромах. На M-101T установлен двигатель Walter M-601 F-32. Раньше самолет назывался "Гжель", теперь - "Сокол".

По словам председателя совета директоров АМГ Евгения Андрачникова, компания в феврале 2005 года заказала авиазаводу "Сокол" 45 самолетов М-101Т на общую сумму $67,5 млн., в целом инвестиции в проект составят около $70 млн., включая расходы на организацию движения. Первые три воздушных судна компания получит в феврале этого года, первый самолет в ближайшее время прибудет в Москву, сейчас он находится в стадии технической приемки. До конца этого года в проекте будет работать 15 самолетов. Остальные машины АМГ будет получать ежемесячно в равных долях до августа 2008 года. Самолеты будут базироваться в аэропорту "Внуково", где будут проходить предполетную подготовку, а техобслуживание авиатакси будет проводиться на базе завода "Сокол". Председатель совета директоров АМГ уточнил, что старт проекта запланирован на март этого года, первый рейс совершит четырехместный самолет VIP-версии.

По оценкам аналитиков, емкость российского рынка авиатакси, включающего вертолетные перевозки внутри Москвы и Подмосковья и перевозки пассажиров самолетами между городами на небольшие расстояния, составляет €1,5 млрд. Сейчас на утверждении правительства Москвы находится комплексная программа "Московское воздушное такси" авиакомпании "Атлант-Союз", предусматривающая вертолетные перевозки и перевозки пассажиров на бразильских тридцатиместных Embraer 120. В целом эксперты рынка пассажирских авиаперевозок говорят о том, что потенциал рынка авиатакси велик - малая авиация выполняет всё больше и больше рейсов внутри страны.

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев, говоря о сроках окупаемости проекта АМГ, заметил, что "здесь важнее капитализация, а не текущая операционная прибыль". По мнению господина Пантелеева, новый проект будет работать на долгосрочную перспективу, поскольку рынок авиатакси еще не сформирован, а в дальнейшем, когда планируется связать города, не имеющие прямого авиасообщения, услуга авиатакси не будет иметь аналогов, что и делает ее востребованной. С Олегом Пантелеевым согласен и гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, окупаемость проекта будет зависеть от продаж, а поскольку рынка авиатакси еще нет, то оценить будущий объем продаж, а значит, и срок окупаемости вложенных инвестиций очень сложно.

Аналитики отмечают, что услуги авиатакси будут востребованы в основном корпоративными клиентами - менеджерами среднего и высшего звена больших компаний и чиновниками. Олег Пантелеев считает, что компания АМГ должна провести большую работу по продвижению услуги авиатакси в первую очередь в корпоративном секторе - например среди крупных предприятий, на руководящий состав которых и рассчитан проект. Господин Пантелеев пояснил, что для частного клиента услуги авиатакси будут менее привлекательны из-за разницы в цене с конкурирующими видами наземного и авиатранспорта. Борис Рыбак в свою очередь также подчеркнул, что эффективность проекта напрямую зависит от того, как "АМГ справится с организацией движения". По этому поводу в ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород"" "Ъ" сообщили, что, вероятно, для авиатакси будут созданы особые условия прохождения рейсов с упрощенной процедурой оформления документов. Эксперты не исключают создания в региональных аэропортах дополнительных терминалов для пропуска пассажиров авиатакси.

Вы авиатакси заказывали?

Олег Сорокин, генеральный директор группы компаний "Столица Нижний":
- В 2005 году я воспользовался такой услугой дважды - мы летали в Казань и Москву, самолет Як-40 заказывали также в столице. Авиатакси по разумной цене и хорошего качества - вещь достаточно необходимая. В нашей компании такая потребность существует, хотя нельзя сказать, что она огромна. Правда, самолет М101Т, на который делает ставку "Сокол", лишь шестиместный, это, конечно, минимальная вместимость для бизнес-перелета.

Владимир Паченов, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Думаю, проект приживется. Есть очень состоятельные деловые люди, которым время дорого. Но, по моей информации, им может помешать отсутствие правил навигации для малой авиации.

Александр Поповский, директор филиала "Поволжье-СЗ" МТС:
- Я не заказывал. В Москву на авиатакси я точно летать не буду, так как считаю, что до столицы можно добраться с помощью более удобного вида транспорта, например, на машине или на поезде. А вот в Киров или Ижевск, находящиеся от нас на приличном расстоянии, мог бы заказать такое такси.

Михаил Рызлейцев, директор нижегородского филиала ИК "Брокеркредитсервис":
- Я бы воспользовался услугой авиатакси и думаю, что идея у нас приживется. Главное, чтобы был найден разумный баланс между ценой и качеством таких авиарейсов. Сейчас из Нижнего быстро добраться до любого города России, кроме Москвы, пока проблематично, поэтому авиатакси в любую часть страны были бы кстати.

Олег Рыбин, главный архитектор Нижегородской области:
- Я пока не заказывал, но отношусь к этой идее положительно. Я считаю авиатакси оперативным и удобным видом транспорта, тем более сейчас, когда страна занимается реализацией национальных проектов и ответственным людям срочно требуется решать профессиональные вопросы в различных частях России.

Алексей Носов, президент Нижегородской ассоциации предприятий быстрого питания:
- Лично я не заказывал и не собираюсь. Однако в Нижнем Новгороде много тщеславных людей, поэтому я не исключаю, что проект себя оправдает. Популярность этой идеи, на мой взгляд, будет зависеть от стоимости оказываемых услуг.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 2 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Д-41, М-201, М-101, Авиа Менеджмент Груп, Як-40, F-32, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Рыбак Борис, Пантелеев Олег, Международный аэропорт Нижний Новгород, Т-401, Авиа Менеджмент Груп (Dexter), Сокол (в процессе тестирования)