О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Sabre и Amadeus поделят рынок авиабилетов

В этом году глобальные системы бронирования авиабилетов окончательно поделят между собой российский рынок, считают эксперты

Зарубежные системы бронирования авиабилетов в ближайшее время завершат передел российского рынка. Такого мнения придерживаются опрошенные RBC daily участники рынков авиаперевозок и тикетинга. На их взгляд, после того, как в 2006 г. будет внедрена система бронирования Sabre, услугами которой с прошлого года пользуется "Аэрофлот", станет ясно, каким образом распределятся доли на рынке авиабилетов. Наиболее вероятными лидерами эксперты называют Sabre и Amadeus, которые подвинут с первого места Gabriel. Крупным тикетинговым игрокам смена одной глобальной системы бронирования (global distribution system, GDS) на другую практически никаких сложностей не принесет. В то же время для небольших компаний, располагающихся в регионах, где позиции систем бронирования не так сильны, затраты на установку пультов и обучение персонала могут оказаться ощутимыми.

Сегодня на российском рынке присутствуют четыре GDS - Amadeus, Gabriel, Galileo и Sabre. Кроме того, на рынке работают отечественные инвенторные системы - "Сирена 2.3" и "Сирена-2000", представляющие собой базу данных о рейсах перевозчика, наличии свободных мест и т. п. Длительное время лидером среди систем бронирования была Gabriel. Ею еще в советские времена пользовался "Аэрофлот". Однако с развитием рынка перевозчики и агенты начали использовать и другие системы. В прошлом году национальный перевозчик заявил, что вырос из Gabriel и намерен перейти на систему бронирования Sabre. Для "Аэрофлота" смена GDS была ключевым вопросом. Переход на новую систему был вызван вступлением авиакомпании в международный альянс авиаперевозчиков Sky Team. Коммерческий директор "Аэрофлота" Евгений Бачурин в прошлом году не исключал вероятности того, что вслед за их компанией и другие авиаперевозчики будут переходить на эту систему.

Фактически тогда речь шла о том, что переход "Аэрофлота" на Sabre так или иначе спровоцирует передел рынка бронирования билетов. По всей видимости, этим прогнозам суждено сбыться. Как отмечает Борис Рыбак из Infomost, систему Sabre активно внедряют на российском рынке: авиаперевозчиков убеждают переходить на ее использование. Прежде всего, по словам собеседников RBC daily, речь идет о компаниях "Сибирь", "КрасЭйр", AiRUnion. Не исключено также, что подобный вопрос может рассматривать и "Трансаэро". "Чем больше компаний сконцентрируется на одной системе, тем лучше для рынка, - считает генеральный директор компании "Инна Тур" Дмитрий Горин. - Нельзя сказать, что стоит ожидать каких-либо кризисов из-за перераспределения долей GDS, во многом логичного". По словам г-на Горина, скорее всего, свой выбор на Sabre остановят AirUnion и "КрасЭйр".

Рассматривают вопрос о переходе на новую GDS и другие игроки. Так, в авиакомпании "Атлант-Союз" RBC daily пояснили, что из-за практически полного отсутствия регулярного сообщения они используют в работе систему "Сирена", которая уже не подходит для обеспечения полетов даже в ближнее зарубежье. "Через несколько месяцев авиакомпанией будет принято решение об увеличении регулярного сообщения, тогда встанет вопрос выбора системы бронирования билетов. Не исключено, что ею может стать Sabre", - отметили представители компании в разговоре с корреспондентом RBC daily. Той же позиции придерживаются и в "Сибири". Правда, там пока не говорят, когда будет осуществлен переход на новую систему бронирования. "На сегодняшний день "Сибирь" и наши агентства (компания имеет около 40 пунктов продажи авиабилетов) используют в работе систему Gabriel, но это не мешает руководству задумываться об улучшении обслуживания клиентов и сокращении издержек на дистрибуцию", - сказал RBC daily директор по продажам "Сибири" Илья Александровский.

Каким образом будут развиваться события дальше, покажет стратегия компаний, предоставляющих услуги систем бронирования. По мнению Петра Капицы, заместителя коммерческого директора компании Avantix.ru, вопрос заключается только в том, насколько оперативно будет идти оснащение агентов пультами. "Система Galileo сегодня занимает не больше 1% на российском рынке, - сказал он RBC daily. - Что касается других систем, то, очевидно, они будут конкурировать на уровне количества пультов, ведь их функциональность одинакова. Вхождение Sabre на рынок было обеспечено "Аэрофлотом", и я бы не стал исключать вероятности перехода на эту систему других компаний".

Г-н Капица считает, что трудности в этой связи могут возникнуть в первую очередь у региональных компаний, торгующих билетами. По словам Александра Шталенкова, генерального директора компании ITE LLC Moscow, агентства будут вынуждены использовать Sabre, но лишь частично и только для бронирования некоторых сегментов перелетов. В остальных случаях они смогут свободно продолжать пользоваться услугами привычных им систем. Сходного мнения придерживается и Борис Рыбак. "Агенты по продаже билетов вовсе не обязаны снимать свои пульты, работающие в системах Amadeus и Gabriel, - считает он. - В то же время они установят дополнительные терминалы Sabre. Естественно, это повлечет за собой затраты на покупку техники и ее обслуживание". По его словам, для мелких агентств покупка нового оборудования за 5-10 тыс. долл. может оказаться неподъемным бременем.

По словам Дмитрия Горина, 2006 г. станет решающим для конкурирующих GDS. "Если для перевозчиков переход на новую систему неизбежно связан с падением показателей продаж, то для агентов, особенно тех, которые расположены в удаленных регионах, ситуация усложнится, поскольку там и Sabre, и Amadeus имеют более слабые позиции, - сказал он RBC daily. - Но уже через год, когда компании начнут продавать через Sabre билеты иностранных авиаперевозчиков, ситуация прояснится. Я не исключаю вероятности того, что в итоге эти системы поделят рынок между собой, что называется, пятьдесят на пятьдесят"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка