Источник: газета «Бизнес & FM»
Автор: Артем Неверов, Ирина Русанова
Опубликовано: 16.02.2006, 10:56

Лететь на все четыре стороны


В ближайшее время у авиакомпаний может отпасть необходимость получать лицензии на конкретные маршруты. Если Минтранс согласится либерализовать этот рынок, для работы им потребуется только сертификат эксплуатанта и лицензии на перевозку пассажиров и грузов. Впрочем, вряд ли такие меры полностью решат проблему: пока неясно, как можно будет заставить региональные аэропорты не отстаивать интересы своих базовых авиакомпаний.

Как стало известно "Бизнесу", вчера в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (ее участники выполняют 75% перевозок в России) чиновники Минтранса и представители авиакомпаний обсуждали вопросы лицензирования авиаперевозочной деятельности. Согласно постановлению правительства N45 от 26 января 2006 года "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", Росавиация наделяется правом выдачи лицензий на грузовые и пассажирские перевозки. Уже в первом квартале 2006 года ведомство должно представить в правительство проекты правил лицензирования.

По сведениям "Бизнеса", в Минтрансе не исключают и кардинальной либерализации рынка авиаперевозок. В частности, рассматривается вариант, при котором Росавиация будет выдавать авиакомпаниям лицензии на перевозку пассажиров и грузов. При этом необходимость лицензирования конкретных маршрутов, как это происходит сейчас, отпадет вовсе.

Сейчас, как показывает практика, получить лицензии непросто даже национальному перевозчику. В январе этого года Росавиация не разрешила "Аэрофлоту" выполнять международные полеты из Санкт-Петербурга в Европу и Юго-Восточную Азию по 39 маршрутам. Еще один отказ Росавиация дала на этой неделе "ВИМ-авиа", которая собиралась летать из Москвы в Пермь на Boeing 757-200, мотивируя тем, что местный аэропорт по техническим параметрам не готов принимать такие самолеты.

Но, даже имея лицензию, перевозчик не всегда может начать полеты. Довольно много примеров, когда региональные аэропорты, отстаивая интересы базовых перевозчиков, под различными предлогами отказывали в согласовании слотов (времени вылета и прилета) авиакомпаниям с лицензиями. "ЮТэйр", например, не может выйти на рынки Перми и Минвод, а "Сибирь" уже который год пытается начать выполнение полетов из красноярского Емельянова, а недавно получила отказ от екатеринбургского Кольцова. А гендиректор "Домодедовских авиалиний" Сергей Яновой рассказал, что "Русское небо" и "Интеравиа" вообще начинали полеты из Магадана без лицензии.

О необходимости отмены лицензирования маршрутов говорили представители всех крупных авиакомпаний. "Невозможно планировать бизнес на несколько лет вперед, если мы не знаем, пустят нас в этот регион или нет", - считает гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов.

Небольшие перевозчики опасаются "открытия неба", которое приведет в их регионы крупные авиакомпании. "Существует риск, что при формальной отмене ограничений региональные аэропорты будут давать неофициальные преференции базовым перевозчикам", - отмечает пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский. Исходя из того, что авиационные власти поддерживают сокращение числа авиакомпаний в России, позиция крупных игроков им наверняка будет ближе. Выступавший на заседании представитель Минтранса Олег Труфанов даже предложил им участвовать в разработке новых правил.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 февраля 2006 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2006 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "ВИМ-АВИА", Мартиросов Андрей, B757-200F, Русское небо, ВИМ-АВИА (VIM Airlines) (в процессе тестирования)