Источник: газета «Ведомости»
Автор: Елена Мазнева
Опубликовано: 09.02.2006, 10:44

"Ильюшин финанс" исчезает


Глава Роспрома Борис Алешин придумал, что делать с опальной лизинговой компанией "Ильюшин финанс": объединить с ее конкурентом, Финансовой лизинговой компанией (ФЛК). Похоже, после всех проблем "Ильюшин финанс" с Генпрокуратурой чиновники не хотят видеть ее самостоятельной компанией, считают эксперты.

Ильюшин финанс и Ко" (ИФК) учреждена в 1999 г. государственным АК "Ильюшин" (15%) и "Внешконсульт Инвест" (85%), близкой к бывшему топ-менеджеру НРБ и нынешнему гендиректору ИФК Александру Рубцову. Сейчас 38% ее акций принадлежит государству, 36% контролирует НРК, 16% - у ВЭБа и 7,6% - у Рубцова.

ФЛК создана в 1996 г. правительством Татарстана, банком "Зенит" и ИФК "Солид". Сейчас, по данным ФЛК, 78% ее акций принадлежат Росимуществу, оставшиеся контролирует сама ФЛК и Татарстан.


ИФК специализируется на лизинге Ил-96 и российско-украинского Ан-148, ФЛК - на Ту-214 и RRJ. В рейтинге "Эксперт-РА" за 2005 г. ИФК занимает 17-е место среди лизинговых компаний России (с объемом сделок на 1,5 млрд руб. ), ФЛК в топ-100 не вошла.

В 2001 г. "Ильюшин финанс" и ФЛК выиграли объявленный государством тендер среди лизинговых компаний, готовых финансировать постройку новых лайнеров Ту-204/214 и Ил-96. В 2002 г. правительство выделило им на эти нужды $132 млн, заплатив $52 млн. за акции ФЛК и $80 млн. - "Ильюшин финанс". Год назад правительство решило, что обе компании должны войти в новый авиастроительный холдинг - Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK).

Теперь чиновники готовы поменять эту схему. "OAK нецелесообразно иметь две лизинговые компании, - заявил вчера журналистам глава Роспрома Борис Алешин. - ИФК, скорее всего, пригодится для решения задач маркетинга и продвижения продукции". Это всего лишь идея, готовых схем еще нет, уточнил Алешин "Ведомостям". Другой вариант - слияние двух лизинговых компаний, отметил он. Два близких к Роспрому источника говорят, что Алешин неоднократно озвучивал мысль о создании единой лизинговой компании на совещаниях авиастроителей. Эту идею готово поддержать Росимущество, утверждает чиновник этого ведомства.

Миноритарии "Ильюшин финанс" уже готовятся к худшему. "За прошлый год ИФК обвинили во всех грехах", - негодует основной владелец НРК Александр Лебедев. Прошлой весной чиновники решили, что в 2002 г. переплатили за акции "Ильюшин финанс". Против Рубцова возбудили уголовное дело по ст. 201 УК (превышение должностных полномочий) - сначала воронежская, затем Генеральная прокуратура. Басманный суд удовлетворил ходатайство прокуроров об аресте всех акций "Ильюшин финанс", кроме 38%, принадлежащих Росимуществу. Проект "Ильюшин финанс" по выпуску Ан-148 в России лишился господдержки, ему предпочли RRJ, отмечает Лебедев. Когда в августе Ространснадзор на месяц запретил полеты Ил-96 из-за обнаруженных дефектов, в этом обвинили "Ильюшин финанс", хотя производитель самолетов - подконтрольный государству Воронежский авиазавод добавляет он. "Это [заявление Алешина] звенья одной цепи", - уверен Лебедев.

Алешин отрицает, что идея объединить ФЛК и "Ильюшин финанс" возникла из-за "проблем" последней. Но выглядит все так, что "Ильюшин финанс" хотят "прикрыть", отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Лебедев не намерен голосовать за объединение. Предложений по продаже своего пакета от чиновников он пока не получал, но готов рассмотреть их, если устроит цена. Вложения НРК в "Ильюшин финанс" вместе с "потерянными" кредитами для воронежского завода депутат оценивает в $200 млн. В ФЛК от комментариев воздержались.

Впрочем, потерять блокпакет "Ильюшин финанс" Лебедев может и без вмешательства чиновников. В декабре компания выпустила допэмиссию на 7,1 млрд руб. Государство свои 2,75 млрд руб. уже внесло. А НРК решила не платить, пока суд не снимет ареста с акций. Такое решение совет директоров НРК принял 6 февраля (копия проекта протокола заседания есть у "Ведомостей"). По проспекту эмиссии дополнительный выпуск будет признан действительным и без оплаты доли НРК, говорят представители "Ильюшин финанс". Так что если к июню НРК свои деньги не внесет, государство получит более 50% акций "Ильюшин финанс" (если оплатят все акционеры, кроме НРК). А доля Лебедева размоется до 24%.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ту-214, Ильюшин Финанс Ко., Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Рейтинговое агентство "Эксперт РА", Ту-204-100, Ан-148, Лебедев Александр, Макиенко Константин, Самолетостроение, Татарстан (в процессе тестирования)