О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бориспольский "котел"

Строительство нового терминала в "Борисполе" должно завершиться в 2007-м. Но пока мы чаще становимся свидетелями скандалов, чем трудовых успехов

Если кто усомнился, что предвыборная гонка оголит массу наших проблем и выплеснет тонны компромата, спешим разочаровать. Оголяет и выплескивает. Например, историю с японской помощью аэропорту Борисполь…

Театр начинается с гардероба, страна - с аэропорта. Наши главные "воздушные ворота" в Борисполе, как известно, шиком, достойным европейской державы, не блещут. Строительство же нового суперсовременного терминала по плану должно завершиться в 2007-м. Но пока мы чаще становимся свидетелями скандалов, чем трудовых успехов.

В марте прошлого года правительства Украины и Японии подписали соглашение о предоставлении Японским банком Международного сотрудничества кредита на 19 млрд. иен (около $172 млн.) под 1,5% годовых на 30 лет (выплата по нему начнется через 10 лет) для реконструкции нашего государственного международного аэропорта "Борисполь".

Идея такова: к 2010-му главный авиакомплекс страны надо сделать международным транзитным транспортным узлом ("хаб" по-западному) регионального значения. Для этого требуется построить новый комфортабельный терминал, перрон, рулежные дорожки, галереи к терминалу "В", автоматизированную заправку самолетов топливом, подъездные дороги, парковку, а также обустроить инженерную инфраструктуру (например, очистительные сооружения).

Пиррова победа

"Согласно условиям японского кредита, в 2006 году должны сдать первую очередь терминала "Борисполь". Однако на сегодняшний день работы остались на начальном уровне, а ситуация в аэропорту "Борисполь", оставляет желать лучшего", - сказал народный депутат Украины, член фракции Народной Партии в ВР, глава временной следственной парламентской комиссии по расследованию причин кризисной ситуации в авиации Украины Анатолий Левин.

По мнению народного депутата, руководство "Борисполя" злоупотребляет бюджетными средствами, блокирует реконструкцию и, плюс ко всему, не дает возможности проконтролировать расход бюджетных средств членам следственной рабочей комиссии, в составе которой - специалисты Госавиаслужбы и два народных депутата: Анатолий Левин и Кирилл Полищук.

В чем заключается злоупотребления - Левин доказал на примерах. В тендере на строительство галереи терминала участвовали несколько компаний: одна предлагала услуги за 16,618 млн. грн., вторая - 16,920 млн. грн., третья - 17,360 млн. грн., четвертая - 18,751 млн. грн, пятая - 19,890 млн. грн. Победила …последняя. Вполне возможно, предполагает парламентарий, на дешевизну бросаться и не следовало - рискованно. Но две компании предлагали вполне приемлемые условия и качество, то бишь, можно было сэкономить, как минимум, пару миллионов.

Еще момент. По программе японского кредита на предпроектную подготовку отпущено порядка $12 млн. Наша известная компания "Украэропроект" предложила свои услуги за 1 млн. 800 тыс. грн. У-у-у, сколько можно было сэкономить! Но чиновники от авиации дали отечественным проектантам от ворот поворот: даже документы не приняли к рассмотрению в конкурсе.

И это еще не все. Директор "Борисполя" Александр Шишков (он же глава Киевской областной организации Партии промышленников и предпринимателей Украины), по заявлению Левина, сдал в аренду 29 разным компаниям 316,55 га земли, принадлежащих аэропорту. Интересно, что соучредитель одной из компаний - "Норд", - получившей 44,3 га на 49 лет с правом выкупа, супруга господина Шишкова!

В собственности "Борисполя" осталось 838,8 га. Народный депутат считает: разбазаривание земель приведет к тому, что в будущем расширять авиакомплекс станет сложно, поскольку придется учитывать мнение арендаторов. Да и это не самое основное. Нонсенс в том, что согласно, законодательству, подчеркивает Левин, земли под аэропортами и железной дорогой имеют стратегическое назначение и не подлежат приватизации и продаже.

И, в конце концов, на бориспольском скандале пиарятся идущие на выборы политики. Не подпуская уполномоченных членов комиссии к документам, Александр Шишков констатирует, мол, указания получает от Анатолия Кинаха (секретарь СНБО, глава ПППУ). А в последнее время, рассказывает Левин, стал упоминаться в этом контексте еще и блок Юлии Тимошенко.

"Я не знаю, какую цель преследует Анатолий Кириллович в этом вопросе, но такая его позиция дестабилизирует в целом авиацию страны", - констатирует Левин. И добавляет, что уже обратился с запросом к господину Кинаху, но ответа пока не получил.

Зато…

"Я уже получил несколько предупреждений со стороны представителей тех политических сил, которые назвал: если я не прекращу попытки взять под контроль деятельность аэропорта "Борисполь", то у меня будут неприятности" - заявил Левин.

Народный депутат 11 января направил письмо Президенту Украины Виктору Ющенко. Но ответ гаранта оказался очень мягок - "разобраться".

"Очень сложно проходил мой запрос, - комментирует Левин. - Мне рассказывали, что в начале реакция Президента была резко негативная в отношении того безобразия, которое твориться в "Борисполе". Потом этот негатив определенные круги, приближенные к Президенту, немного сгладили… Ехануров на Госавиаслужбу написал то же самое - "разобраться". Приказом Госавиаслужбы по этому вопросу создана рабочая группа. Но сможет ли она работать? В "Борисполе" не хотят контроля".

Все державное - все мое…

Сотрудники аэропорта "Борисполь" поведали историю в несколько другом ракурсе. Они считают, что лоббирует свои интересы как раз нынешняя власть.

Глава профсоюзного комитета аэропорта "Борисполь" Александр Мартыщенко рассказал: частная компания "АвиаСвит" с октября строит новый терминал за $80 млн. Новые конструкции просто-напросто заблокируют развитие главного государственного аэровокзала - будут препятствовать доступу к терминалам "С" и "В".

Частная авиаструктура купила стратегические земли еще при старой власти. Противостояние "Борисполь"-"АвиаСвит" длится уже почти год. При премьерстве Юлии Тимошенко были поданы исковые заявления в суды о незаконном отчуждении земли и имущества летного комплекса. Тогда оглашалось, что материальный ущерб, причиненный "Борисполю" составляет более 7 млн. грн. Поскольку Юлия Владимировна участвовала в решении этой проблемы, к ней и сейчас обращаются за поддержкой и помощью. Это дает право дирекции аэропорта ссылаться на авторитет лидера БЮТ, считает Мартыщенко.

"Так что, никакой политической подоплеки тут нет. Мы просто ее пригласили на собрание трудового коллектива, чтобы она высказала свое мнение - как бывший премьер-министр", - сказал глава профкома.

С приходом премьер-министра Юрия Еханурова иски отозвали. В декабре 2005-го Минтранс, Госавислужба и авиакомпания "АэроСвит" подписали меморандум об урегулировании спорных вопросов, касающихся прав "АэроСвита" на ранее проданное имущество и земельные участки "Борисполя". По условиям упомянутого документа, терминал "АэроСвита" является составной частью бориспольского терминала и образует единый технологический объект. Но Александр Шишков меморандум не подписал, а трудовой коллектив поддержал своего начальника и даже потребовал считать эти договоренности недействительными.

Финансовый директор аэропорта "Борисполь" Наталья Гомболевская объяснила: "Компания "АэроСвит" планирует строить свой терминал на 3,5 млн. пассажиров в год. Ввести этот терминал в эксплуатацию они планируют в 2007 году. А к 2011-му намерены увеличить пассажиропоток до 4 млн. Речь идет о том, что авиакомпания строит этот терминал не под своих пассажиров, а под тот объем, который есть сегодня у аэропорта "Борисполь". Он по прошлому году составляет (без 70 тысяч) именно 4 млн. пассажиров. По сути дела, 99,9% сотрудников "Борисполя" борются потому, что речь идет не просто о строительстве терминала частной компанией, а о захвате бизнеса".

По утверждению финдиректора, единственный рентабельный пассажирский сбор во всех аэропортах - за пользование терминалом. Это средства, дающие возможность авиакомплексу развиваться. Такова, по ее словам, экономика всех аэропортов. У коллектива есть подозрения: государство намерено передать свой бизнес в частные руки.

"В прошлом году был продан аэропорт "Будапешт" - за $2 млрд. 202 млн. При этом, продали пакет 75% акций. Для сравнения "Криворожсталь" пакет из 93% акций продали за 24 млрд. грн. То есть, аэропорт как бизнес стоит примерно половину "Криворожстали", - констатировала Гомболевская.

Что же касается обвинений в злоупотреблениях, то финдиректор прокомментировала: аэропорт работает по договору с кредиторами. И "расшифровала": "Украина направляет запрос в Японию, в банк "Джибик", и если банк отвечает, что все процедуры соблюдены и все соответствует их правилам, только тогда платеж идет непосредственно из Японии тому, кто выполнял работы".

Сегодня трудовой коллектив и руководство "Борисполя" распространили обращение для СМИ, где, в частности, утверждают: "В последнее время многие политические структуры страны используют сложную ситуацию вокруг аэропорта как разменную монету в предвыборных баталиях, тем самым зарабатывая себе баллы в информационном пространстве, но не прилагая усилий для того, чтобы разрешить ситуацию с наибольшей выгодой для государства и его народа".

Сотрудники авиапредприятия считают: все имущественные и земельные конфликты между ГМА "Борисполь" и другими частными структурами должны быть решены в судах - это раз. А второе - во что бы то ни стало, надо остановить "предвыборный зуд" околоавиационных бизнесменов, политиков и чиновников, иначе можно вообще разрушить авиационную отрасль.

Ехануров - за Пинчука?

По информации пресс-службы БЮТ, Юлия Тимошенко поддерживает трудовой коллектив "Борисполя". Она считает, что на руководство аэропорта совершается "административно-олигархическое" давление.

"Мы убеждены, что Бориспольский аэропорт, который является международными воротами страны и лицом Украины, должен принадлежать государству, а не кланам" - констатируют бютовцы. Они уверены, что правительство приняло сторону бизнес-группы, приближенной к зятю бывшего украинского президента Виктора Пинчука.

"Очевидно, что политика "круглых столов" и мировых соглашений с олигархами, которая входит в стратегию деятельности Кабинета Еханурова, вредит международному имиджу Украины, наносит значительные убытки государству, - пишет официальный сайт фракции. - Демонстративным и дерзким свидетельством преступления является резолюция Премьер-министра Еханурова на постановлении правительства - с поручением генеральному прокурору осуществить ряд шагов в защиту права собственности Виктора Пинчука в ущерб трудовому коллективу и вопреки законам Украины. Фактически - это первое письменное свидетельство откровенной коррупции в высших эшелонах власти".

А бывший глава Службы безопасности Украины, бютовец Александр Турчинов вообще считает меморандум об урегулировании спорных вопросов между ГМА "Борисполь" и ЗАО "Авиакомпания "Аэросвит", как он сам сказал, "реализацией меморандума Ющенко-Януковича на практике".

"Таким образом, меморандум Ющенко-Януковича приобретает очень конкретный смысл. Соглашение про аэропорт - один из примеров того, для чего надо было подписывать этот документ", - резюмировал Турчинов.

БЮТ взял под свой контроль конфликт, создавшийся вокруг Бориспольского аэропорта, готова защищать права трудового коллектива.

Мнение Анатолия Кинаха "Главреду" узнать не удалось, поскольку, по информации пресс-службы ПППУ, глава партии сейчас в отъезде.

Можно было не сомневаться, что предвыборная гонка оголит массу проблем и "выплеснет" тонны компроматов. По большому счету, пассажиру все равно через какой терминал проходить: частный или государственный. Но тут, по всему видно, дело принципа. Жаль, мягко говоря, если из-за "баталий за парламентское кресло" пострадает государственный престиж, в данном случае, отечественная авиация.

Кроме того, есть опасение, что, посмотрев на внутригосударственные междоусобицы, японские партнеры возьмут да и не перечислят кредит. Ведь деньги пока не пришли, а значит, есть вероятность, что могут и не прийти! А ведь у Украины с восточными кредиторами программа на перспективу - они еще обещали помочь в строительстве моста в Николаеве под те же мизерные 1,5-2% годовых. Не лишиться бы таких щедрых партнеров!.....
Авторские права на данный материал принадлежат «Главред». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка