Источник: газета «Известия»
Автор: Ирина Мак
Опубликовано: 10.02.2006, 11:56

Поклевать в небе

Чем кормят на борту


В феврале компания "Аэрофлот - российские международные авиалинии" выступила с антиалкогольной инициативой: на всех коротких рейсах в экономклассе запретить бесплатный алкоголь. Даже вино. Горячительное на борту теперь можно купить, а на сэкономленные средства улучшить качество питания. Без спиртного в конце концов можно и обойтись: не выпивка, а именно еда остается в нашей памяти от полета, когда мы оказываемся на земле. Что в самолете можно съесть бесплатно, а если нельзя, то сколько это стоит? Эти вопросы будоражат умы всех пассажиров. Ответов на них столько же, сколько авиакомпаний.

Голодайте или платите

Популярнейшие бюджетные авиакомпании (у нас больше других известны немецкие Germanwings и Germania Express) не кормят своих гостей вовсе. То есть не кормят бесплатно: сэндвич за евро плюс кока или пиво за столько же - и вы доживете до посадки. Условия божеские, если учесть, что в эконом-классе SAS (Скандинавских авиалиний), где с 2004 года на европейских рейсах бесплатно тоже не кормят, сэндвич обойдется в 7 евро, а напиток - еще в 3. При этом теперь на SAS можно летать в салонах трех классов: business, econom flex и есопот, и не кормят только в последнем, где цены на билеты почти вдвое меньше, чем во втором. Так что все равно выгодно. Но не надейтесь сэкономить, съев на борту собственный бутерброд с сыром - ни есть, ни пить там ничего постороннего нельзя: или голодайте, или платите.

Не кормят в пути и на большинстве рейсов по США, и на сверхкоротких (до 1 часа 40 минут) рейсах Austrian Airlines. У австрийцев здесь действует программа "бистро", по которой закуски надо покупать (минимум за 3, 5 евро). Зато чай с кофе прилагаются бесплатно.

Где кормят бесплатно

Прежде всего к этой щедрой категории относятся российские авиаперевозчики. Причем если Аэрофлот и раньше отличался достойным качеством еды, то теперь соотечественники его догоняют. Особенно "Трансаэро" с его великолепным специальным питанием.

Впрочем, и обычная самолетная еда, будь то курица или рыба (говядину подают реже, самолетах почти не бывает), вызывает подчас приятные воспоминания. Если лететь Austrian Airlines часа два, вам предложат полноценный обед, состоящий, например, из индюшачьего стейка и тальятелли на горячее или из равиоли с пармезаном и соусом из трав, тыквы с паприкой на закуску и абрикосового пирожного на десерт. А к кофе подадут конфетку Mozart, ради которой многие пожертвуют и выпивкой.

Подадут ли вам то же на обратном пути? Наверняка. На большинство европейских рейсов бортовое питание загружают в расчете на оба конца, и лишь на океанских перелетах обратно берут местное, но приготовленное в соответствии с требованиями авиакомпании.

На трансатлантических рейсах SAS, как и прежде, в эконом-классе пассажиров встречают радостные стюардессы с корзинками, заполненными горячими булочками, кормят по часам (завтрак-обед-ужин) и даже, как встарь, наливают водку, виски, коньяк, не говоря уже о пиве и вине. А в бизнес-классе или флекс-экономе SAS и не вылетая из Европы можно претендовать на обед, и большинство выбирают сказочную лососину на пару, приготовленную по старому скандинавскому рецепту. Но бизнес-класс - он и есть бизнес-класс, хоть на SAS, хоть на KLM (Голландских королевских авиалиниях) : заказ блюд по меню, стекло и фарфор, блины с черной икрой (на "Аэрофлоте"), неограниченный алкоголь... На KLM в бизнес-классе устраивают даже фестивали национальной кухни (не голландской, а итальянской, немецкой, японской).

Но истинная щедрость проявляется не в "бизнесе", а в тесном кресле "эконома". На рейсах British Airways, даже по Европе, где и булочки в корзинках, и чаи английский, и пиво - блеск, и страждущим нальют виски или рома. А чтобы в полной мере почувствовать щедрость авиаторов, стоит хоть раз воспользоваться услугами азиатских авиакомпаний - Singapur Airlines, JAL (Японских авиалиний), Cathey Pacific (компании, основанной в Гонконге) - или австралийского Quantas. Помните, Человек дождя говорил, что у Quantas ни одной аварии? Они не только летать - они и кормить, и поить горазды.

Увы, закрыт рейс JAL Москва-Рим, когда-то самый дешевый вариант перелета в столицу Италии, так что эконом-класс JAL - только для пассажиров дальних рейсов, на которых и другие кормят и поят обильно. Но на JAL у пассажира есть меню - и выбор, как в бизнес-ланче. Понятно, самыми вкусными на борту JAL остаются суши, причем по просьбе пассажира могут принести и добавку.

Выбор есть и в небе

Видели ли вы когда-нибудь, как бортпроводница разносит скромникам-вегетарианцам или хасидам нестандартные подносы? И не завидовали? Напрасно - в следующий раз попробуйте заказать себе что-то специальное. Надо только знать, что заказывать. В детском меню, например, есть пюре и заменитель грудного молока (с лактозой или без) для младенцев, а есть - гамбургеры для тинейджеров (меню для детей - до 12 лет включительно). Lufthansa предлагает детям блины с вишней, морковную лазанью, желе из ягод или клубничный мусс. Ваши дети будут это? Может, заказать им что-то более привычное? Например, то, что предлагает "Аэрофлот": овощи, злаки, сыр и ветчину, плюшку, пирожное, шоколадный батончик?

Но дети могут предпочесть и вегетарианское меню: овощную пасту, свежий салат, консервированные фрукты, кекс к чаю... Между прочим, это один из вариантов меню "Аэрофлота", которым на глазах автора год назад восхищались пассажиры рейса Москва-Дюссельдорф, а остальные исходили завистью. Вегетарианская еда вкусна и на "Трансаэро", Air France, SAS, British Airways, KLM, Delta, Swiss... Кроме того, на рейсах всех уважающих себя компаний вам предложат меню совсем уж специальное, от низкокалорийного до национального. Заказать его можно бесплатно. При бронировании авиабилета в режиме on-line вопрос о питании просто появится на компьютере, а вам надо будет на него ответить. В остальных случаях о кулинарных предпочтениях следует заявить заранее, не позже чем за 36 часов до вылета - чтобы авиакомпания успела ваш обед приготовить.

Чего изволите?

Некоторые виды специального меню, которое можно бесплатно заказать при бронировании авиабилета или не позже, чем за 36 часов до:

  1. Для младенцев
  2. Для детей до 12 лет
  3. Вегетарианское (с продуктами молочными и растительного происхождения)
  4. Вегетарианское азиатское (например, суши)
  5. Для индусов (острое, вегетарианское или с куриным мясом или рыбой)
  6. Кошерное (приготовленное в соответствии с правилами Кашрута)
  7. Мусульманское (без свинины)
  8. Для диабетиков (с низким содержанием сахара)
  9. Для больных полиартритом и при почечной недостаточности - с низким содержанием мочевины
  10. Для страдающих метеоризмом - без клейковины
  11. Бессолевое - для людей, склонных к отекам
  12. Низкокалорийное - для борющихся с лишним весом
  13. Богатое клетчаткой - для склонных к ожирению и при проблемах, вызванных работой толстого кишечника.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 10 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Air France (в процессе тестирования)