О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиационные дрязги: работа стоит, аэропорт дерибанят, а страна "пролетает"

Бюджетные деньги всегда были лакомым куском для разного рода руководителей. Примером стал скандал вокруг использования руководством аэропорта "Борисполь" средств, выделенных на реконструкцию аэропорта

Бюджетные средства всегда были лакомым куском для разного рода руководителей, мечтающих втихомолку поживиться за чей-либо счет. При этом ловким чиновникам абсолютно неважно, о каком бюджете идет речь - государственном, ведомственном или о бюджете частной компании.

Очередным примером такого "делового" подхода к исполнению своих обязанностей стал скандал вокруг использования руководством Государственного международного аэропорта "Борисполь" средств, выделенных на реконструкцию аэропорта. Внимание СМИ к данной проблеме привлек народный депутат Украины, председатель Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по расследованию причин кризисного состояния в авиации Анатолий Лёвин. Известно, что крупнейший аэропорт Украины, по европейским меркам, явно "не дотягивает" до статуса серьезного международного транспортного узла. Соответственно, чтобы не остаться навсегда на задворках мировых транспортных магистралей, необходимо было разработать и воплотить в жизнь проект модернизации аэропорта. Разумеется, на реализацию этого проекта необходимы серьезные финансовые средства. Словом, классическая для Украины ситуация - нужны деньги.

Надо сказать, высшее руководство нашей страны в данном случае сработало весьма эффективно. В марте 2005 года Кабинет Министров Украины подписал с правительством Японии соглашение о предоставлении Японским банком Международного сотрудничества целевого кредита на 172 млн долларов. Условия кредитования весьма симпатичны: 1,5% годовых, начало выплат по кредиту в 2015 году, срок полного погашения - 30 лет. Однако, руководство "Борисполя", похоже решило "пристроить" японские деньги с максимальной отдачей. Не забыв при этом и свои личные интересы.

Началось, как водится, с предпроектной подготовки. От участия в конкурсе была отстранена компания "Украэропроект", которая бралась осуществить эту самую подготовку за 1,8 млн гривен. Злые языки поговаривают, что "аэропроектовцы" пострадали из-за своей неуступчивости в вопросах предоставления "отката" руководству аэропорта вообще и его директору Александру Шишкову в частности. Но поскольку такие обвинения требуют серьезных доказательств, предоставим изучение этой темы правоохранительным органом. От себя лишь добавим, что в результате на предпроектную подготовку было отпущено 12 млн долларов.

Дальше - больше. В тендере на строительство галереи терминала "Борисполь" победила компания-подрядчик, предложившая… наивысшую цену. Таким образом, руководство аэропорта дополнительно "освоило" почти 4 млн гривен. Чем вызвана такая "щедрость", понять весьма сложно ведь технические требования к возводимому объекту были одинаковыми для всех претендентов, следовательно, основным определяющим фактором должна была стать стоимость строительства. В реальности же все получилось с точностью до наоборот.

Впрочем, претензии к первым лицам аэропорта "Борисполь" отнюдь не исчерпываются вопросами использования японских денег. В конце концов, данный кредит брался под государственные гарантии, и контроль за расходованием средств, смеем надеяться, будем весьма жестким. Что и подтвердили последние события: по информации Анатолия Левина, ГМА "Борисполь", узнав о пристальном внимании к расходованию кредитных средств со стороны депутатской комиссии, отозвало свою подпись из-под проектной документации. Якобы, для дополнительных консультаций.

По мнению Анатолия Левина, руководство "Борисполя" даже заинтересовано в том, чтобы свести предмет обсуждения к узкой теме использования кредитных средств. Мол, да, подмахнули непродуманно некую бумажку, но потом разобрались и исправили собственную ошибку. Кстати, господа депутаты, огромное вам спасибо за то, что открыли нам глаза на возможные злоупотребления.

На самом же деле, под шумок "нормализации" осваивания средств, полученных от японского банка, директор аэропорта Александр Шишков, похоже, намерен и далее проворачивать сомнительные схемы управления вверенным ему предприятием.

Ярчайшим примером таких схем стала эпопея с продажей и последующим выкупом здания лабораторного корпуса МГА "Борисполь". В 2003 году это здание было продано некоей компании, руководил которой ближайший родственник одного из заместителей Шишкова. В результате сделки на счет "Борисполя" было перечислено 1,35 млн грн. Позднее строение перепродали авиакомпании "Средиземноморские авиалинии", которые, не долго думая, взяли под залог этого объекта банковский кредит. Кстати, залоговая сумма оценивалась в те же 1,35 млн грн. До сих пор все логично, не так ли? "Странности" начались потом. Как выяснилось, "Средиземноморские авиалинии" задолжали аэропорту "Борисполь" немалую сумму - более 8 млн грн. Погасить долг они предложили, передав аэропорту… это самое находящееся в банковском залоге строение. И руководство "Борисполя" с радостью согласилось! Более того, для удовлетворения финансовых претензий была в спешном порядке созвана экспертная группа, которая определила, что долги "Средиземноморских авиалиний" составляют уже не 8, а 4 млн грн, а стоимость передаваемого аэропорту объекта составляет… почти 33 млн грн. Интересная цифирь получилась: долги авиакомпании чудесным образом уменьшились вдвое, а стоимость никому не нужного строения "неожиданно" возрасла" почти в 30 раз! Вследствие этого, МГА перечислило на счета "средиземноморцев" около 29 млн грн, составляющие разницу между суммой финансовых претензий и стоимостью передаваемого имущества. У любого здравомыслящего человека моментально возникнет вопрос: на чьи счета перекочевали эти взятые из воздуха миллионы? Однако Александр Шишков на такие "пустяки", похоже не обращает внимания.

Но самым больным вопросом для "Борисполя" является земельный. В настоящее время 335,95 га земли, принадлежащей аэропорту, отдано в аренду с правом выкупа разнообразным коммерческим структурам. Но это - тема для отдельного журналистского материала, который мы намерены опубликовать в ближайшие дни....
Авторские права на данный материал принадлежат «УРА-Информ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка