О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бокс в телефонной будке

Несмотря на общий рост пассажиропотока на Западно-Сибирском авиарынке (2,2%), некоторые лидеры отрасли из-за обострившейся конкуренции снизили показатели своей работы

Прошлый год оказался не самым легким для авиакомпаний с сибирской "пропиской".

Несмотря на общий рост пассажиропотока в регионе (2,2%), некоторые лидеры отрасли снизили показатели своей работы. Одна из основных причин - обострившаяся конкуренция на Западно-Сибирском авиарынке, связанная с активным проникновением на региональные маршруты компаний из центральной и восточной частей России. Впрочем, аналитики уверены, что острая конкурентная борьба продолжится и в 2006 году - сформировав свои маршрутные сети, крупные игроки авиабизнеса будут теснить конкурентов на уже освоенных рынках.

В 2005 году авиарынок Сибири подвергся экспансии со стороны авиаперевозчиков из других регионов. Так, летом прошлого года со своими рейсами в Москву из Барнаула, Томска и Кемерова вышла авиакомпания "Владивосток Авиа". По словам начальника отдела по связям с общественностью "Владивосток Авиа" Александра Алексеева, основная цель компании - "не просто выйти на рынок перевозок из региональных центров в Москву, но выстроить маршрутную сеть из городов Западной Сибири на Дальний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион". Впрочем, несмотря на то, что в Томске и в Барнауле дальневосточный перевозчик нашел поддержку местных властей, отработав летний сезон авиаперевозок в Западной Сибири, "Владивосток Авиа" зимой свернула свою программу из Барнаула, сославшись на низкий спрос на этот рейс в зимний период. Возобновить полеты компания планирует летом 2006 года.

Также, опираясь на поддержку местных властей, о своем намерении начать полеты на направлении Новосибирск - Москва, заявила ГТК "Россия". Впрочем, планы компании - выйти на этот рынок в конце 2005-начале 2006 года - были перенесены на более поздний срок. Сейчас в ГТК "Россия" говорят о работе на новосибирском авиарынке с весны нынешнего года. Причины этого решения руководство компании предпочитает не комментировать. Участники рынка не исключают, что решающую роль в этом вопросе сыграл высокий уровень конкуренции на новосибирском направлении. Сегодня там работают "Сибирь", "Аэрофлот", "Трансаэро", которые в общей сложности выполняют семь рейсов в день на Москву.

Авиакомпании, которые давно работают на авиарынке Западной Сибири, в 2005 году также усиливали свое влияние на сибирских маршрутах. Так, "Аэрофлот" в 2005 году увеличил количество рейсов на маршруте Кемерово - Москва с четырех до семи в неделю. Помимо того, компания ввела второй утренний ежедневный рейс Новосибирск-Москва. Как пояснили "КС" в пресс-службе "Аэрофлота", это связано с ростом пассажиропотока на указанных направлениях: "Например, на направлении Барнаул - Москва динамика выражена не столь явно. Даже летом, когда количество пассажиров увеличивается, мы выполняли по этому маршруту один ежедневный рейс".

Активные действия конкурентов привели к тому, что авиакомпании с сибирской "пропиской" также озаботились укреплением своих позиций в регионе. "КрасЭйр", например, в прошлом году решилась на прямую конкуренцию с авиакомпанией "Сибирь" на "традиционных" для последней маршрутах. Еще осенью 2005 года красноярская компания объявила о полетах в Москву из Кемерова и Томска. Авиакомпания "Сибирь" в своем зимнем расписании сохранила открытый летом четвертый ежедневный рейс в Москву из Новосибирска.

Резкое обострение конкуренции в прошлом году в Западной Сибири участники рынка авиаперевозок объясняют тем, что в отличие, например, от Красноярского края, Западная Сибирь открыта для появления новых авиакомпаний. Напомним, что в прошлом году неоднократные попытки выйти на рейс Красноярск-Москва предпринимали "Сибирь" и "Аэрофлот". Однако ни одна из компаний пока не смогла получить разрешение авиационных властей для работы на этом рынке.

"Сформировав свои маршрутные сети, крупные авиакомпании вынуждены выходить на новые для себя рынки и теснить традиционных участников. Этому способствует и модернизация авиапарков компаний зарубежной техникой, которая берется в лизинг и поэтому требует интенсивной эксплуатации", - считает аналитик компании "ЦентрИнвест Групп" Михаил Ганелин.

"За последний год авиарынок Западной Сибири невероятно сузился", - считают его участники. И это притом, что, несмотря на традиционно высокую деловую активность в регионе, пассажиропоток возрос незначительно (2,2% по данным Сибирского ОУВТ Росавиации). Отправки пассажиров из аэропортов Сибири и вовсе снизились на 3,8%. Причины этого - рост цен на авиатопливо и, как следствие, рост тарифов на авиаперевозки. "Сегодня ситуация в Сибири напоминает бокс в телефонной будке, когда крупные авиаперевозчики толкают друг друга на региональных авиарынках, где сравнительно небольшой пассажиропоток. В такой ситуации жесткая конкуренция неизбежна", - говорит "КС" один из участников рынка.

Несмотря на конкуренцию, которая зачастую приводит к тарифным войнам между авиаперевозчиками, и высокие цены на топливо, в целом сибирские авиапредприятия закончили 2005 год с меньшими убытками, чем предыдущий. Так, по данным Сибирского ОУВТ Росавиации, убытки от авиационной деятельности за 2005 год в Сибирском регионе составили 88,76 млн руб. (в 2004 году - 1,2 млрд руб.). Зато кредиторская задолженность авиапредприятий в 2005 году по региону увеличилась до 8,4 млрд руб. (в 2004 году - 8,2 млрд. руб.). Одной из причин стали активные действия авиакомпаний, которые занялись модернизацией собственных авиапарков, и в условиях роста цен на авиатопливо меняют устаревшие воздушные суда на менее топливозатратные.

Аналитики уверены, что экспансия авиаперевозчиков в Сибирь продолжится и в 2006 году. Подтверждением этому может служить начало полетов компании "Вим-Авиа" из Барнаула в Москву (с февраля этого года). "Не исключено, что, реализуя свою программу развития внутрироссийских перевозок, более активно на региональных авиарынках в следующем году проявит себя "Аэрофлот", - считает Михаил Ганелин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка