О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Государство не отпускает "Самару"

Первое заседание по существу арбитража Самарской области по иску облпрокуратуры к авиакомпании "Самара" закончилось безрезультатно: рассмотрение дела будет продолжено 21 февраля

Первое заседание по существу арбитража Самарской области по иску облпрокуратуры к авиакомпании "Самара" вчера закончилось безрезультатно: рассмотрение дела будет продолжено 21 февраля. Прокуроры, как и на заседании суда четыре года назад, требуют признать недействительной сделку присоединения в 2000 г. компании "АэроВолга" к авиакомпании "Самара", которое снизило госпакет акций с 51% до 46,49%. Юристы сомневаются в перспективности этого дела для государства.

По данным ежеквартального отчета авиакомпании "Самара", ее крупнейшие акционеры на 31 декабря 2005 г.: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (46,49%), а также ООО "Аверс" (Москва, 19,67%) и ООО "Сибирская страховая компания "Саяны" (Красноярск, 19,67%), аффилированные "КрасЭйр". С конца 2004 г. входит в альянс AiRUnion (вместе с "КрасЭйр", "Домодедовскими авиалиниями", "Сибавиатрансом" и "Омскавиа"). По данным "СПАРК-Интерфакса", в III квартале 2005 г. выручка компании составила 1299,2 млн. руб., чистый убыток - 58,8 млн. руб. Авиакомпания "АэроВолга" создана в 1992 г. Ее уставный капитал составили один Ту-154М и два Як-42. На момент объединения акционерами компании были ООО "БиМар" (34%), Департамент по управлению имуществом Самарской области (21,24%), Сергей Манаков (6%), авиакомпания "Самара" (3,04%), Международный аэропорт "Самара" (2,17%) и несколько авиапредприятий ПФО (от 2% до 5%). В 2000 г. вошла в состав авиакомпании "Самара".

Решение о присоединении ОАО "Авиакомпания "АэроВолга" к ОАО"Авиакомпания "Самара" внеочередные собрания акционеров приняли в 1997 г. К 2000 г. в ходе допэмиссии ценные бумаги "АэроВолги" были конвертированы в акции авиакомпании "Самара", а "АэроВолга" ликвидирована. Практически сразу сделка вызвала нарекания облпрокуратуры, по мнению которой были нарушены интересы государства: госпакет в "Самаре" снизился с 51% до 46,49%, сделка была проведена без согласия правительства РФ. В октябре 2002 г. прокуратура обратилась в арбитраж с иском о признании договора о присоединении несостоятельным, но летом 2003 г. рассмотрение дела было прекращено. Причины обе стороны не озвучили, однако, как сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь "Самары" Александра Ирдулина, это было сделано по инициативе самой прокуратуры. А источник в Росимуществе рассказал, что в 2003 г. дело было закрыто по просьбе Минимущества, которое направило в прокуратуру письмо, где сообщало, что возьмет решение конфликта на себя. В 2003 г. по инициативе Минимущества вопрос о восстановлении госпакета был вынесен на годовое собрание акционеров "Самары". Предполагалось, что уставный капитал должен быть уменьшен за счет выкупа части акций у акционеров и их погашения, после чего госпакет увеличится с нынешних 46,49% до 51%. Но собрание не согласилось с этим предложением, мотивировав отказ тем, что оно может негативно отразиться на финансовом положении авиакомпании.

С чем сейчас связано возобновление интереса прокуратуры к сделке шестилетней давности, "Ведомостям" официально не пояснили ни в прокуратуре, ни в авиакомпании "Самара". Начальник арбитражного отдела облпрокуратуры привел суду те же аргументы, что и в 2002 г.

В компании AiRUnion связывают этот процесс с предстоящим объединением авиакомпаний, входящих в AiRUnion, в одно юрлицо, инициированное авиакомпанией "КрасЭйр" в конце 2005 г. Пресс-секретарь AiRUnion Ольга Трапезникова сообщила, что указ о создании единой авиакомпании был разработан Минэкономразвития еще в конце 2005 г. Сейчас он находится на стадии согласования и будет передан на подпись президенту. По подсчетам аудиторской компании "Пачоли", нанятой "КрасЭйр", в новой структуре правительству достанется лишь 42%. Росимуществу такой вариант не по душе, оно настаивает на сохранении госконтроля за объединенным авиаперевозчиком, сказала Трапезникова.

Руководство авиакомпании "Самара" считает иск незаконным. "Объединение авиакомпаний проводилось в соответствии с законодательством", - заявил пресс-секретарь "Самары" Александр Ирдулин. По его словам, юристы компании подали ходатайство в суд с требованием прекратить дело, так как аналогичный иск рассматривался арбитражем в 2002-2003 гг. и был отклонен.

Юристы сомневаются в перспективности этого дела для государства. Юрий Добронравов, директор юридической фирмы "Добронравов и партнеры", говорит, что уже прошел и срок исковой давности, в течение которого прокуратура могла оспорить сделку (три года), так что возвращаться к нему сейчас можно только при наличии доказанных злоупотреблений, имевших место при ее заключении (взятки, подложные документы и проч.).

Если иск по данной сделке уже рассматривался в суде и она была признана законной, прокуратуре будет трудно признать ее ничтожной, даже при иной формулировке исковых требований, добавляет Анатолий Юшин, управляющий партнер юридической фирмы А.S.T. LEGAL....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости - Поволжье». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка