О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шок для потребителя

К летнему туристическому сезону авиакомпании собираются повысить стоимость билетов на чартерные рейсы

К грядущему летнему туристическому сезону авиакомпании собираются сильно повысить стоимость билетов на чартерные рейсы. Откажутся ли от полетов российские путешественники, за последние годы отвыкшие от дороговизны?

В конце января туроператоры традиционно начинают вести переговоры с перевозчиками о чартерных программах на лето. Утрясается количество рейсов на разных направлениях, уточняются даты и объемы перевозок, согласовываются цены на билеты. Как раз при обсуждении последнего вопроса участники туристического рынка получили неприятный сюрприз. Оказалось, что практически все авиакомпании, активно занимающиеся чартерными перевозками, собираются резко поднимать цены на свои услуги. В среднем по рынку подорожание билетов к лету составит 10-35% в зависимости от направления.

Сомнительный рост

Операторы ожидают, что в предстоящем сезоне спрос на зарубежные поездки существенно подрастет, и, соответственно, стараются увеличить объемы авиаперевозок. Так, рейсов в Грецию (в основном в северную, в Салоники и на Крит) может стать больше примерно на 30%. По мнению Реваза Мгеладзе, заместителя директора компании "Зевс Трэвел", греческий рынок - растущий, и тенденция к увеличению турпотока здесь особенно заметна в последние несколько лет. Поэтому операторы и решились поднять чартеров больше, чем в прошлом году. Но предстоящее подорожание авиабилетов может спутать им все планы.

Пока тарифные планы перевозчиков окончательно не сформулированы, конкретные цифры никто из участников рынка называть не станет. Но, по экспертным оценкам, стоимость летней чартерной перевозки вырастет примерно на 10-20%, что, естественно, отразится на общей стоимости турпакетов в Грецию. "Эта страна славится тем, что местные отели каждый сезон поднимают цены, причем далеко не всегда оправданно. На этот раз в подорожании путевки будут виноваты в основном перевозчики. Но клиентам не важно, кто мешает им отдыхать за запланированную сумму. Многие просто откажутся от поездки. Так что существенного увеличения потока в Грецию может и не быть, а дополнительные борта полетят полупустыми", - говорит Анна Очкова, коммерческий директор компании "Конгресс-тур".

На 15-25% в предстоящем летнем сезоне могут подорожать и путевки в Тунис. Операторы сейчас спорят, вырастет ли спрос на этом направлении. Одни эксперты полагают, что увеличения ждать стоит, поскольку интерес к стране обычно цикличен, и после спада последних лет должен наступить подъем. Кроме того, в Тунисе становится все больше отелей, работающих по системе "все включено", что традиционно привлекает российских туристов. Другие эксперты считают, что спрос резко не вырастет, если только на это направление не обратят внимание те, кто испугается птичьего гриппа в Турции.

Практически все участники рынка сходятся в том, что увеличивать количество чартерных рейсов в Тунис этим летом не стоит. "В прошлом году далеко не все кресла в самолетах были заполнены. В этом случае увеличение объемов совершенно не обязательно приведет к росту прибыли, особенно если учесть подорожание билетов", - считает Дмитрий Чичканов, ведущий менеджер по Тунису компании "Скайвэй".

Коммерчески невыгодным теперь становится и ранний (в апреле) старт чартерных цепочек на хорватские курорты Сплит и Дубровник. Министерство по туризму этой страны с нынешнего года отменило субсидии, которые прежде выплачивались операторам за организацию рейсов. Теперь, когда компаниям приходится рассчитывать только на собственные силы и тщательно определять свои реальные возможности, рейсы на Сплит и Дубровник начнутся не раньше июня. Тем более что тарифы здесь, по мнению Сергея Приголовкина, председателя совета директоров "Компании ПАКС", вырастут будущим летом довольно сильно - до 40% в некоторых случаях.

Выбора нет?

Основная причина подорожания билетов, которую называют перевозчики, не нова - это увеличение стоимости топлива. По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), деятельность авиакомпаний может быть гарантированно прибыльной, только если цены на нефть снизятся до $30 за баррель, а этого пока не предвидится. Кроме того, выкладки IATA базируются в основном на опыте работы зарубежных перевозчиков, у которых затраты на топливо составляют около 19% от общих расходов. У российских же компаний этот показатель значительно выше - примерно 32%. Правда, и цены на авиационный керосин у нас растут медленнее, чем за рубежом.

"При нынешней ситуации на топливном рынке приходится бороться за рентабельность каждого рейса", - вздыхает Надежда Савина, коммерческий директор "Континентальных авиалиний". Впрочем, подорожанием керосина отговариваются не все перевозчики. Так, Михаил Грибков, заместитель генерального директора "ВИМ-Авиа", прямо заявляет, что цены на билеты нужно поднимать, поскольку "необходимо прекратить разгул демпинга в чартерной сфере".

Нерегулярные рейсы заказываются и оплачиваются туроператорами заранее, вне зависимости от того, сколько кресел реально будет заполнено. Если поток был рассчитан неправильно, места продаются плохо, и, чтобы компенсировать хотя бы часть убытков, компании начинают распродавать билеты по дешевке. Так что возмущающий Грибкова демпинг здесь действительно присутствует довольно часто. Он невыгоден ни перевозчикам, ни операторам, но беда в том, что за последние годы, когда подобная ситуация была для рынка обычной, потребители успели привыкнуть к низким ценам и теперь вряд ли захотят входить в положение тех, кто оказывает им услуги.

"Клиент будет шокирован подорожанием транспортных услуг, по опыту прошлых сезонов он привык к другим расценкам на билеты", - считает Михаил Шаманов, руководитель консолидаторской компании "Мегаполюс Авиачартер". Он не хочет мириться с тарифным прессингом крупных авиакомпаний и пытается найти такие варианты перевозки, которые были бы "адекватны ожиданиям потребителей".

Увенчаются ли успехом поиски Шаманова, пока не ясно, тем более что другие участники рынка настроены к перевозчикам более лояльно. Туроператоры, с одной стороны, не заинтересованы в резком увеличении стоимости путевок и иногда даже уменьшают свою норму прибыли, чтобы компенсировать подорожание перевозки. Но, с другой стороны, долгое время работать себе в убыток компании тоже не могут, а в том, что стоимость билетов в обозримом будущем будет только расти, никто из участников рынка сейчас не сомневается.

"На самом деле нам тоже не нужна низкая цена на авиаперевозки, - признается руководитель одной из турфирм. - Но нам необходима конкурентоспособная цена. Если бы все авиакомпании держали тарифы примерно на одном уровне, то туристы восприняли бы подорожание нормально - ведь другого выхода у них просто не было бы".

Однако перевозчики повышают цены на свои услуги непоследовательно и даже неодинаково для всех заказчиков. Кроме того, некоторые авиакомпании в этом году изменили условия сотрудничества с заказчиками чартерных рейсов. Так, "ВИМ-Авиа" отказалась от практики сквозных сезонных депозитов, в обмен на которые в прошлом году гарантировала специальные цены. Теперь перевозчик предлагает операторам просто кредитовать себя - под проценты, примерно равные банковским. Тарифных преференций за это не полагается, но лояльность авиакомпании для турфирм важна.

Новые схемы сотрудничества и не до конца согласованное увеличение цен создают нервозность на туристическом рынке. Операторы пытаются найти самый оптимальный вариант и поэтому медлят с выбором перевозчика на предстоящий летний сезон. Если этот процесс и далее будет затягиваться, чартерные программы в текущем году могут стартовать позже обычного. Потом участники рынка бросятся наверстывать упущенную выгоду, и это приведет к новому росту цен на путевки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка