О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зеленым крыльям - красный свет?

Авиакомпания "Сибирь" продолжает бороться за свое место в воздушном пространстве Среднего Урала

Авиакомпания "Сибирь" продолжает бороться за свое место в воздушном пространстве Среднего Урала. Авиакомпания планировала совершать регулярные рейсы с 20 февраля. И тут же "Сибирь" потерпела первое поражение, аэропорт "Кольцово отказался предоставить авиакомпании слоты. Но сдаваться она, тем не менее, не собирается - следующий раунд аэропорта и перевозчика состоится весной.

Особенности южноуральских полетов

История "Сибири" началась задолго до превращения ее в "S7" и перекраски белых лайнеров в канареечно-зеленый. В частности приход авиакомпании на Южный Урал вызвал на рынке авиаперевозок большой резонанс. Все помнят, как компания долгое время и, по мнению ряда экспертов, не совсем законными способами, добивалась контроля над челябинским авиапредприятием несколько лет назад. И приобрела, в конце-то концов, контрольный пакет акций ЧАПа, к которому относится и челябинский аэропорт "Баландино".

О том, как яростно бьется "Сибирь" за место под солнцем также свидетельствует ее затяжной конфликт с другим перевозчиком "Аэрофлот - российские авиалинии". Давно и с переменным успехом спаррингуют "Аэрофлот" и "Баландино". "Аэрофлот" до сих пор доказывает и не без успеха, что ОАО "Челябинское авиапредприятие" отказывает ему в предоставлении утренних слотов на московское направление намеренно. "Российские авиалинии" усматривают в этом провокацию и нарушение закона о конкуренции. Эта тяжба тянется с 2001 года "Аэрофлот" до сих пор добивается удобного времени вылета и получает отказ. В результате взбешенное руководство главной российской авиакомпании обратилось в Федеральную антимонопольную службу, которая в свою очередь пообещала, что она этого так не оставит. ФАС уже одержал промежуточную победу - отказ аэропорта в предоставлении слотов был признан немотивированным и незаконным. Осталось ждать, когда в это дело вмешается Минтранс РФ.

Между тем, "Сибирь" однажды сама уже обращалась в ФАС. Когда авиакомпания пыталась выйти на красноярский рынок авиаперевозок, то ее точно также "пинали" с удобными слотами. В результате "Сибирь" обратилась в Красноярское антимонопольное управление с жалобой нааэропорт "Емельяново". Аэропорт продолжал игнорировать авиакомпанию, ссылаясь на то, что нет возможности принять ее лайнеры. Очень похоже на то, что "Сибирь", являясь фактическим владельцем аэропорта "Баландино", пытается устроить "Аэрофлоту" то же самое, что с ней в свое время произошло в "Емельяново". В свою очередь, схема прихода на красноярский рынок похоже повторяется и в Екатеринбурге.

"Сибирь" планировала выйти на наш рынок с 20 февраля. Еще до заключения договора с аэропортом "Кольцово", компания распространила в системах бронирования авиабилетов свое расписание рейсов по маршруту Екатеринбург - Москва, с указанием времени и типа воздушного судна. Затем компанию ожидало первое разочарование - "Кольцово" категорически отказал в слотах. Мотивация та же, что в "Емельяново" - нет возможностей обслуживать самолеты. Что же касается запланированных рейсов, то в "Кольцово" посчитали, что сибиряки поторопились.

Зеленые vs белые крылья

Насколько "Сибирь" агрессивна, мы уже знаем. Илья Новохатский, pr-менеджер авиакомпании отметил в разговоре с корреспондентом JM, что первая попытка последней вряд ли станет. Следующий "заход" "Сибирь" предпримет в марте. Судя по всему, пытаться попасть в расписание "Кольцово" компания будет до полной победы. Неизвестно, будет ли привлечена к этому местная ФАС, но у компании уже есть соответствующий опыт и, возможно, попытка будет сделана.

Что же мешает "Сибири"? Судя по информации из Красноярска, там не обошлось дело без влияния крупного местного перевозчика "КрасЭйр" ("Красноярские авиалинии"). На Урале таковым являются "Уральские авиалинии". В интервью JM коммерческий директор "УА" Кирилл Скуратов, высказался, что его компания не намерена уступать лидирующие позиции в "Кольцово" никому. Сегодня на московском направлении им принадлежит 58% всех рейсов. Остаток делят между собой "Аэрофлот", "Аэрофлот-Норд" и "Трансаэро". "Сибири" логически некуда вклинится, не подвинув коллег, которые летают здесь давно и не расположены к тому, чтобы их права кто-то ущемлял. Плюс ко всему, "УА" активно вкладываются в реконструкцию аэропорта и директор "Кольцово" Михаил Максимов неоднократно подчеркивал, как ему комфортно и удобно работать с единственным региональным перевозчиком. Периодически, правда, появляется информация, что неизвестные рейдеры скупают акции "УА" и, что компания вообще готовится к продаже. Вместе с тем, даже если консолидация акций "УА" и ребрендинг который Скуратовы затеяли - сигналы о том, что компания продается, то кто сказал, что "Уральские Авиалинии" уходят с рынка? Такой информации нет.

Сеть "УА" достаточно обширна и охватывает весь город. Это не только авиаперевозки, это еще и турфирмы "Клуб путешествий "Крылья" и "Европорт". Империя потомственных авиаторов Сергея и Кирилла Скуратова считается одной из самых успешных российских компаний в отрасли авиаперевозок и туризма. К тому же нам известно, сколь любезен администрации области аэропорт "Кольцово", в частности новый международный терминал - предмет особой гордости губернатора Эдуарда Росселя. Если благосклонность губернатора распространяется и на "Уральские авиалинии", то мы не исключаем что к борьбе авиаперевозчиков, был подключен и административный ресурс. По сути ситуация калькирована с красноярской истории.

А нужна ли нам "Сибирь"?

Когда появились первые сообщения о том, что "S7 Airlines" будут летать из Екатеринбурга в Москву, то многие размечтались о том, что новый игрок рынка сам придет с новыми тарифами, да и других перевозчиков заставит снизить цены. Однако, снижение тарифов в принципе вызывает большие сомнения. Если лететь "Сибирью" в Москву из Челябинска, то сумма по тарифу будет более пяти тысяч рублей. Челябинские цены сейчас не очень отличаются от цен екатеринбургских. Из Екатеринбурга в Москву сейчас улететь за 10.000 (билет туда и обратно) практически нереально, так что приход новой компании вряд ли бы изменил ситуацию. По крайней мере, случилось бы это очень не скоро.

К тому же, не стоит забывать и о том, что цены на топливо в "Кольцово" далеко не самые низкие в стране. Как говорят в аэропорту, стоимость 1 тонны авиационного керосина без НДС в январе 2004 года была 8 510 рублей в январе 2006 года уже 17 800 рублей. Это рост более чем в два раза. Тариф, впрочем, вырос всего на 53%. Хотя, делаем скидку на то, что рост цен на авиационное топливо ударил по всем российским авиакомпаниям - осенью прошлого года цены на ГСМ взлетели неожиданно и резко, так что все участники рынка перевозок назвали это событие катастрофой года. В "Сибири" не могут не знать о кольцовских ценах на топливо. Если компания упорно рвется на рынок, зная о его недостатках, значит, у нее есть веские причины.

Попытка попасть в Красноярск и Екатеринбург свидетельствует о том, что "Сибирь" хочет иметь узловые точки во всех крупных аэропортах страны. А "Кольцово" далеко не последний среди таковых. Поэтому пока можно что-то сделать, компания будет бороться. И возможно, что в марте зеленые лайнеры с эмблемой "S7" все-таки будут стоять в аэропорту "Кольцово"....
Авторские права на данный материал принадлежат «JustMedia». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка