Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Павел Седаков
Опубликовано: 10.02.2006, 12:06

Гражданских диспетчеров обвинили как летчиков

На них обиделись в Минобороны


Генпрокуратура предъявила обвинения двум самарским авиадиспетчерам службы управления воздушным движением по статье "Нарушение правил международных полетов". Гражданских диспетчеров обвиняют в том, что 12 июля 2005 года они отказались подчиниться требованию военных выдворить за пределы воздушного пространства России вьетнамский лайнер Boeing 777-200, идентифицированный силами ПВО как самолет-нарушитель.

Имена диспетчеров, которым предъявлено обвинение, не разглашают ни органы следствия, ни их начальство. Известно, что утром 12 июля 2005 года они осуществляли сопровождение вьетнамского Boeing 777-200 авиакомпании Xangxong Vietnam, выполнявшего регулярные рейсы из Ханоя в московский аэропорт Домодедово. В тот день в 5.34 по московскому времени Boeing вошел в воздушное пространство РФ со стороны Казахстана и был идентифицирован военными как самолет-нарушитель. По их версии, поводом для такой идентификации стал тот факт, что вьетнамская сторона несвоевременно подала заявку на выполнение рейса в центр планирования и регулирования потоков воздушного движения, входящий в состав единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) России. Таким образом получилось, что самолет без разрешения вошел в российское воздушное пространство.

Об этом был поставлен в известность самарский районный центр ЕС ОрВД, размещенный в самарском аэропорту Курумоч. Начальник смены военного сектора ЕС ОрВД в Курумоче дал указание гражданской службе управления воздушным движением на выдворение лайнера за пределы воздушного пространства России и объявил по нему сигнал "режим" (то есть Boeing был признан нарушившим существующий режим полетов). От гражданских диспетчеров требовалось задержать машину в небе ("поставить самолет в зону ожидания") до выяснения причин ее несанкционированного появления. Однако после радиопереговоров с командиром лайнера гражданские диспетчеры разрешили ему полет на Москву и взяли под свое управление.

Как объяснили "Ъ" в ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги" (в ее состав входит служба управления воздушным движением), на самом деле вьетнамцы направили в Россию все необходимые документы, однако информация о Boeing 777-200 почему-то "не появилась в плане полетов, и военные оказались не извещены о нем". Но регулярный вьетнамский рейс был опознан гражданским руководителем полетов, получил соответствующее разрешение и благополучно приземлился в Домодедово.

После проведенной проверки начальник управления инспекции по безопасности полетов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Рудаков заявил, что "все официальные и необходимые документы, которые давали бы разрешение на выполнение полетов, имелись" и обеспечение полета вьетнамского самолета шло "в соответствии с утвержденными правилами".

Тем не менее Минобороны перевело этот инцидент на уровень скандала с уголовным оттенком. Для начала военное ведомство потребовало от Минтранса компенсацию в размере 500 тыс. руб. за приведение в полную боевую готовность сил ПВО, а затем добилось возбуждения уголовного дела против двух гражданских диспетчеров, и на днях им предъявили обвинение. От работы их отстранять не стали.

Как объяснил "Ъ" начальник службы управления воздушным движением Фарид Хамедуллин, авиадиспетчерам вменяется в вину нарушение правил международных полетов. "Но эти правила распространяются исключительно на экипажи воздушных судов", - пояснил господин Хамедуллин. По его мнению, обвинение в скором времени будет снято. "Оба диспетчера, - рассказал "Ъ" Фарид Хамедуллин, - специалисты первого класса, проработали по 20 лет. В случае же с этим лайнером они просто стали жертвой недопонимания между гражданскими и военными структурами, в частности, Министерством транспорта и Министерством обороны".

"На самом деле конфликт сильно раздули военные, - заявили "Ъ" в ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги". - Их разозлило то, что гражданские диспетчеры не выполнили их требования по первому слову". По информации ГУДП, "в настоящее время претензии взяты назад и инцидент можно считать исчерпанным". Правда, уголовное дело не закрыто и обвинения с диспетчеров никто пока не снял.

 

Дайджест прессы за 10 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 10 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Научно-исследовательский институт аэронавигации, Международный аэропорт "Курумоч" (в процессе тестирования)