О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сергей Иванов: "Иногда в месяц падало до шести самолетов из бывшего СССР"

Рассказывает техник по самолетам и двигателям С. Иванов, который мог оказаться на борту Ан-12, разбившегося в Уганде, спустя 9 месяцев после съемок в американском фильме "Оружейный барон"

2 февраля в российский прокат вышел американский фильм "Оружейный барон". В одном из его эпизодов появляется военно-транспортный самолет Ан-12, принадлежащий живущему в ЮАР россиянину Евгению Захарову. 8 января 2005 года, примерно через 9 месяцев после съемок, этот самолет разбился при взлете из аэропорта Энтеббе (Уганда). В российском экипаже, погибшем во время этой катастрофы, были трое сыктывкарцев: штурман Андрей Морозов, инженер по электрооборудованию Александр Медведев и техник по самолетам и двигателям Михаил Матвеев. На борту этого самолета вполне мог оказаться напарник последнего Сергей Иванов, который в конце 2004 года благоразумно отказался от очередной командировки в Демократическую республику Конго. Г-н Иванов, в свое время лично обслуживавший "героя" американского блокбастера, дал эксклюзивное интервью "ЗЖ".

- Вы как узнали о катастрофе в Уганде?

- У меня в Африке много друзей. Буквально через полчаса после аварии мне позвонили члены экипажа, который взлетал следом за этим самолетом. Сказали: Серый, так и так, самолет упал, разбился, горит. Но больше мы ничего не знаем. Звонили они, наверно, с воздуха. Через часа два они где-то сели и снова позвонили. Сказали, что до них дошли слухи, что там все погибли. Тут же позвонил летный директор фирмы из Киншасы (столица Демократической республики Конго - "ЗЖ"). Он подтвердил, что самолет разбился, но сказал, что пока по женам не идите, так как неизвестно, что с экипажем. Где-то в 9 вечера он снова позвонил. Сказал, что все, тянуть больше нечего, всех нашли, всех опознали. Дал команду собирать ребят и идти по женам. Одному-то страшно идти. Это такая миссия была, не приведи Господь. К тому же я и Сашка Медведев купили квартиры в одном подъезде. Его семья живет этажом выше. Я туда вначале пошел. Потом к Матвеевым, к ним, правда, не достучались. К Морозовым другие люди пошли. А потом наш маленький штаб занимался похоронами.

- Евгений Захаров, которому принадлежал разбившийся самолет, помогает семьям погибших?

- Да. Недавно еще мы деньги получили от Женьки. На годовщину и материальную помощь для каждой семьи. Сумма была приличной.

- Вы с г-ном Захаровым лично знакомы?

- Да, по работе. Он нормальный, веселый человек. Сам из Волгограда. Он одно время вместе с братом в компании работал. Брат у него летчик. Коммерцией ему не сильно понравилось заниматься, и он вернулся в Россию. Сейчас, по моим сведениям, летает на "Русланах". А Женька там живет безвылазно. Вначале он жил в Виндхуке, столице Намибии. Сейчас живет в ЮАР.

- У г-на Захарова, как судачат в интернете, был конфликт с другим выходцем из России - Юрием Сидоровым. Что не поделили?

- Они вместе владели компанией "Волга-Атлантик". У кого было больше акций, я не знаю. Они задумали хорошее дело - создать парк самолетов и сделать в Намибии техническую базу, которая была бы официально разрешена российскими властями. Для этого туда завезли оборудование: стремянки, подъемники, лабораторию. Были куплены запчасти, набраны специалисты из Екатеринбурга и Кирова. Это все делалось для того, чтобы обслуживать ангольские самолеты. Там было очень много самолетов из СССР. Я как-то на одном аэродроме в Анголе насчитал тридцать Ан-12. А были еще Ил-76, Ан-72 и другие самолеты. На ремонт их гоняли в Эмираты, там фирма "Волга-Днепр" этим занималась. Захаров и Сидоров хотели составить ей конкуренцию. До Эмиратов из Анголы 12-14 часов, а до Намибии всего четыре часа. Но проект не удался. В 2000 году Ангола запретила полеты самолетов Антонова. И они почти все улетели в Эмираты. На этом фоне между Сидоровым и Захаровым черная кошка и пробежала. Они разошлись. Женька Захаров создал свою компанию. Вначале она называлась Troika-Link, затем Aerolift. И мы, экипажи, техники, встали перед дилеммой, к кому уходить. Я, в конце концов, выбрал Захарова. После того, как Сидоров нас кинул. Отказался платить нам деньги за последний месяц работы.

- В Анголе опасно было работать?

- Иногда в месяц падало до шести самолетов из бывшего СССР. В основном падали украинцы. В основном их сбивали. Мы их звали беспредельщиками. Они черт знает что возили. Для сравнения, в "Волге" было строго-настрого запрещено возить воинские чины, старше капитана. Никаких подполковников, полковников и уж тем более генералов. Доходило до того, что мы фиктивно ломали самолеты, когда нас под угрозой пистолетов заставляли брать на борт какого-нибудь генерала. Боевики из УНИТА они ведь хорошо знали, кто куда хочет лететь. Оружия мы тоже не возили. И потеряли мы в Анголе всего один самолет. Была жесткая посадка. То же, что сейчас случилось в Мбужи-Майи.

- А Ан-12, который разбился в Уганде, когда у г-на Захарова появился?

- В 2000 году. Захаров купил его у вояк в Казахстане.

- А в Ираке этот самолет чем занимался?

- Это было в конце 2003 года, моя последняя командировка. Захаров предложил слетать на месяц в Ирак. Там очень замечательная работа была. Мы по всей стране возили деньги. Те, которые с Хусейном меняли на новые. В Багдад их привозили из Англии на Боингах-747, выгружали, а мы на Ан-12 и молдаване на Ан-72 развозили по стране. Кормежка и бытовые условия там были отличными, это не голодная Африка. Суточные платили по 50 долларов в день (следующей смене, кстати, стали платить уже по сто). Никакой заразы опять же. Платили очень хорошо, в несколько раз больше, чем в Африке. Кстати, как раз после Багдада этот самолет и вернулся в Африку, где снимался в фильме. Помню мне позвонил Слава Радомцев, сказал: я теперь кинозвезда. Сообщил, что кинорежиссер знаменитый американский предложил им в фильме сняться. Месяц или сколько, я точно не помню, они летали, снимались. А разговор Слава закончил тем, что американцы все сволочи. "Почему?" - спрашиваю. Да, говорит, режиссер смылся и деньги не заплатил.

- А в Африке сколько платили?

- Инженерам по 2-3 тысячи долларов в месяц. Пилотам примерно столько же.

- А в "Комиинтеравиа" техникам сколько платят?

- Тысяч десять в месяц. Рублей.

- В Африку на работу не тянет?

- Скажу так: и тянет, и не тянет. С каждым годом самолеты там все хуже и хуже. И все они так и кончат (показывает на фотографию Ан-12 9Q-CER, горящего на взлетно-посадочной полосе аэропорта Мбужи-Майи). Хотя в этом случае все хорошо закончилось. Люди остались живы.

Сергей Николаевич Иванов

Родился 19 июля 1960 года в деревне Чернятино Ивановской области.
Школу окончил в Жешарте. В 1980 году окончил Кирсановское авиационно-техническое училище.

В 1980-1999 гг. работал на технических должностях на авиационно-технической безе сыктывкарского аэропорта.

В 1999-2003 гг. работал в Африке. За эти годы побывал в шести командировках, продолжительность которых колебалась от шести до восьми месяцев.

С 2004 года работает в ОАО "Комиинтеравиа" техником-механиком по обслуживанию самолетов. Специализируется на обслуживании самолетов Ту-134 и Ан-24.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Зырянская жизнь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка