О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сибирь" может не дождаться RRJ

Авиакомпания "Сибирь" не обнаружила у предлагаемых "Сухим" самолетов нужных себе параметров

Вчера гендиректор авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев заявил, что не будет форсировать процесс создания и покупки авиакомпанией самолета RRJ (заказ на поставку 50 бортов авиакомпания подписала в 2004 г.). Наоборот, "Сибирь" станет постепенно покупать региональные самолеты другого производителя. Он не исключил, что это будет Boeing. Как пояснил Владислав Филев RBC daily, "Сибирь" не собирается отказываться от RRJ и разрывать предконтрактные соглашения с "Гражданскими самолетами Сухого", но если к моменту выхода на рынок этого самолета авиакомпания будет располагать достаточным парком региональных судов, то RRJ ей могут не понадобиться. По мнению экспертов, выбранные "Сибирью" Boeing 737-500 не достаточно эффективны с финансовой точки зрения. Однако примечательно, что заявление г-на Филева последовало вскоре после появления неофициальной информации об отказе "Аэрофлота" от RRJ. Не исключено, что причиной выступлений авиаторов против RRJ являются интеграционные процессы в отрасли.

ОАО "Авиакомпания "Сибирь" было создано в 1992 г., сейчас оно занимает второе место среди российских авиакомпаний по объемам перевозок пассажиров и использует около 53 магистральных лайнеров. Среди них 6 бортов A310-200/300, 10 бортов Boeing 737-500, 9 бортов Ил-86, 28 бортов Ту-154М, 2 борта Ту-204-100. Компания имеет 4 филиала и около 20 представительств в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Чистый убыток "Сибири" по итогам 2004 г. составил 838,7 млн руб. Валовая прибыль за девять месяцев 2005 г. - почти 1 млрд руб., прибыль от продаж - 398 млн руб. Авиакомпания "Сибирь" перевезла в 2005 г. 4,2 млн человек. 57,25% акций компании принадлежит первому заместителю гендиректора "Сибири" Наталии Филевой, государство контролирует 25,50% акций.

Вчера гендиректор "Сибири" Владислав Филев рассказал RBC daily о том, что не будет форсировать процесс создания и покупки авиакомпанией самолетов RRJ. Напомним, что заказ на 50 бортов RRJ авиакомпания сделала в 2004 г. "Параметры создаваемого самолета, к сожалению или к счастью, были изменены по сравнению заказанной нами моделью", - сказал вчера журналистам Владислав Филев. "Сибири" не понравился RRJ по цене и по вместимости. Авиакомпания всегда хотела эксплуатировать суда вместимостью более 100 мест. Предлагаемый RRJ имеет вместимость не более 95 мест. "Самолет должен быть другим по своим базовым характеристикам. Борт пассажировместимостью менее 100 кресел не может летать на 3,5-4 тыс. км. Проблема в том, что отечественный авиапром соревнуется, кто дальше и выше летает, авиакомпании же - в том, кто дешевле возит пассажиров. RRJ сейчас серьезно дороги", - резюмировал он. Кроме того, по его словам, для того чтобы самолет был эффективным, он должен иметь более легкий фюзеляж и экономный расход топлива.

По словам чиновника из Минтранса, пожелавшего остаться неназванным, самолет RRJ имеет большой конструктивный недостаток. Его двигатель расположен всего в 40 см от поверхности земли. Кроме того, может оказаться, что нарекания будет вызвать и сам двигатель, еще не введенный в серийное производство. "Это переделанный двигатель четвертого, а не пятого поколения, - констатирует источник RBC daily. - По шуму он не отвечает требованиям четвертой главы ИКАО. Из-за слишком низко расположенных двигателей RRJ также никогда не сможет отвечать требованиям пятой". По мнению чиновника, эти изначальные ошибки при проектировке делают самолет еще на бумаге неконкурентоспособным на мировом рынке. Да и как им не быть, если проект разрабатывает предприятие, которое никогда не занималось строительством пассажирских самолетов, недоумевает чиновник. В итоге самолет не сможет эксплуатироваться на региональных аэродромах, а иностранцам этот шумный и неэкономичный агрегат также вряд ли понадобится. Тем более, добавляет чиновник, "Сухому" вряд ли удастся начать серийное производство самолета в срок.

Вследствие этого "Сибирь" будет постепенно покупать региональные самолеты другого производителя. Владислав Филев пояснил RBC daily, что "Сибирь" не собирается отказываться от RRJ и разрывать предконтрактные соглашения с "Гражданскими самолетами Сухого", но если к моменту выхода на рынок этого самолета авиакомпания будет располагать достаточным парком региональных судов, то RRJ ей могут не понадобиться. Он не исключил, что это будет Boeing. По его словам, на сегодняшний день авиакомпания "Сибирь" эксплуатирует 10 стоместных Boeing 737-500, планируется, что до конца 2006 г. их будет 14, а к 2009 г. - около 20. Заместитель гендиректора АХК "Сухой" Вадим Разумовский комментировать выступления Владимира Филева отказался, сославшись на то, что не знаком с его речью. "Гражданские самолеты Сухого" имеют предконтрактное соглашение, подписанное еще в 2004 г., и будут работать в соответствии с этими договоренностями", - сказал он RBC daily.

Boeing 737-500 - действительно очень хороший и комфортабельный самолет, считает управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский. "Он, безусловно, зарекомендовал себя на рынке, - говорит эксперт. - Пассажир в нем лучше себя чувствует. Но он на 20% дороже, чем RRJ. Более того, его обслуживание также гораздо дороже. Американцы зарабатывают не столько на продаже самолетов, сколько на их обслуживании". По его мнению, с финансовой точки зрения, эксплуатируя данные самолеты, "Сибирь" сильно проиграет. Иван Андриевский усматривает в заявлениях топ-менеджмента "Сибири" и недавних аналогичных по духу неофициальных заявлениях представителей "Аэрофлота" другую подоплеку. По его мнению, это связано с экономическими войнами, которые идут за владение теми или иными авиационными активами. "Подобные заявления будущих приобретателей самолетов влияют на акционерную стоимость предприятий, которые задействованы в технологических цепочках по производству самолетов", - считает собеседник RBC daily....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка