О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отступать некуда. Впереди Москва

Сразу несколько авиаперевозчиков обратились в ФАС РФ и в различные суды с требованиями обеспечить равные права на осуществление полетов в удобное для них время

Вчера авиакомпания "Сибирь" добивалась разрешения осуществлять полеты в утреннее время из аэропорта Красноярска. Буквально накануне этому же перевозчику отказал в праве осуществлять полеты екатеринбургский аэропорт Кольцово. "Аэрофлот" добивался права летать в удобное для него время из челябинского аэропорта. Каждый раз, как признаются перевозчики, им отказывают предоставлять слоты на различных основаниях, стараясь ограничить конкуренцию на региональном рынке авиаперевозок.

В нашей стране экономика пассажирских перевозок так или иначе завязана на Москву. Безусловно, перевозчики развивают и региональные маршруты, но именно московское направление является самым рентабельным. Традиционно утром в столицу летят пассажиры бизнес-сегмента, которые желают прибыть пораньше, оперативно провести встречи и уже вечером вернуться обратно. Вторая часть пассажиров - те, кто летит транзитом через крупные российские города - Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Обе категории клиентов ориентированы на первую половину дня, поэтому перевозчикам очень важно получить право на вылеты из аэропортов в это время. Иначе пассажирам будет неудобно - им придется терять время, задерживаться и ждать свой рейс почти сутки.

Как отметил Игорь Волков, представитель пресс-службы авиакомпании "Сибирь", проблемы у крупных федеральных перевозчиков возникают, как правило, с аэропортами, которые не отделены от местных региональных авиаперевозчиков. "В интересах своей компании аэропорты под разными предлогами находят возможности не предоставлять удобные слоты другим перевозчикам: по техническим причинам, за счет создания административных барьеров и так далее. В результате сегодня у нас есть проблемы в Красноярске, Казани, на Дальнем Востоке. Наша авиакомпания не имеет ни одной монопольной линии, мы везде конкурируем с тем же "Аэрофлотом", поэтому вынуждены обращаться с соответствующими жалобами на аэропорты в ФАС. Иначе мы будет проигрывать своим конкурентам".

Отказ в слотах для "Сибири" Ольга Быкова, пресс-секретарь авиакомпании "КрасЭйр", которой и принадлежит красноярский аэропорт, прокомментировала следующим образом: "У нас в аэропорту проводился ремонт взлетно-посадочной полосы. Поэтому специалисты аэропорта сочли невозможным принять авиакомпанию на тех условиях, какие она выдвигала. Кроме того, у нашего генерального директора такая позиция: если компания приходит в аэропорт и хочет встать на самую выгодную линию, не поддерживая инфраструктуру аэропорта, или, как говорят специалисты, хабовый узел, то такие перевозчики не приветствуются".

Есть причины для отказов и в Екатеринбурге. Как заявила Юлия Федотова, представитель пресс-службы ОАО "Аэропорт Кольцово", пропускная способность на внутрироссийских авиалиниях аэропорта низкая: 350 - 400 пассажиров в час. "Поэтому мы не можем поставить рейсы на то время, которое запрашивают авиакомпании. Утром у нас и без того много рейсов. Да и в целом на Москву осуществляются полеты более 10 раз в день, недостатка на этом направлении нет. Поэтому, кто бы к нам ни пришел, будь то "Аэрофлот" или British Airways, мы бы все равно отказали".

Однако в "Сибири" за этим видят происки конкурентов. "До нас дошла информация, что в эту ситуацию вникал даже местный губернатор, который определенно заявил, что появление еще одного перевозчика на уральском рынке нежелательно. Мы запланировали начать полеты в Екатеринбург, получили на это разрешение от Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), дали объявление о продаже билетов. Однако через несколько дней это разрешение было аннулировано самим ФАВТ без объяснения причин", - отметили в "Сибири". Почему это произошло? На этот вопрос "Гудку" в Минтрансе так и не ответили.

Отказ аэропортов в выдаче слотов является наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства. "Например, в 2005 году к нам поступили три подобные жалобы. Нарушения действительно происходят в так называемых объединенных авиаотрядах, куда входят и аэропорт, и авиакомпания. Именно поэтому в Транспортную стратегию РФ включены положения о разделении аэропортов и авиакомпаний", - заявил заместитель начальника Управления по контролю и надзору на транспорте ФАС РФ Дмитрий Рутенберг.

Конкуренция на рынке авиаперевозок очень высокая. В России около 200 авиакомпаний, 25 из которых обеспечивают 80 процентов пассажирооборота. Понятно, что все хотят зарабатывать, поэтому компании выживают кто как может. Где-то удается мирно договориться, а где-то дело доходит до суда. Сегодня конфликты существуют в Перми, Красноярске и ряде других аэропортов, которые решили не пускать на свой рынок конкурентов. "Какое-то время ситуация останется без изменения. Но я думаю, как только общенациональные перевозчики всерьез займутся этой проблемой, они сумеют пролоббировать решения, которые смогут обеспечить им равные права на осуществление полетов в удобное для них время", - заявил Михаил Ганелин, аналитик "ЦентрИнвест Секьюритис"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка