О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отступление от летных законов недопустимо

В Главкомате ВВС РФ состоялась конференция по безопасности полетов

На прошлой неделе в Главкомате Военно-воздушных сил РФ состоялась конференция по безопасности полетов. В ней приняли участие около 200 офицеров и генералов руководящего состава ВВС, включая командующих армиями и командиров корпусов (дивизий). Конференцию открыл заместитель главкома ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Затем с основным докладом выступил генерал-полковник Александр Зелин - заместитель главнокомандующего ВВС по авиации.

Александр Зелин отметил, что конференция явилась логическим продолжением только что завершившихся летно-методических сборов руководящего состава Военно-воздушных сил. Правда, заместитель главкома по авиации тут же с сожалением констатировал, что в современных условиях сборы в ВВС не столько летные, сколько методические.

Затем докладчик заявил, что, несмотря на принимаемые меры организационного и технического характера, ситуация с безопасностью полетов в ВВС остается напряженной. По-прежнему налицо ничем не оправданные потери летного состава и дорогостоящей материальной части. Среди основных причин подобного состояния дел генерал Зелин в первую очередь назвал человеческий фактор. Уровень аварийности именно по этим обстоятельствам остается в Военно-воздушных силах очень высоким.

Всего в течение 2003-2005 гг. в ВВС зафиксировано 28 летных происшествий (10 катастроф и 18 аварий). Погибли 26 членов экипажей. Главная причина 16 летных происшествий (6 катастроф и 10 аварий) - упомянутый человеческий фактор. По годам количество летных происшествий распределяется следующим образом: 2003 г. - 12, 2004 г. - 9, 2005 г. - 7. Всплеск аварийности в 2003 г. во многом связан с приемом в состав Военно-воздушных сил армейской авиации. Именно катастрофы с вертолетами дали наибольший процент прироста летных происшествий в ВВС в целом. Обстановка к лучшему начала медленно меняться с начала 2004 г.

Особо Александр Зелин отметил трагические последствия воздушного хулиганства (зафиксировано 2 летных происшествия). Подобное поведение летного состава при выполнении полетных заданий вызвано в первую очередь бесконтрольностью со стороны руководящего состава частей и отсутствием в полках подчас элементарного порядка. Генерал-полковник при этом подчеркнул, что нарушение установленных полетных заданий наблюдается как со стороны рядовых летчиков, так и руководящего состава. Заместитель главкома по авиации также констатировал, что со стороны командования ослаблено внимание к средствам объективного контроля. По этим причинам после завершения летной смены действия авиаторов со стороны их командиров и начальников тщательному разбору не подвергаются. Кроме того, подчас в загоне находятся вопросы управления авиацией в воздухе. Остановившись на литовском инциденте с майором Валерием Трояновым, Александр Зелин подчеркнул, что управление этим перелетом не то что было неудовлетворительным - оно отсутствовало вообще.

Особо остановился генерал на правильных действиях летного состава в кризисных ситуациях. Заместитель главкома по авиации подчеркнул, что если тщательно изучать технику, практическую аэродинамику и скрупулезно готовиться к полетам, то вероятность летных происшествий можно значительно снизить. Правильные действия летного состава, считает он, надо поощрять в пределах существующих полномочий командиров и командующих. В частности, 21 мая 2005 г. при аварии самолета Су-25, на котором в полете возник пожар, пилот действовал грамотно и хладнокровно. Летчик сумел отвести горящую машину от крупного населенного пункта, чем предотвратил значительные человеческие жертвы. Об умелых действиях в экстремальной ситуации свидетельствуют и действия пилота Ми-8 18 августа 2005 г. под Хабаровском, когда во время выброски парашютистов у вертолета разрушился редуктор. Авиатор сумел посадить практически неуправляемую (без хвостовой балки) машину в режиме авторотации.

Александр Зелин остановился и на вопросах адаптации пилотов к дальнейшим полетам после катапультирования. Генерал считает, что если летчик действовал в воздухе правильно и грамотно, то подобный переход осуществляется легко. Если авария произошла по вине авиатора, то у летчика возникают сомнения в своих возможностях и, более того, возможен психологический кризис. Наряду с человеческим фактором, большие претензии у авиаторов и к техническому состоянию авиационной техники. В ВВС на вооружении состоит множество летательных аппаратов, срок службы которых близок к предельному. К таким машинам в первую очередь можно отнести Су-24, Су-25, Л-39. В частности, на Л-39 только за последнее время пилоты дважды садились при неисправном двигателе и дважды из-за возникших неисправностей были вынуждены прекращать разбег на взлете.

Выступающие на конференции дополнили докладчика. В частности, руководитель Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-майор Сергей Байнетов отметил, что среди причин аварий и катастроф, произошедших по вине личного состава, обычно называют недисциплинированность и неисполнительность. По мнению Сергея Байнетова, это не совсем так. Генерал главными причинами летных происшествий считает незнание и неподготовленность пилотов. В частности, он остановился на летном происшествии в 28-м гвардейском иап. 12 мая 2005 г. летчик майор Гусев погиб в результате столкновения с землей. Сергей Байнетов подчеркнул, что этого бы не случилось, если бы пилот был обучен крутить "бочки" и знал, что выполнение этой фигуры пилотажа с перегрузками ведет к потере высоты. Если бы офицер всем этим руководствовался, то он бы не стал "крутить" бочки на МиГ-29 на высоте 150 метров и остался бы жив. По этим же причинам, считает Сергей Байнетов, летчик Валерий Троянов оказался на территории Литвы. В основном это связано с уровнем подготовки и обученности пилота 177-го иап.

Особо выступающий отметил роль "летающих" генералов Военно-воздушных сил. В частности, руководитель Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ подчеркнул, что мнения и замечаний рядового летчика зачастую при испытаниях и полетах авиационной техники не слышно. А предложения и пожелания высокопоставленного генерала, уверен Сергей Байнетов, были бы услышаны и руководством Вооруженных Сил, и промышленностью. Кстати, сегодня в ВВС нет ни одного генерала, который бы летал на последних модификациях Су-27. Высшие офицеры летают в настоящее время на Су-25 и МиГ-29. А на Су-27 - ни одного. А ведь "летающий" генерал, помимо всего прочего, сильнейшая мотивация к повышению летной выучки для молодого летчика. Провозной полет с командиром дивизии или командующим армией начинающий авиатор запомнил бы на всю жизнь. Кроме того, когда летают генералы, тогда проблемы авиации они знают гораздо лучше. Сегодня подобная практика начинает утрачиваться.

Среди всего прочего Сергей Байнетов отметил, что в целях профилактики летных происшествий (их разбора и анализа) в Военно-воздушных силах очень слабо используется (за исключением вузов и 37-й ВА ВГК) видеотехника. Если взлеты и посадки отдельных самолетов еще фиксируются, то съемка воздушных боев или ударов по наземным целям забыта напрочь. Последний учебный фильм по этой тематике в архивах Минобороны датируется 1980 годом. К слову, съемка многочисленных юбилеев, которые с таким размахом стали отмечаться в последнее время в ВВС, производится с нескольких точек. Средства на фиксацию празднеств, как правило, находятся.

В заключение генерал-полковник Александр Зелин подчеркнул, что личный состав Военно-воздушных сил, несмотря ни на что, должен решать поставленные задачи....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка