О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полный улет

Международные авиаперевозчики обеспокоены ростом числа правонарушений на воздушном транспорте. Только "Аэрофлот" в 2005 году выявил на своих рейсах 99 "настоящих буйных"

Международные авиаперевозчики обеспокоены резким ростом числа правонарушений на воздушном транспорте. С того момента, как ведущие авиакомпании мира запретили курение на своих рейсах (эта мера начала вводиться с 2001 года), количество противоправных поступков со стороны пассажиров выросло более чем на 300 процентов. Не отстают по этой части и наши. И несанкционированным курением дело не ограничивается. Только "Аэрофлот" в 2005 году выявил на своих рейсах 99 "настоящих буйных". А с расширением географии полетов и частоты выполняемых рейсов российские авиакомпании прогнозируют рост числа заоблачных бесчинств. Между тем российское законодательство по отношению к воздушным хулиганам пока крайне лояльно.

В черном списке

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) делит все правонарушения на борту самолетов на три категории. К первой, наиболее опасной, относятся те, что создают непосредственную угрозу безопасности воздушного судна. Вторая категория включает в себя действия, связанные с созданием серьезных помех в работе экипажа. Третья - несоблюдение общепринятых правил поведения. Сюда относятся и возлияния на борту, и ссоры с пассажирами, и неподчинение требованиям бортпроводников: некоторые оригиналы, к примеру, неадекватно воспринимают простую просьбу пристегнуть ремень во время набора высоты или посадки.

- Пик хулиганства пришелся на 2001-2003 годы, - рассказывает заместитель начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азат Зарипов. - Тогда все рейсы авиакомпании "Аэрофлот" были объявлены некурящими. И это обстоятельство вызвало совершенно неадекватную реакцию. С того времени мы начали всех "сложных" пассажиров заносить в специальную базу.

Для чего это делается? Современная система бронирования авиабилетов устроена таким образом, что все данные о пассажирах, когда-либо попавших в черный список, автоматически поступают к агентствам, торгующим авиабилетами. Это позволяет уже на стадии бронирования предупредить экипаж о том, что на их рейсе будет присутствовать пассажир, требующий к себе особого внимания.

- Мы можем ограничить его в алкоголе на борту самолета, а также на время полета забрать спиртное, принесенное с собой, - говорит Азат Зарипов. - Бортпроводники еще на земле будут сориентированы на то, к чему готовиться. Мы, например, заранее знаем, чего можно ждать от тех или иных VIР-пассажиров. Некоторые не только грешат курением на борту, но еще и приговаривают: "Все знаю, но курить буду..."

Наиболее беспокойными, по словам авиационных специалистов, являются длительные перелеты, что в принципе понятно: стесненная обстановка, накопившаяся усталость. А также туристические направления, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Египет, куда люди часто летят большими компаниями и начинают отмечать свой отдых сразу же после прохождения паспортного контроля.

- На рейс Москва - Гавана бортпроводники собираются как на войну, - рассказывает инструктор и руководитель группы бортпроводников "Аэрофлота" Сергей Хабарин. - Нам часто приходится наблюдать такую картину: люди тащат за собой на борт "качалку" (пятилитровая бутылка виски. - "Итоги"). Неудивительно, что после двух часов полета они полностью теряют над собой контроль.

Конечно, авиакомпании пытаются еще во время регистрации выявить потенциального нарушителя и при неадекватном поведении снять его с рейса. Для этого вызываются сотрудники милиции, оформляется протокол. Проблема возникает, если такой человек все же оказался на борту. Бортпроводники авиакомпании "Аэрофлот" вспоминают недавний рейс в Бангкок: не вняв ни устным, ни письменным предупреждениям, изрядно выпивший пассажир начал ломиться в пилотскую кабину. Как только самолет сел в Бангкоке, дебошира сдали в руки местной полиции.

Нечто подобное наверняка наблюдали многие законопослушные авиапассажиры. И взывали при этом к представителям авиакомпаний, дабы те нашли на хулиганов управу. Но сделать это, как оказалось, не так-то просто.

Занесение в черный список - процесс многоступенчатый и, как показывает практика, достаточно сложный. Сначала бортпроводник должен вынести устное предупреждение нарушителю, который, например, громко разговаривает, поет или танцует между кресел (такое случается часто). Иногда устного предупреждения бывает достаточно. Но если разговором не удалось успокоить разбушевавшегося пассажира, командир воздушного судна выносит решение предупредить его письменно. Для этого на борту самолета есть специальные бланки на русском и английском языках, соответствующие общепринятым в международной авиации формам. В них указываются данные нарушителя, характер его проступка и предупреждение о том, что его действия мешают как остальным пассажирам, так и членам экипажа. Командир подписывает предупреждение, и оно вручается адресату. Если же и это не помогает, на буяна составляется рапорт - официальный документ, который передается правоохранительным органам по прибытии в аэропорт назначения. Только после этого пассажир попадает в черный список, и российские авиакомпании согласно статье 107 Воздушного кодекса РФ вправе отказать ему в обратном перелете. У человека просто-напросто аннулируется обратный билет без компенсации.

Свои черные списки ведут "Аэрофлот" и "Трансаэро". А вот авиакомпания "Сибирь", к примеру, нежелательных пассажиров не отслеживает. При этом даже в "Аэрофлоте" признают, что черные списки - мера скорее профилактическая, поскольку применить какие-то дальнейшие санкции в отношении буйных пассажиров российские авиакомпании не могут: "Мы транспортная компания, и любой имеет право на передвижение".

Закон суров, но... недостаточно

Российское законодательство по отношению к воздушным хулиганам проявляет терпение. Максимум, что им грозит, это штраф в 500 рублей или предупреждение от сотрудников милиции. "В случае возникновения нештатной ситуации весь груз ответственности ложится на плечи экипажа и бортпроводников, - говорит Азат Зарипов. - В то же время сотрудники гражданской авиации не являются представителями правоохранительных органов и могут действовать только в рамках предоставленных им прав. Единственное, что мы можем сделать, - это усадить возмутителя порядка в кресло и пристегнуть его ремнями безопасности. Но мы не вправе применять специальные средства - дубинки или наручники, а под уголовную ответственность хулиган подпадает лишь в том случае, если он нанес физические увечья другим пассажирам или членам экипажа. И вот тут возникает некая дилемма. Вроде мы должны проявить твердость, принципиальность в отношении хулигана и в то же время не нарушить общего доброжелательного общения с остальными пассажирами. Но почему мы не учитываем потенциальную опасность в воздухе, не делая сегодня разницы между нарушением правил поведения в автобусе и в самолете. Только введение жестких штрафных санкций сможет охладить горячие головы многих воздушных хулиганов.

С тем, что необходимо на законодательном уровне ужесточить штрафы за дебоши на борту самолета, согласны и в авиакомпании "Сибирь": "За подобные правонарушения должна быть более серьезная ответственность. А сейчас нет разницы, разбил ли ты стекло на трамвайной остановке или же начал бить ногами в иллюминатор на высоте 10 тысяч метров".

А выходки пассажиров часто влетают авиакомпаниям в копеечку. В октябре 2004 года самолет Ил-96, выполнявший рейс по маршруту Шанхай -Москва, совершил вынужденную посадку в Хабаровске из-за агрессивного поведения пьяного пассажира. Это обошлось авиакомпании в полмиллиона рублей, которые удалось взыскать с нарушителя порядка через суд. Но это пока единственный случай, когда ущерб был возмещен.

Российские авиационные специалисты надеются, что ситуацию сможет изменить федеральный закон о защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, находящийся на рассмотрении в Госдуме. Возможно, с его принятием санкции к нарушителям порядка будут ужесточены.

В мировой практике все по-другому. Там тоже хватает своих хулиганов, но они прекрасно знают, чем для них может закончиться разнузданное поведение на борту. Например, британские власти специально приняли закон, призванный урегулировать проблему хулиганства. Его нарушение может повлечь за собой взыскание штрафа, размер которого не ограничен, либо тюремное заключение до двух лет. Причем срок заключения может быть увеличен до пяти лет в том случае, если действия пассажира подвергли серьезной опасности самолет. Был инцидент, когда британский суд приговорил пассажира к году тюрьмы за отказ выключить мобильный телефон во время набора высоты. Нахождение же на борту самолета в пьяном состоянии и курение в туалетах обойдется штрафом в размере 5 тысяч фунтов стерлингов. Пассажиры, попавшие в черный список компании British Airways, могут на год или два лишиться права пользования ее услугами.

Безжалостно относятся к воздушным хулиганам власти Сингапура. Так, один из пассажиров, летевший из Австралии в Лондон через Сингапур, был приговорен местными властями к году тюремного заключения и оштрафован на 660 долларов за то, что в пьяном виде ударил стюарда.

Транспортный секретариат США также практикует крупные штрафные санкции в отношении буйных. Был случай, когда один наш соотечественник разбуянился во время полета. В аэропорту Нью-Йорка с ним цацкаться не стали, предложив на выбор три варианта решения его проблемы: штраф в 10 тысяч долларов, лишение свободы на две недели или пожизненное закрытие визы. Нарушитель порядка выбрал последнее.

Есть в мировой практике и доведенная до совершенства система "нежелательный пассажир". Нарушив правила поведения на рейсе одной авиакомпании, хулиган автоматически превращается в персону нон грата для остальных членов транспортного альянса, становясь практически невыездным. Кстати, в этом году "Аэрофлот" надеется войти в состав одного из таких альянсов под названием Sky Team, уже объединяющего таких перевозчиков, как Air France, Delta, а также национальные авиакомпании Южной Кореи, Мексики и Чехии.

Психологический момент

Что заставляет пассажиров терять над собой контроль на высоте? Например, многие пользующиеся воздушным транспортом оправдывают свое употребление алкоголя тем, что боятся летать. Мнение психолога-эксперта Дины Экбы на этот счет таково: "Нахождение в замкнутом пространстве в окружении незнакомых людей, необходимость оставаться в сидячем положении в течение нескольких часов подряд - ситуация для человека, безусловно, нештатная, и здесь выявляется не только степень его самообладания и внутренней культуры, но и умение быть наедине с собой. Так называемые воздушные хулиганы - это, как правило, люди, неспособные занять себя, не привыкшие проводить время в одиночестве, за чтением книги, просмотром фильма, прослушиванием музыки или просто в размышлениях. Чувствуют ли они страх перед полетом или восторг от начинающегося долгожданного отдыха, в любом случае со своими эмоциями в одиночку им не совладать. Им нужна компания и беспрестанное внимание окружающих". А между тем многие случаи неадекватного поведения могут объясняться как раз тем, что человек на борту самолета не получает достаточного внимания со стороны обслуживающего персонала. Не секрет, что уровень сервиса некоторых российских авиакомпаний, а также в аэропортах все еще оставляет желать лучшего. Кому не знакома такая ситуация: человек отстоял длиннющую очередь сначала на регистрацию, потом на пограничный контроль, затем выясняется, что рейс задерживается на несколько часов, после чего авиакомпания в лучшем случае принесет свои извинения за причиненные неудобства без объяснения причин задержки вылета. На взвинченное состояние накладывается волнение перед полетом, а, к сожалению, не все бортпроводники пока являются настолько хорошими психологами и не все авиакомпании - достаточно гостеприимными, чтобы снять это напряжение. Вот и выходит: полный улет!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка