Источник: газета «DP.Ru // Деловой Петербург»
Автор: Елена Грибанова
Опубликовано: 09.02.2006, 13:49

Авиакомпании влетят в интернет


Российские авиакомпании готовы перейти на электронную систему бронирования билетов. Туристы в нетерпении. Однако менять ради новых технологий Налоговый кодекс Госдума не торопится.

В марте нынешнего года на заседании Коллегии Минтранса планируется провести презентацию систем продажи электронных билетов в России, сообщает "Турпром".

Сплошные выгоды

Как считают эксперты, одним из основных преимуществ электронного билета (e-ticket) для пассажиров является возможность через интернет самостоятельно составить маршрут своего путешествия, зарегистрироваться на рейс, выбрать место в салоне самолета и заказать сопутствующие услуги. Авиакомпаниям нововведение позволит существенно сэкономить на бланках и накладных расходах (по данным Международной ассоциации транспортной авиации (IATA), e-ticket позволяет экономить на каждом пассажире в среднем около $9), а также увеличить прибыль за счет больших прямых продаж через интернет.

"Полет успешный"

Отечественные авиаперевозчики уже протестировали новинку. В компании "Трансаэро" рассчитывают, что через полгода каждый 20-й билет будет продаваться именно через сеть. Сейчас в компании, внедрившей e-ticket летом 2005 г., констатируют 25%-ный ежемесячный рост такого рода покупок. Помимо "Трансаэро", аналогичные технологии используют "Сибирь", три авиакомпании альянса AiRUnion - KrasAir, "Домодедовские авиалинии" и "Самара", а недавно к ним присоединились "Уральские авиалинии". А "Аэрофлот" уже объявил об успешном окончании полномасштабного тестирования полноценной версии системы e-ticket. В ходе тестирования было оформлено около 100 электронных билетов для всех типов перевозок, а также проверены функции обмена, возврата и погашения билетов. Компания официально объявила о том, что полностью готова к началу работы в новых условиях.

О своем интересе к e-тикетингу заявила и авиакомпания "Пулково", которая ради внедрения перспективных технологий даже перешла на новую систему электронного бронирования - Amadeus. В связи с реорганизацией компании и объединением "Пулково" с ГТК "Россия" введение новых технологий несколько затянулось. Тем не менее в настоящее время сотрудники "Пулково" проходят специальное обучение в Ницце, и к июню нынешнего года внедрение в авиакомпании электронной системы бронирования будет завершено.

Не помеха

Агентскому бизнесу электронный билет также пока не угрожает, утверждают участники рынка. Большинство экспертов сходится во мнении, что в России повторится американская схема, когда авиакомпании отдают большую часть билетов с существенной скидкой оптовикам, которые их распространяют уже через агентства. Пассажиру выгоднее купить билет на сайте агентской сети не только из-за большей скидки, чем дает сам перевозчик, но и из-за большего выбора самих перевозчиков, собранных на одном ресурсе. Это дает основания аналитикам полагать, что доходность тикетингового бизнеса (продажи билетов) сохранится на прежнем уровне.

В спячке

Однако полноценное введение в России электронного билета придется отложить до момента, когда Госдума удосужится, наконец, поменять отечественное законодательство. "Это, прежде всего, касается Налогового кодекса, где прописана необходимость бумажной формы договора между пассажиром и перевозчиком в виде проездного документа", - заявил Карл Руппель, директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Сейчас по закону бумажный авиабилет считается договором между пассажиром и авиакомпанией. Кроме того, для авиакомпании бумажный билет также является бланком строгой отчетности перед налоговиками. Внесение в Госдуму необходимых для введения e-ticket поправок запланировано в нынешнем году, сообщили в пресс-службе Минтранса.

Справка

Как купить билет в Интернете

В технологии продаж электронных билетов задействованы многие элементы, используемые при оформлении обычного проездного документа. Так, пассажир приходит за билетом в аккредитованное агентство, кассу авиакомпании или связывается с терминалом продаж через интернет, сообщает маршрут следования и планируемую дату вылета. Кассир или терминал предлагает пассажиру имеющиеся рейсы. Затем определяется оптимальный тариф для клиента, происходит знакомство с правилами обмена и возврата билета, вводятся паспортные данные пассажира и бронируется место. Далее в авиационной распределительной системе создается запись, в которой содержатся паспортные данные пассажира, перевозчик, пункт назначения, номер рейса, дата вылета. А уже при вылете на стойке регистрации агент просит пассажира предъявить распечатанный авиабилет или документ, удостоверяющий личность, после чего сверяется с базой данных, содержащей сведения о данном электронном билете. Далее пассажир предъявляет ручную кладь для оформления на рейс и получает посадочный талон, проходит личный досмотр, паспортный контроль и направляется на посадку в самолет.

 

Дайджест прессы за 9 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «DP.Ru // Деловой Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Россия", Авиакомпания "Уральские авиалинии", Международная ассоциация воздушного транспорта, Амадеус - информационные технологии, Уральские авиалинии (Ural Airlines), International Air Transport Association (IATA) (в процессе тестирования)