Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Калман Бомштейн, старший научный сотрудник кафедры "Системный анализ и управление" МАИ
Опубликовано: 08.02.2006, 11:05

Орлята не учатся летать

Складывается впечатление, что федеральные авиационные правила пишутся для того, чтобы все запутать


Неблагополучное положение авиационного комплекса России, сложившееся в результате стихийной приватизации, не могло не сказаться на отношении молодого поколения к авиации. Забыты традиции ДОСААФ - организации, много сделавшей для вовлечения юношей в спортивную авиацию, в технические кружки по моделированию, изготовлению планеров, дельтапланов.

История российской и советской авиации, развития авиационной техники рождала благородные традиции, своих героев - летчиков и инженеров, испытателей и конструкторов, отдавших жизни авиации. Герои войны остались на ее полях, а те, кто дожил до наших дней, попадают в поле внимания средств массовой информации лишь в связи с памятными датами прошедшей войны. Люди, которые создавали нашу историю, сражались на фронтах войны и выжили, теперь заняты борьбой за существование.

Морально и материально униженные, влачащие полунищенское существование, они уже никогда и ничего не смогут передать молодежи.

В обстановке идеологического вакуума в молодежной среде зарождаются всевозможные (не технические) движения, руководители которых манипулируют врожденной гордостью и патриотизмом молодежи в целях, весьма далеких от укрепления обороноспособности нашей страны.

Не мешайте молодежи мечтать

Вопрос о преемственности традиций сам по себе отпадет, если отдать себе отчет в том, что произошло с авиационной промышленностью России за последние 10-15 лет. С ее КБ, заводами, учеными, конструкторами, инженерами, рабочими, со всей системой подготовки кадров в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и в профессиональных технических учебных заведениях авиационной направленности. Без государственного системного подхода к возрождению авиационного комплекса страны говорить о возможности генерирования молодежного ядра, формирующего потенциал кадровой составляющей будущей России, не приходится.

Вспомним не столь далекую историю развития отечественной авиации. Нищая страна строила авиационные заводы, аэродромы, самолеты, ковала кадры, создавала авиационный комплекс. Тогда не закрывали и не застраивали престижными жилыми комплексами и дачами аэродромы, для того чтобы добыть деньги для обеспечения финансового процветания чиновников, не стирали с лица земли вехи истории нашей авиации, а создавали их. Находились деньги на создание советской авиации и на работу с молодежью, которая стремилась строить самолеты и летать на них.

Невостребованное в настоящее время желание летать, создавать новые летательные аппараты находит выход в самодеятельной авиации ФЛА, СЛА и в деятельности авиамоделистов (тех, кто строит самолеты в порядке частной инициативы). В этой среде рождаются настоящие профессионалы. Видимо, там и формируется молодежное ядро. Надо не мешать молодежи летать, а напротив, способствовать этому. Если государство не в состоянии материально помочь, пусть хотя бы не мешает делать это частным инвесторам. Если молодежь будет летать, то будет естественным путем возрождаться и развиваться авиация, будут востребованы авиационные кадры и техника.

Все уйдут в "партизаны"...

Можно, конечно, продолжать запрещать. Это развалит едва начавшуюся работу в организациях ФЛА и СЛА, однако полеты прекратить не удастся. Все уйдут в "партизаны", и продолжится печальная статистика, согласно которой в стране до 80% площадей сельскохозяйственных угодий обрабатывается "несуществующей" сверхлегкой и легкой авиацией. Так продолжается уже много лет. И это несмотря на многолетнюю "борьбу" с этой авиацией.

В это время "партизаны" строят самолеты, делают для них оборудование, работают, учатся делать и работать лучше. Находят инвесторов. Происходит это в полном правовом вакууме, при достаточно явном, демонстративном проявлении отсутствия интереса со стороны государства. По существу, возникла целая отрасль народного хозяйства России, которую "не замечают" и с которой борются чиновники. И вместо того чтобы стать легальным высокодоходным бизнесом, не подмятым государством, эта отрасль "из света в тень перелетает".

Поэтому для начала государство должно прекратить мешать, прекратить уничтожать. Сделать это, очевидно и как ни странно, не смогут те, кто сегодня у руля, они слишком далеки от понимания состояния вопроса. Считая себя профессионалами, пытаясь удержать ситуацию под контролем, чиновники уже давно не понимают, что происходит, не знают, что и как делать. Для выхода из тупиковой ситуации необходимо обратиться к тем, кто занимается не теоретической, а практической авиацией.

Кто же эти люди, которые стремятся летать, любят авиационную технику, пытаются улучшить ее характеристики не в цехе авиационного предприятия или КБ, а в скрытом от "ока государева" месте, не соблюдая закон о техническом регулировании? Это люди самых различных социальных слоев населения, различных возрастных групп: Мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки: Как уберечь молодежную авиационно-спортивную техническую организацию от проникновения в нее криминальных элементов и предотвратить ее от захвата мафиозными структурами? Способ простой и проверенный: сделать ее деятельность легальной, доступной и прозрачной.

При существующем правовом вакууме хватает желающих (в том числе и в среде чиновников) обеспечить "крышу" для таких молодежных организаций для решения своих личных проблем. Это не перспективная угроза и не отдельные прецеденты, это сегодняшняя жизнь малой авиации. Отдушиной могут быть федерации легкой и сверхлегкой авиации, однако именно с ними борется государство (и надо отдать должное, успешно). Бездеятельность государства в отношении молодежных авиационно-спортивных технических организаций создает предпосылки захвата их мафиозными структурами. Что касается финансирования таких организаций, то именно благодаря частным инвесторам и развивается легкая авиация.

Как поставлено дело привлечения молодежи в авиацию и к начальной летной подготовке в центре и на местах? Если говорить о государстве, то ответ прост - никак. Систематической работы практически нет ни в центре, ни на местах. Работают самодеятельные клубы ФЛА, СЛА, "партизаны". И в центре, и на местах чиновники, представляющие государство, с ними борются, правда, за свои интересы, далекие от государственных.

При этом энтузиасты этого благородного дела сталкиваются с рядом проблем, включая кадровые, морально-этические, правовые, социально-экономические, технические и политические. Кадровая проблема связана не с нехваткой кадров, а со спецификой работы в малой авиации, требующей иных, чем в "большой", подходов. Порой люди, пришедшие из "большой" авиации и уставшие от жестких условий работы в ней, пытаются навязать малой авиации некую "хартию вольностей", порождающую беспредел в легкой авиации. Этому способствуют их личные связи в авиационных кругах и слабое законодательство.

Морально-этическая проблема связана с самими условиями функционирования малой авиации. Какое пагубное воздействие на молодежь, которая стремится в малую авиацию, может оказать обстановка постоянной тревоги и опасения за свою благородную деятельность, если постоянно приходится прятаться, летать как воровать, и все время чему-то не соответствовать (инспектор всегда придумает чему, а прокурор поддержит).

В правовой области господствует почти полный беспредел, вызванный некорректным и зачастую противоречивым содержанием Федеральных авиационных правил. Складывается впечатление, что все эти правила пишутся для того, чтобы все запутать (чиновники сами не все одинаково понимают, что там написано), и, как следствие, запретить легальные полеты.

Социально-экономические и технические проблемы связаны с нехваткой средств на приобретение необходимой авиационной техники и оплату труда летчиков-инструкторов. Заработать нужные для этого деньги на законном основании не дает государство, работать по закону летчиком-инструктором в таких организациях невозможно (нет правовой базы), да и средств на оплату его труда почти нет. Летчикам-инструкторам приходится подрабатывать сторожами.

Политическая проблема связана с ощущением ненужности авиации в родном Отечестве. "Реформаторы", вскормленные идеей фикс частно-государственного партнерства, твердят, что для России недостижим статус третьего мирового центра гражданского авиастроения в обозримой перспективе. Поэтому предлагают ей вступить в кооперацию с западными авиапроизводителями в качестве поставщика комплектующих.

Как же преодолеть эти правовые проблемы? Необходимо объективно разобраться в практике работы федераций легкой и сверхлегкой авиации, обобщить опыт их работы. И для начала прекратить разработку Федеральных авиационных правил для любительской авиации силами авиационных перевозчиков-профессионалов. Пусть каждый занимается своим делом и наводит должный порядок в своем хозяйстве. Любители пусть остаются любителями, профессионалы - профессионалами. Необходимо определить границу между ними, установить правила взаимодействия и перехода от одних к другим.

Не усложнять жизнь легкой авиации

Многолетняя практика запретов и ограничений показала свою неэффективность, пора это понять. За последнее время ситуация в "большой" авиации (заорганизованность, низкая исполнительская дисциплина, плохое содержание техники и т.д.) ухудшилась и, как следствие, усугубила проблему безопасности полетов. Уровень аварийности в легкой авиации не выше, чем в "большой". Поэтому не стоит усложнять ей жизнь. В федерациях легкой и сверхлегкой авиации дела обстоят не так уж плохо.

Следует отметить, что если бы государство проявляло заботу о возрождении молодежных авиационно-спортивных технических организаций, то, во-первых, эти организации действительно стали бы кузницей новых кадров для авиационного комплекса России, во-вторых, участие профессионалов в их деятельности продлило бы жизнь в авиации этим людям, а в-третьих, удалось бы эффективно использовать авиационную технику, имеющую необходимый ресурс.

В настоящее время реальными перспективами при наличии доброй воли государства обладают организации ФЛА, СЛА и РОСТО. Конечно, было бы намного лучше, если бы наш авиационный комплекс сам начал развиваться и смог бы содействовать эффективной работе этих организаций. Спортивная авиация может жить и без авиационного комплекса страны при должном отношении государства, а вот наоборот - сомнительно. Спорт всегда питал, питает и будет питать авиационную промышленность новыми идеями и кадрами.

Алгоритм привлечения молодых людей в авиацию следующий: "От модели - к планеру, с планера - на самолет". Для этого необходимо возобновить деятельность авиамодельных кружков и деятельность юношеских планерных школ. Причем полеты должны проводиться в доступных для школьников местах. Идеальное место для Москвы - Тушинский аэродром.

 

Дайджест прессы за 8 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 8 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Легкая авиация, ФЕСТ Лизинг Авиэйшн (в процессе тестирования)